Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: <_>;
Членов Комиссии: <_> - начальника отдела контроля органов власти;
<_> - начальника отдела топливно-энергетического комплекса;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти.
при участии:
- <_> - И.о. директора муниципального автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кемеровского муниципального района", представителя комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района;
- <_> - представителя ООО "Кузбасская энергосетевая компания";
- <_> - представителя АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания";
- <_> - представителя АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания".
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ N 135-ФЗ), жалобы ООО "Кузбасская энергосетевая компания", АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" и материалы жалоб N 177/11-18.1-2017, N 178/11-18.1-2017
УСТАНОВИЛА:
25.12.2017 в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ООО "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "КЭнК"), 26.12.2017 жалоба АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" (далее - АО "СибПСК") на действия организатора торгов - муниципального автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кемеровского муниципального района" (далее - МАУ "МФЦ Кемеровского района") при проведении торгов по продаже муниципального имущества электросетевого хозяйства Кемеровского муниципального района (извещение N 251017/1444194/01 от 25.10.2017 г. размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.torgi.gov.ru).
По мнению заявителей, нарушения выразились:
- в нарушении пункта 16.3 конкурсной документации, а именно: в неразмещении протокола рассмотрения заявок на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.torgi.gov.ru в день окончания рассмотрения заявок, а также в ненаправлении заявителям уведомлений о принятых конкурсной комиссией решениях;
- в неразмещении на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.torgi.gov.ru решения об условиях приватизации имущества, включающего условия инвестиционного обязательства; информационного сообщения о продаже данного имущества, включающего исчерпывающий перечень представляемых участниками торгов документов и требований к их оформлению;
- в нарушении порядка определения победителя, установленного конкурсной документацией;
- в необоснованном установлении критерия оценки участников конкурса, а именно: наличие в инвестиционной программе денежных средств на реконструкцию и (или) модернизацию приобретаемого на конкурсе имущества;
- в необоснованном предоставлении ПАО "МРСК Сибири" преимущественных условий в торгах по продаже муниципального имущества электросетевого хозяйства Кемеровского муниципального района.
Уведомлениями от 27.12.2017 г. N 11/12085, 11/12092 рассмотрение жалоб было назначено на 09.01.2018 г. на 14 часов 00 минут.
29.12.2017 г. в адрес Кемеровского УФАС России от МАУ "МФЦ Кемеровского района", комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района поступили письменные пояснения по изложенным в материалах жалоб N 177/11-18.1-2017, N 178/11-18.1-2017 обстоятельствам.
Из представленных письменных пояснений следует, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе все заявители были признаны участниками конкурса и допущены к участию в конкурсе. Результаты оформлены протоколом рассмотрения заявок претендентов на участие в конкурсе по продаже муниципального имущества электросетевого хозяйства Кемеровского муниципального района, N ПЗ/74 от 20.12.2017.
Согласно пункту 15.8 указанный протокол размещается организатором конкурса или специализированной организацией на официальном сайте торгов в течение дня, следующего за днем его подписания.
21.12.2017 протокол заявок был размещен на официальных "Интернет" сайтах Российской Федерации www.torgi.gov.ru и Кемеровского муниципального района www.kemzem.ru.
Также из представленных письменных пояснений следует, что в соответствии с пунктом 17.1 конкурсной документации конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных заявителями, признанными участниками конкурса. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Согласно пункту 17.3 конкурсной документации оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 17.2 конкурсной документации критерием конкурса является "Цена имущества". Коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса, составляет 0,25.
Вторым критерием согласно пункту 10 статьи 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" является "лучшие условия исполнения договора". Коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса, составляет 0,75.
В соответствии с пунктом 17.5 конкурсной документации на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе был присвоен порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора.
Так по совокупности коэффициентов критериев конкурса "цена имущества" и "лучшие условия исполнения договора" Единой аукционной комиссии были присвоены следующие порядковые номера:
- Заявке на участие в конкурсе ПАО "МРСК Сибири", присвоен номер 1 - общий коэффициент критериев конкурса составил 0,77.
- Заявке на участие в конкурсе ООО "КЭнК", присвоен номер 2 - общий коэффициент критериев конкурса составил 0,25.
- Заявке на участие в конкурсе АО "СибПСК", присвоен номер 3 - общий коэффициент критериев конкурса составил 0,13.
В соответствии с абз. 2 пункта 17.5 конкурсной документации победителем конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора согласно критериям и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
По результатам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по продаже муниципального имущества электросетевого хозяйства Кемеровского муниципального района, проведенных 21.12.2017, Единой конкурсной комиссией было принято решение: признать победителем конкурса ПАО "МРСК Сибири", заявке которого присвоен первый номер.
Согласно представленным письменным пояснениям в момент формирования и утверждения инвестиционной программы ПАО "МРСК Сибири" у него, как и у других участников торгов, отсутствовало какое-либо имущественное или обязательственное право в отношении имущества, составляющего предмет конкурса.
Данный факт подтверждается датами заключения и расторжения договора аренды (с 02.10.2017 по 25.10.2017), явившегося, согласно пункту 7 статьи 30.1. Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", основанием для принятия решения об условиях приватизации предмета конкурса.
Также из представленных пояснений следует, что 30.11.2017 в решение комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от 23.10.2017 N 84 "Об условиях приватизации муниципального имущества электросетевого хозяйства Кемеровского муниципального района" были внесены изменения. В частности в решение были включены инвестиционные и эксплуатационные обязательства обязательные для исполнения всеми заявителями.
На основании внесенных изменений в решение комитета в конкурсную документацию и извещение о проведении конкурса также были внесены изменения путем включения инвестиционных и эксплуатационных обязательств в договор купли-продажи имущества.
Из перечня документов предоставляемых заявителями для участия в конкурсе эксплуатационные и инвестиционные обязательства были исключены.
Учитывая изложенное подавая заявку на участие в конкурсе инвестиционные и эксплуатационные обязательства стали равными для всех претендентов.
Указанные изменения были размещены на официальных "Интернет" сайтах Российской Федерации www.torgi.gov.ru и Кемеровского муниципального района www.kemzem.ru 30.11.2017, а срок приема заявок был продлен на 20 дней.
Подробно доводы изложены в письменных пояснениях.
Присутствующие, 09.01.2018 г. на заседании Комиссии, представители ООО "КЭнК", АО "СибПСК" поддержали доводы, изложенные в жалобах от 25.12.2017 г.
На заседании Комиссии, состоявшемся 09.01.2018 г., представитель МАУ "МФЦ Кемеровского района", комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района по существу пояснений не давал, подтвердил доводы изложенные в письменных пояснениях от 29.12.2017 г.
09.01.2018 г. Комиссией Кемеровского УФАС России был объявлен перерыв до 10.01.2018 г. до 10 часов 00 минут в связи с необходимостью получения от МАУ "МФЦ Кемеровского района" дополнительной информации, необходимой для полного и всестороннего рассмотрения жалоб N 177/11-18.1-2017, N 178/11-18.1-2017.
Присутствующие, 10.01.2018 г. на заседании Комиссии представители ООО "КЭнК", АО "СибПСК", МАУ "МФЦ Кемеровского района", комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района каких - либо пояснений не давали.
Изучив имеющиеся материалы по жалобам N 177/11-18.1-2017, N 178/11-18.1-2017 Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Частью 1 статьи 18.1 ФЗ N 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
25.10.2017 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.torgi.gov.ru размещено извещение N 251017/1444194/01 о проведении конкурса на право заключения договора купли-продажи муниципального имущества, являющегося собственностью Кемеровского муниципального района (далее - конкурс).
30.11.2017 г. в информационное сообщение о проведении конкурса, а также конкурсную документацию были внесены соответствующие изменения.
Согласно информационному извещению срок приема заявок установлен до 12 часов 00 минут 20.12.2017 г., дата вскрытия конвертов и рассмотрения заявок 20.12.2017 в 13-30, оценка и сопоставление заявок - 21.12.2017 г. в 10-30.
Установлено, что в МАУ "МФЦ Кемеровского района" для участия в конкурсе, поступили заявки от ООО "КЭнК", АО "СибПСК", ПАО "МРСК Сибири".
20.12.2017 г. состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, а также рассмотрение заявок претендентов на участие в конкурсе, результаты оформлены протоколом N П3/74.
21.12.2017 г. состоялась оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, результаты оформлены протоколом N ПТ/74 от 22.12.2017 г.
Из содержания вышеуказанного протокола следует, что единой аукционной комиссией произведен расчет коэффициента критерия конкурса "цена имущества" согласно формуле указанной в пп. 2.2 п. 2 настоящего протокола. Результаты расчета показали, что:
Коэффициент критерия конкурса "цена имущества", предложенного ПАО "МРСК Сибири", составляет 0,25*(2706,6-2577,7)/(4100-2577,7)=0,02;
Коэффициент критерия конкурса "цена имущества", предложенного АО "СибПСК", составляет 0,25*(3389-2577,7)/(4100-2577,7)=0,13;
Коэффициент критерия конкурса "цена имущества", предложенного ООО "КЭнК", составляет 0,25*(4100-2577,7)/(4100-2577,7)=0,25;
Также из вышеуказанного протокола следует, что критерии "лучшие условия исполнения договора" определяются по совокупности эксплуатационных и инвестиционных обязательств, содержащихся в конкурсной документации в соответствии со ст. 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", максимальное значение критерия "лучшие условия исполнения договора" составляет 0,75.
Согласно конкурсной документации на победителя конкурса возлагается обязанность заключить договор купли-продажи муниципального имущества электросетевого хозяйства, обремененного эксплуатационными и инвестиционными обязательствами, указанными в приложении 2 и 3 проекта договора.
Обременение в виде инвестиционных обязательств состоит в обязанности покупателя имущества осуществить в течение 2017-2018 годов строительство, реконструкцию и (или) модернизацию приобретаемого имущества на общую сумму 20 196 000,0 (двадцать миллионов сто девяносто шесть тысяч) рублей.
С целью выявления лучших условий исполнения обязательств по договору купли-продажи муниципального имущества электросетевого хозяйства Кемеровского муниципального района Единой аукционной комиссией был проведен анализ инвестиционных программ участников конкурса.
Расчет коэффициента критерия "лучшие условия исполнения договора" определялась путем умножения коэффициента такого критерия на отношение денежных средств участника конкурса, заложенных на исполнение инвестиционного обязательства предусмотренного договором купли - продажи в инвестиционную программу субъекта электроэнергетики на 2017-2018 годы, к размеру инвестиционного обязательства, указанному в приложении 2 проекта договора купли-продажи.
Согласно инвестиционной программе ООО "КЭнК" на период 2015 - 2019 гг., денежные средства на реконструкцию и (или) модернизацию приобретаемого на конкурсе имущества на 2017 и 2018 годы не заложены.
Коэффициент критерия конкурса "лучшие условия исполнения договора", предложенного ООО "КЭнК", составляет 0,75*0/20,196 = 0.
Согласно инвестиционной программе АО "СибПСК" на 2018-2021 годы, денежные средства на реконструкцию и (или) модернизацию приобретаемого на конкурсе имущества на 2017 и 2018 годы не заложены.
Коэффициент критерия конкурса "лучшие условия исполнения договора", предложенного АО "СибПСК", составляет 0,75*0/20,196 = 0.
Согласно инвестиционной программе ПАО "МРСК Сибири" на период 2016 - 2020 гг., денежные средства на реконструкцию и (или) модернизацию приобретаемого на конкурсе имущества на 2017 и 2018 годы заложены в размере 20,196 млн. рублей.
Коэффициент критерия конкурса "лучшие условия исполнения договора", предложенного ПАО "МРСК Сибири", составляет 0,75*20,196 /20,196= 0,75
В соответствии с п. 17.5 конкурсной документации на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора.
Согласно абз. 2 п. 17.5 конкурсной документации победителем конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора согласно критериям и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Так по совокупности коэффициентов критериев конкурса "цена имущества" и "лучшие условия исполнения договора" Единой аукционной комиссии было решено:
- Заявке на участие в конкурсе ПАО "МРСК Сибири", присвоить номер 1 - общий коэффициент критериев конкурса составил 0,77.
- Заявке на участие в конкурсе ООО "КЭнК", присвоить номер 2 - общий коэффициент критериев конкурса составил 0,25.
- Заявке на участие в конкурсе АО "СибПСК", присвоить номер 3 - общий коэффициент критериев конкурса составил 0,13.
По результатам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по продаже муниципального имущества электросетевого хозяйства Кемеровского муниципального района, Единой конкурсной комиссией принято решение о признании ПАО "МРСК Сибири" победителем конкурса.
22.12.2017 г. по результатам проведенного конкурса, между комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района и ПАО "МРСК Сибири" был заключен договор купли-продажи N 195.
Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - ФЗ N 178-ФЗ).
Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства установлены статьей 30.1 ФЗ N 178-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 ФЗ N 178-ФЗ объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 30.1 ФЗ N 178-ФЗ условия инвестиционных обязательств определяются в отношении объектов электросетевого хозяйства утвержденной в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ N 35-ФЗ) инвестиционной программой субъекта электроэнергетики.
Пунктом 5 статьи 30.1.ФЗ N 178-ФЗ установлено, что содержание инвестиционного обязательства в отношении указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества должно соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию инвестиционных программ и утвержденным нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в сфере электроэнергетики, а также включать в себя предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства, превышение которых является существенным нарушением инвестиционного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества.
Согласно пункту 8 статьи 30.1 ФЗ N 178-ФЗ условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с настоящей статьей, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в:
1) договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи;
2) договор купли-продажи акций в случае, если объекты электросетевого хозяйства, приватизируются путем внесения их в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.
Кроме того, пункт 8 статьи 30.1 ФЗ N 178-ФЗ предусматривает, что эти условия в обязательном порядке должны включаться, в том числе в условия договора купли-продажи данных объектов при условии, что приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи. Указанные условия будут являться существенными условиями таких договоров купли-продажи.
Пунктом 13 статьи 30.1 ФЗ N 178-ФЗ установлено, что инвестиционные обязательства и (или) эксплуатационные обязательства в отношении указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества сохраняются в случае перехода права собственности на него к другому лицу.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств были включены в состав решения комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района N 89 от 30.11.2017 г., а также в договор купли-продажи данного имущества, опубликованных на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.torgi.gov.ru извещение N 251017/1444194/01 от 25.10.2017 г.
Согласно подп. 5, 9 и 13 пункта 3 статьи 15 ФЗ N 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, в том числе следующие сведения:
- исчерпывающий перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
- порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса).
Согласно пункту 1 статьи 16 ФЗ N 178-ФЗ одновременно с заявкой претенденты представляют следующие документы:
- юридические лица:
заверенные копии учредительных документов;
документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица (при наличии печати) и подписанное его руководителем письмо);
документ, который подтверждает полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении этого лица или о его избрании) и в соответствии с которым руководитель юридического лица обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности;
физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, или представляют копии всех его листов.
Не допускается устанавливать иные требования к документам, представляемым одновременно с заявкой, за исключением требований, предусмотренных настоящей статьей, а также требовать представление иных документов (пункт 2 статьи 16 Закона о приватизации).
В конкурсной документации на право заключения договора купли-продажи муниципального имущества, являющегося собственностью Кемеровского муниципального района, размещенной на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru извещение N 251017/1444194/01, в числе документов установлено (пункт 8.2 конкурсной документации), что заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения и документы о заявителе, подавшем такую заявку:
а) полное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (далее руководитель). В случае если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем заявителя (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности.
В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
Пунктом 8.5 конкурсной документации предусмотрено, что совместно с заявкой на участие в конкурсе предоставляются документы согласно описи (Приложение 2), а именно:
полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц);
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности;
в случае если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя (для юридических лиц);
в случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц), документ подтверждающий внесение задатка на счет организатора конкурса.
В соответствии с пунктами 12.1, 12.2 конкурсной документации любое заинтересованное лицо вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, организатору конкурса запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса организатор конкурса обязуется направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к нему в период с 26.10.2017 и не позднее чем за пять рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
В течение одного дня с даты направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу заинтересованного лица такое разъяснение размещается организатором конкурса на официальном сайте торгов с указанием предмета запроса, но без указания заинтересованного лица, от которого поступил запрос.
15.11.2017 г. АО "СибПСК" руководствуясь вышеуказанным положением конкурсной документации, в адрес организатора торгов был направлен запрос о даче разъяснений, а именно: о том, какими инвестиционными обязательствами обременено продаваемое имущество, а также о перечне документов, необходимых для исполнения эксплуатационных и инвестиционных обязательствах заявителя в отношении продаваемого муниципального имущества.
Установлено, что 20.11.2017 организатором торгов в адрес АО "СибПСК" были направлены соответствующие разъяснения конкурсной документации (исх. N 100 от 20.11.2017). Письмо было направлено адресату почтовым отправлением.
Кроме того 30.11.2017 в решение комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от 23.10.2017 N 84 "Об условиях приватизации муниципального имущества электросетевого хозяйства Кемеровского муниципального района" были внесены изменения.
В частности в данное решение были включены инвестиционные и эксплуатационные обязательства обязательные для исполнения всеми заявителями.
На основании внесенных изменений в решение комитета в конкурсную документацию и извещение о проведении конкурса были также внесены изменения путем включения инвестиционных и эксплуатационных обязательств в договор купли-продажи имущества.
Из перечня документов предоставляемых заявителями для участия в конкурсе эксплуатационные и инвестиционные обязательства были исключены.
Указанные изменения были размещены на официальных "Интернет" сайтах Российской Федерации www.torgi.gov.ru и Кемеровского муниципального района www.kemzem.ru 30.11.2017, а срок приема заявок был продлен на 20 дней.
Согласно пункту 15.3 конкурсной документации конкурсной комиссией публично в день, время и в месте, указанные в извещении о проведении конкурса, вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе, и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе осуществляются одновременно.
Пунктом 15.6 конкурсной документации установлено, что при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе объявляются и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) и почтовый адрес каждого заявителя, конверт с заявкой на участие, в конкурсе которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в конкурсе, которого открывается, наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения договора, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 15.8 конкурсной документации протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами комиссии непосредственно после вскрытия конвертов. Указанный протокол размещается организатором конкурса или специализированной организацией на официальном сайте торгов в течение дня, следующего за днем его подписания.
Установлено, что протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе организатором торгов не составлялся, на официальном сайте торгов в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru не размещался.
Таким образом, не составив и не разместив на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.torgi.gov.ru протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе организатор конкурса нарушил пункт 15.8 конкурсной документации.
Пунктом 16.1 конкурсной документации установлено, что конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе и заявителей на предмет соответствия требованиям, установленным настоящей конкурсной документацией.
Согласно пункту 16.3 конкурсной документации на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе, конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании заявителя участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, предусмотренным конкурсной документацией, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Протокол ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок.
Протокол должен содержать сведения о заявителях, решение о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе с обоснованием такого решения, с указанием условий которым не соответствует заявитель, положений конкурсной документации, которым не соответствует его заявка на участие в конкурсе, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации.
Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается организатором конкурса на официальном сайте торгов - www.torgi.gov.ru. Заявителям направляются уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Установлено, что процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсе состоялась 20.12.2017 г. Следовательно, предельным сроком для размещения протокола рассмотрения заявок претендентов на участие в конкурсе на официальном сайте торгов - www.torgi.gov.ru будет - 20.12.2017 г., для направления заявителям уведомлений о принятых конкурсной комиссией решениях по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе - 21.12.2017 г.
Установлено, что протокол рассмотрения заявок претендентов на участие в конкурсе был размещен организатором конкурса на официальном сайте торгов - www.torgi.gov.ru только 21.12.2017 г., уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе в адрес заявителей не направлялись.
Таким образом, разместив на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.torgi.gov.ru протокол рассмотрения заявок претендентов на участие в конкурсе не в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе, а также не направив заявителям уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе организатор конкурса нарушил пункт 16.3 конкурсной документации.
Согласно пункту 17.1 конкурсной документации конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных заявителями, признанными участниками конкурса. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Пунктом 17.2 конкурсной документации установлено, что критериями являются:
N
п/п Критерий конкурса Начальное значение критерия конкурса Требование к изменению начального значения Коэффициент, учитывающий значимость критерия (вес)
Для лота N 1
1 Цена имущества 2 577 699,0 (руб.) Увеличение 1,0
ИТОГО (Общий вес критериев): х х 1,0
При этом коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса, составляет 0,25
В соответствии с пунктом 17.3 конкурсной документации оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в конкурсной документации.
Согласно пункту 17.5 конкурсной документации на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая подана участником конкурса, надлежащим образом, исполнявшим свои обязанности по ранее заключенному договору в отношении имущества, права на которое передаются по договору, и письменно уведомивший организатора конкурса о желании заключить договор, а в случае отсутствия такой заявки - заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.
Из изложенного следует, что конкурсной документацией установлен единственный критерий оценки конкурса - цена имущества.
Следовательно, по условиям конкурса победителем конкурса признается участник, предложивший наибольшую цену имущества.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что, в протоколе N ПТ/74 от 22.12.2017 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по продаже муниципального имущества электросетевого хозяйства Кемеровского муниципального района конкурсной комиссией было указано, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по продаже муниципального имущества электросетевого хозяйства Кемеровского муниципального района осуществляется Единой аукционной комиссией по двум критериям:
1) Цена имущества - согласно конкурсной документации коэффициент, учитывающий значимость данного критерия конкурса, составляет 0,25;
2) Лучшие условия исполнения договора (исполнение инвестиционных и эксплуатационных обязательств) - коэффициент, учитывающий значимость данного критерия конкурса, составляет 0,75.
Установлено, что критерий "лучшие условия исполнения договора" определялись аукционной комиссией по совокупности эксплуатационных и инвестиционных обязательств, содержащихся в конкурсной документации в соответствии со ст. 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", максимальное значение критерия "лучшие условия исполнения договора" составляет 0,75.
С целью выявления лучших условий исполнения обязательств по договору купли- продажи муниципального имущества электросетевого хозяйства Кемеровского муниципального района Единой аукционной комиссией был проведен анализ инвестиционных программ участников конкурса.
Расчет коэффициента критерия "лучшие условия исполнения договора" определялся путем умножения коэффициента такого критерия на отношение денежных средств участника конкурса, заложенных на исполнение инвестиционного обязательства предусмотренного договором купли-продажи в инвестиционную программу субъекта электроэнергетики на 2017-2018 годы к размеру инвестиционного обязательства, указанному в приложении 2 проекта договора купли-продажи.
Между тем, такой критерий как наличие в инвестиционной программе денежных средств на реконструкцию и (или) модернизацию приобретаемого на конкурсе имущества на 2017 и 2018 годы не был предусмотрен ни информационным сообщением о проведении конкурса, ни конкурсной документацией; представление заявителями документов, подтверждающих наличие таких средств в инвестиционной программе, также не было предусмотрено информационным сообщением в качестве условий участия в конкурсе.
Федеральными законами (в том числе Законом о приватизации) не предусмотрен порядок определения победителя торгов по продаже муниципального имущества, включающий сопоставление инвестиционных программ участников торгов.
Оценив в совокупности представленные в материалы настоящей жалобы доказательства, а также учитывая, что оценка заявок участников конкурса производилась по критериям, не установленным в конкурсной документации, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что организатор конкурса нарушил пункт 17.3 конкурсной документации, а следовательно и саму процедуру проведения конкурса.
Учитывая изложенное, а также то, что по результатам проведенного муниципальным автономным учреждением "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кемеровского муниципального района" конкурса по продаже муниципального имущества электросетевого хозяйства Кемеровского муниципального района был заключен договор купли-продажи, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Кузбасская энергосетевая компания", АО "Сибирская Промышленная Сетевая Компания" обоснованными.
2. Признать муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кемеровского муниципального района" нарушившим пункты 15.8, 16.3, 17.3 конкурсной документации при проведении конкурса на право заключения договора купли-продажи муниципального имущества, находящегося в собственности Кемеровского муниципального района.
3. Предписание муниципальному автономному учреждению "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кемеровского муниципального района" не выдавать.
4. Передать материалы жалоб N 177/11-18.1-2017, N 178/11-18.1-2017 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_> <_> <_> <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 10 января 2018 г. N 177/11-18.1-2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.01.2018