Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей:
от ООО "База СВ"
от ГАУК "Мосгортур"
в отсутствие АО "ЕЭТП" (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 20.12.2017 N ИГ/66057/17),
рассмотрев жалобу ООО "База СВ" (далее - Общество, Заявитель) на действия заказчика - ГАУК "Мосгортур" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива для заправки дизельных котельных установок, расположенных в детских оздоровительных лагерях (реестровый N 31705707100) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:
непродление сроков подачи заявок на участие в процедуре после внесения изменений в Аукционную документацию;
неправомерном отклонении заявки Общества от участия в Аукционе;
в установлении излишних требований в Аукционной документации;
отсутствие в Аукционной документации сведений о сроках предоставления участника процедуры разъяснений положений названной документации.
Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.
Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.
Согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу N 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 N ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалоба Заявителя содержит ссылку на часть 1 статью 17 Закона о защите конкуренции.
Положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления процедуры (далее - Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 03.11.2017. Дата окончания приема заявок - 07.12.2017, дата окончания срока рассмотрения заявок - 07.12.2017, дата проведения Аукциона - 11.12.2017.
Исходя из протокола заседания Единой закупочной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 07.12.2017 заявка Общества (N 4) отклонена от участия в процедуре на основании пп. б) п.1) ст. 3.4.3. раздела 3 закупочной документации и дефиса 4 п.14.4. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения культуры города Москвы "Московское агентство организации отдыха и туризма" от 23.07.2015 года:
- несоответствия заявки требованиям закупочной документации, а именно: предлагаемое к поставке участником закупки в ФОРМЕ 2 дизельное топливо не соответствует заявленным требованиям Заказчика, установленными Техническим заданием и в ФОРМЕ 2 аукционной документации. В соответствии с инструкциями заполнения ФОРМЫ 2, установленными аукционной документацией: "В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений". Согласно ГОСТа Р 52368-2005 на дизельное топливо зимних сортов класса 1 (не выше -26 \x{2070}С) плотность при 15 \x{2070}С устанавливается в диапазоне 820-845 кг/м3, а на топливо летних сортов сорта С - 800-845 кг/м3 и поэтому указанные в ФОРМЕ 2, в составе заявки участника, конкретные значения (на зимнее топливо - 840 кг/м3 и на летнее топливо - 840 кг/м3) не соответствуют установленными аукционной документацией требованиям.
Согласно доводу Заявителя нарушение со стороны Заказчика выразилось в непродлении сроков подачи заявок на участие в процедуре после внесения изменений в Аукционную документацию.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытость закупки.
В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Согласно пункту 27.4 Положения о закупках Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении аукциона не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, разместив соответствующие изменения в ЕИС в порядке, установленном для размещения в ЕИС извещений о проведении аукциона. Изменение предмета аукциона не допускается. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС изменений, внесенных в извещение о проведении аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее пятнадцати дней.
Как следует из информации, размещенной в ЕИС 22.11.2017 Заказчиком внесены изменения в Аукционную документацию.
Согласно статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
С учетом изложенного, Заказчику необходимо было продлить срок приема заявок на участие в процедуре до 08.12.2017.
Между тем на заседании Комиссией установлено, что последним днем принятия заявок является 07.12.2017 (07:00), то есть фактически период подачи заявок составил четырнадцать дней.
Данное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении Заказчиком пункта 27.4 Положения о закупках, пункта 1 части 1 статьи 3, части 11 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, жалоба Заявителя в рассмотренной части признается обоснованной.
Между тем Комиссия отмечает, что выявленное нарушение не повлияло на Заявителя, поскольку Общество подало заявку на участие в Аукционе.
Относительно неправомерного отклонения заявки Общества от участия в Аукционе Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 3.4.3 Аукционной документации при размещении закупки на поставку товара первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак.
В Форме 2 установлены следующие требования к качественным и техническим характеристикам товара, требуемого к поставке по условиям договора:
N п/п |
Наименование товара |
Указание на товарный знак (модель, производитель) |
Технические характеристики |
||
|
|
|
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Значение, предлагаемое Участником закупки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ (зимнее) |
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ ЕВРО ПО ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН590:2004) |
Плотность при 15 \x{2070}С |
От 820* до 845* кг/м3 |
|
2 |
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ (летнее) |
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ ЕВРО ПО ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН590:2004) |
Плотность при 15 \x{2070}С |
От 800* до 845* кг/м3 |
|
Согласно Инструкции по предоставлению сведений в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "От" и "до" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный (-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения.
Таким образом, участнику Аукциона необходимо представить в составе заявки конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке.
В соответствии с пунктом 14.4 Положения о закупках участник закупки, подавший заявку, не допускается закупочной комиссией к участию в закупке в частности, в случае несоответствия заявки треованиям закупочной документации, в том числе наличия в заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, либо предложения о сроке выполнения работ (оказания услуг, поставки товара), превышающем срок, установленный документацией о закупке.
На заседании Комиссией установлено, что в составе заявки по параметрам "Плотность при 15 \x{2070}С" топлива дизельного (зимнего и летнего) установлено значение 840 кг/м3.
Согласно ГОСТ Р 52368-2005 на дизельное топливо зимних сортов класса 1 (не выше -26 \x{2070}С) плотность при 15 \x{2070}С устанавливается в диапазоне 820-845 кг/м3, а на топливо летних сортов сорта С - 800- 845 кг/м3.
Заказчик сообщил, что по спорному параметру не указанным ГОСТ не предусмотрено указание конкретного значения в связи с чем, исходя из инструкции заполнения Формы 2 следует, что в случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений.
Между тем в ГОСТ Р 52368-2005 отсутствует указание на то, что значение плотности не может быть конкретным. Кроме того сведения, которыми апеллирует Заказчик, представлены в Приложении ГОСТ Р 52368-2005, которое носит рекомендательный характер.
При рассмотрении жалобы Заявителем в качестве подтверждения возможности указания конкуретного значения по спорному параметру представлен паспорт N 1206 топлива дизельного ЕВРО, межсезонное, сорта F, экологического класса КЕ, содержащий сведения о фактической плотности при 15 \x{2070}С равной 835,7.
Между тем со стороны Заказчика на заседании Комиссии не были представлены доказательства невозможности указания по спорному параметру конкретного значения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (части 6 статьи 3 Закона о закупках).
Между тем в рассматриваемом случае к Заявителю были предъявлены требования, отличные от указанных в Аукционной документации, что привело к отклонению заявки Общества.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя обоснованной в рассмотренной части.
В соответствии с доводом Заявителя нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении излишних требований в Аукционной документации.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 2.4.7 Аукционной документации Заказчиком установлено дополнительное требования к участникам закупки: участник закупки имеет право выступать в отношениях, связанных с закупками товаров, работ, услуг для нужд Заказчика, как непосредственно, так и через своих представителей на основании доверенности, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией.
Между тем на заседании Комиссии Заявитель не пояснил, в чем конкретно состоит избыточность данного требования.
Кроме того, Заявитель не представил доказательства нарушения своих прав и законных интересов в связи с установлением такого требования Заказчиком, а также доказательства невозможность выполнения спорного требования.
Кроме того, Заявитель указывает, что в Аукционной документации отсутствуют сведения о сроках предоставления участнику процедуры разъяснений положений названной документации.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Аукционной документации со дня размещения Извещения о проведении Аукциона и аукционной документации любой участник процедуры закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение Аукциона, запрос о разъяснении положений аукционной документации.
При этом такой участник процедуры закупки вправе направить не более чем 3 (три) запроса о разъяснении положений аукционной документации в отношении одного Аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос Заказчику.
Пунктом 3.2.2 Аукционной документации установлено, что в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в пункте 3.2.1 запроса Заказчик размещает разъяснение положений аукционной документации с указанием предмета запроса, но без указания участника процедуры закупки, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до дня окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно статьие 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Исходя из вышеизложенных положений Аукционной документации представляется возможным установить, что срок предоставления разъяснений положений Аукционной документации представлен в виде периода времени и исчисляется с момента опубликования извещения о проведении аукциона (03.11.2017), истекает за 5 (пять) календарных дней до дня окончания подачи заявок на участие в Аукционе (01.12.2017).
При этом доказательств обратного Заявителем на заседании Комиссии не представлено.
Таким образом, рассматриваемый довод Заявителя признается необоснованным.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части непродления сроков подачи заявок на участие в Аукционе после внесения изменений в Аукционную документацию, неправомерном отклонении заявки Общества от участия в процедуре, в остальной части - необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 27.4 Положения о закупках, пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3, части 11 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ООО "База СВ"
ул. Луначарского, д. 16, г. Тула, а/я 2959, 300002
Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Московское агентство организации отдыха и туризма" (ГАУК "Мосгортур")
пер. Смоленский 2-й, дом 1, стр. 4, Москва, 121099
АО "ЕЭТП"
ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5, Москва, 115114
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-2670/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
25.12.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 25.12.2017 по делу N 1-00-2670/77-17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГАУК "Мосгортур" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива для заправки дизельных котельных установок, расположенных в детских оздоровительных лагерях (реестровый N 31705707100) (далее - Аукцион), а именно:
Заказчику отменить протокол заседания единой закупочной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 07.12.2017, а также протокол проведения Аукциона от 11.12.2017. составленные в ходе проведения Аукциона.
Заказчику назначить новую дату и время рассмотрения заявок, проведения Аукциона.
Заказчику уведомить участников, подавших заявки на участие в Аукционе, о дате и времени рассмотрения заявок, проведения Аукциона.
Заказчику провести процедуру рассмотрения заявок повторно с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 25.12.2017 по делу N 1-00-2670/77-17, а также Аукционной документации.
Заказчику разместить вышеуказанные изменения на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 19.02.2018.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 26.02.2018 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 декабря 2017 г. N 1-00-2670/77-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.01.2018