Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев обращение администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района (далее - Заказчик) от 19.12.2017 исх. N173 (вх. N 6071 от 19.12.2017) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Регион Плюс" (далее - ООО "Регион Плюс", Общество) (ИНН: 7106054979; адрес 300028, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 3, оф. 216) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта от 11.09.2017 N 0366200035617004742-0559859-01 на выполнение работ по замене водопровода в дер. Васильевка Узловского района (далее - Контракт) (закупка N 0366200035617004742) в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила), в присутствии:
УСТАНОВИЛА:
19.12.2017 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по замене водопровода в дер. Васильевка Узловского района (закупка N 0366200035617004742) (далее - запрос котировок).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в указанном обращении, проверки соблюдения Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, а также анализа представленных в Тульское УФАС России документов, касающихся осуществления данной закупки, установлено следующее.
Извещение о проведении запроса котировок размещено 11.08.2017 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 164 603,18 рублей.
11.09.2017 по итогам проведения запроса котировок между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на общую сумму 1 164 603,18 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта подрядчик обязуется выполнить работы по замене водопровода в д. Васильевка (далее - работы) в соответствии с условиями настоящего контракта, сметой, техническим заданием, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и произвести их оплату.
Пунктами 6.1.1, 6.1.2 Контракта установлены сроки выполнения работ: 60 календарных дней с даты заключения Контракта.
Согласно пункту 1.4 Контракта работы считаются выполненными после подписания акта сдачи-приёмки выполненных работ, акта о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат.
На заседание Комиссии Заказчиком представлены Акты от 11.09.2017, 12.09.2017, 16.09.2017, свидетельствующие о том, что ООО "Регион Плюс" к выполнению работ по Контракту не приступал.
16.10.2017 в адрес Общества Заказчиком направлена претензия (исх. N 1054) с требованием приступить к началу работ, предусмотренных Контрактом.
Также представлено экспертное заключение от 03.11.2017, подписанное заместителем главы администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района, из которого следует, что на указанную дату подрядчик ООО "Регион Плюс" не приступал к выполнению работ, необходимая техника, механизмы и материалы отсутствуют, ордер на получение работ подрядчиком не получен. Заказчиком в связи с этим принято Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта N 0366200035617004742-0559859-01 от 11 сентября 2017 года (далее - Решение Заказчика об отказе от исполнения контракта).
При этом Заказчик руководствовался положениями части 9 статьи 95 Закона, согласно которой заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, и пунктом 12.1.2 Контракта, в котором возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа от исполнения контракта согласована сторонами такого Контракта: "расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным".
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Решение Заказчика об отказе от исполнения контракта направлено в адрес Общества посредством электронной почты, а также размещено в единой информационной системе в сфере закупок. Решение Заказчика об отказе от исполнения контракта направлено Обществу заказным письмом с описью вложения не по месту его нахождения (месту его государственной регистрации), указанному в выписке из единого государственного реестра юридических лиц, а на адрес, указанный в Контракте, и не совпадающий с местом нахождения Общества. В связи с истечением срока хранения указанное письмо возвращено Заказчику. Датой надлежащего уведомления Общества об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта является дата по истечении тридцати дней с даты размещения Решения Заказчика об от исполнения контракта в единой информационной системе в сфере закупок.
Посчитав, что в срок, установленный вышеуказанными нормами статьи 95 Закона, нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, ООО "Регион Плюс" устранены не были, Заказчик посчитал Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступившим в законную силу и Контракт расторгнутым, в связи с чем Заказчик направил в Тульское УФАС России настоящее обращение.
В силу части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения реестра).
В соответствии с Правилами ведения реестра, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Закона.
Из пункта 11 Правил ведения реестра следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, по смыслу вышеуказанного положения, в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения, а необходимым условием подобного включения является наличие в представленных Заказчиком материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Частью 1 статьи 2 Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
Комиссией установлено, что письмами от 11.10.2017, 17.10.2017 Общество сообщало Заказчику о невозможности приступить к выполнению работ без решения вопроса с местными жителями о расчистке территории от застроек (сараев), ограждений огородов, а также ввиду непредставления Заказчиком схемы расположения существующих водопроводных сетей. Также в ответе на претензию Заказчика N 1054 от 16.10.2017 Общество повторно сообщает о невозможности приступить к работам по Контракту в связи с обстоятельствами, указанными выше.
В ходе заседания Комиссии установлено, что 26.10.2017 (исх. N 26/10) ввиду указанных обстоятельств Обществом принято Решение об одностороннем отказе ООО "Регион Плюс" от исполнения контракта от 11.09.2017 N 0366200035617004742-0559859-01 (далее - Решение Общества об отказе от исполнения контракта).
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 20 статьи 95 Закона установлено, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно части 21 статьи 95 Закона, вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.10.2017 в адрес Заказчика направлено Решение Общества об отказе от исполнения контракта заказным письмом с описью вложения, которое получено Заказчиком 09.11.2017. Указанный факт не оспаривается участниками заседания Комиссии.
Виду того, что Решение Общества об отказе от исполнения контракта Обществом отменено не было, в судебном порядке Заказчиком не оспаривалось (как и на момент рассмотрения настоящего дела), принимая во внимание положения части 21 статьи 95 Закона, Решение Общества об отказе от исполнения контракта вступило в силу 20.11.2017. При таких обстоятельствах 20.11.2017 Контракт расторгнут Обществом в одностороннем порядке, то есть ранее надлежащего уведомления Общества об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта.
При этом положениями Закона и Правилами ведения реестра не предусмотрено право антимонопольного органа подвергать правовой оценке решение поставщика (исполнителя, подрядчика) (как стороны контракта) о его расторжении (одностороннем отказе от исполнения).
Более того, как указано выше, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона).
С учетом выявленных обстоятельств, на момент рассмотрения дела вышеуказанные основания для внесения информации об ООО "Регион Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную администрацией муниципального образования Каменецкое Узловского района от 19.12.2017 исх. N173 (вх. N 6071 от 19.12.2017) об обществе с ограниченной ответственностью "Регион Плюс" (ИНН: 7106054979; адрес 300028, г. Тула, ул. 9 Мая, д. 3, оф. 216), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 10 января 2018 г. N РНП-71-112
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.01.2018