Резолютивная часть решения объявлена 26.12.2017 г.
Полный текст решения изготовлен 16.01.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления,
Члены Комиссии:
Тимофеенко О.И. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Сафронова О.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Оберемок А.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 401/2017 от 19.09.2017 по признакам нарушения администрацией МО Северский район (353236, Краснодарский край, Северский район, ст.Северская, ул.Ленина, д. 69) (далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя - К Д С, в отсутствие представителя Ответчика - администрации МО Северский район,
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрено обращение КДС от 04.05.2017 г. N4358 на действия администрации МО Северский район (353236, Краснодарский край, Северский район ст.Северская, ул.Ленина, д.69), выразившиеся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами отказе гражданину (не имеющему на момент подачи заявки статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица) от принятия заявления о намерении участия в аукционе на право заключения договора купли-продажи участка площадью 46000 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенного в ст. Новодмитриевской Северского района, на территории кадастрового квартала 23:26:0903003.
В ходе рассмотрения обращения Краснодарским УФАС России установлено следующее.
Из представленных доводов следует, что 22.03.2017 на официальном сайте www.torgi.gov.ru, а также 23.03.2017 в районной газете "Зори" (выпуск N20), администрацией МО Северский район была опубликована информация о возможности предоставления в собственность за плату земельного участка площадью 46000 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенного в ст. Новодмитриевской, Северского района, на территории кадастрового квартала 23:26:0903003 для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности.
Целевое назначение участков: "питомники по выращиванию зеленых насаждений".
В установленный извещением срок (24.04.2017 г.) в администрацию МО Северский район от гражданина КДС было подано заявление о намерении приобретения данного участка.
Письмом от 27.04.2017 г. N па-17/3229 администрация МО Северский район сообщила следующее: "По результатам рассмотрения сообщаем, что к заявлению необходимо приложить свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. После предоставления необходимой информации, администрация МО Северский район вернется к рассмотрению данного вопроса".
На запрос Управления администрация МО Северский район сообщила следующее.
"Так как земельные участки с видом разрешенного использования: "Питомники по выращиванию зеленых насаждений" физическим лицам предоставляются исключительно с торгов, отказ администрации МО Северский район о предоставлении Д.С. Коробченко земельного участка, расположенного в ст. Новодмитриевской в кадастровом квартале 23:26:0903003, площадью 46000 кв.м. является обоснованным".
Однако, администрация МО Северский район не сослалась на норму законодательства Российской Федерации, в соответствии с которой отказала Коробченко Д.С. в принятии заявления о намерении участия в аукционе на право заключения договора купли-продажи участка.
Таким образом, согласно доводам администрации МО Северский район, так как Заявитель не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, он не имеет права на подачу заявки о намерении участвовать в аукционе, а также в дальнейшем на участие в аукционе на право заключения договора купли - продажи указанного земельного участка.
В ходе рассмотрения обращения Краснодарским УФАС России в действиях администрации МО Северский район установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Администрации МО Северский район Сочи выдано предупреждение N18896/9 от 03.08.2017 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, с требованием в срок до 03.09.2017 устранить нарушение.
Администрацией МО Северский район в положенный срок (06.09.2017) не направлены сведения об исполнении предупреждения.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России N 306 от 19.09.2017 возбуждено дело N 401/2017 по признакам нарушения администрацией МО Северский район части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Определением от 03.10..2017 рассмотрение дела назначено на 08.11.2017 в 15-00.
Определением от 08.11.2017 в целях выдачи заключения об обстоятельствах дела N401/2017 рассмотрение дела отложено на 26.12.2017 в 15-00.
При рассмотрении дела N401/2017 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее.
Согласно части 4 статьи 39.18. Земельного Кодекса Российской Федерации (устанавливающей особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности) граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Одновременно, Земельный кодекс Российской Федерации не только не ограничивает, но прямо предусматривает право граждан на участие в аукционах на право заключения договоров аренды земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Кроме того, согласно части 9 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи, в которой установлено, что участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Из указанных положений в их совокупности следует, что лицами, которые заинтересованы в получении земельного участка в собственность или в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, являются граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, при этом законодателем не установлено такого требования к гражданину как его регистрация в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не указывает, что заявления могут быть поданы только гражданами, создавшими крестьянские (фермерские) хозяйства, а наоборот предусматривает право граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств в равной мере претендовать на предоставление земельного участка для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Данный вывод подтверждается судебной практикой - Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 05.06.2017 по делу N А54-1257/2016.
Между тем, на стадии подачи заявки о намерении участвовать в аукционе, а также участия в аукционе и признания победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности, у гражданина нет обязанности приобретать статус индивидуального предпринимателя либо главы КФХ, поскольку возможность начала предпринимательской деятельности может быть связана именно с получением права аренды на такой земельный участок.
Граждане имеют законные основания после получения земельного участка или победы в проводимых аукционах получить статус предпринимателя и главы КФХ и приступить к освоению выставленных на торги земельных участков с видом разрешенного использования "питомники по выращиванию зеленых насаждений".
Таким образом, администрация МО Северский район осуществила действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 указанного Порядка.
Целью настоящего исследования является анализ состояния конкуренции при предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 46000 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенного в ст. Новодмитриевской, Северского района, на территории кадастрового квартала 23:26:0903003 для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу N 401/2017.
В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:
- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства N 401/2017;
- информация, размещенная на официальном сайте администрации МО Северский район.
Временной интервал настоящего исследования определен с 22.03.2017 (дата размещения извещения о возможности предоставления земельного участка на сайте www.torgi.gov.ru) по 24.04.2017 г. включительно (дата окончания приема заявок).
В соответствии с извещением, предметом предоставления является земельный участок площадью 46000 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенного в ст. Новодмитриевской, Северского района, на территории кадастрового квартала 23:26:0903003 для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности.
При проведении анализа рынка, установлен состав лиц, подавших заявления: Д.С. К.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
При указанных обстоятельствах в действиях администрации МО Северский район, выразившихся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами отказе гражданину (не имеющему на момент подачи заявки статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица), от принятия заявления о намерении участия в аукционе на право заключения договора купли-продажи участка площадью 46000 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенного в ст. Новодмитриевской, Северского района, на территории кадастрового квартала 23:26:0903003, установлено нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 47, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях администрации МО Северский район факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами отказе гражданину (не имеющему на момент подачи заявки статуса индивидуального предпринимателя либо юридического лица) от принятия заявления о намерении участия в аукционе на право заключения договора купли-продажи участка площадью 46000 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенного в ст. Новодмитриевской Северского района, на территории кадастрового квартала 23:26:0903003, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Председатель Комиссии: Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: О.И. Тимофеенко
О.А. Сафронова
А.А. Оберемок
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 1-401/2017
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
16 января 2018 г. г. Краснодар
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления,
Члены Комиссии:
Тимофеенко О.И. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Сафронова О.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Оберемок А.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании решения от 11.01.2018, принятого Комиссией по делу N401/2017 о нарушении администрацией МО Северский район (353236, Северский район, ст. Северская, ул.Ленина, д. 69) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Ответчику - администрации МО Северский район в срок до 20 февраля 2018 года совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
повторно рассмотреть заявление Коробченко Д.С. о намерении участвовать в аукционе согласно извещению N220317/1374795/01 с учетом решения Краснодарского УФАС России;
2. Администрации МО Северский район в срок до 23 февраля 2018 года представить в Краснодарское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Председатель Комиссии: Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: О.И. Тимофеенко
О.А. Сафронова
А.А. Оберемок
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 декабря 2017 г. г. N 401/2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.01.2018