Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - <...>
членов комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
Представители ЗАО "Русак на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ЗАО "Русак - Русская Служба Аудита и Консалтинга" от 21.12.2017 N 2-1786 на действия (бездействие) заказчика ПАО "ОАК", оператора электронной торговой площадки АО "ОТС" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на разработку и внедрение информационно-аналитической системы управления интеллектуальной собственностью ПАО "ОАК" и его ДЗО (извещение N 31705824428), в соответствии со статьеи\x{0306} 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО "Русак - Русская Служба Аудита и Консалтинга" (далее - Заявитель) от 21.12.2017 N 2-1786 (вх. 196760/17 от 22.12.2017) на действия (бездействие) заказчика ПАО "ОАК" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки АО "ОТС" (далее - Оператор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на разработку и внедрение информационно-аналитической системы управления интеллектуальной собственностью ПАО "ОАК" и его ДЗО (извещение N 31705824428) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральныи\x{0306} закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституциеи\x{0306} России\x{0306}скои\x{0306} Федерации, Гражданским кодексом России\x{0306}скои\x{0306} Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России\x{0306}скои\x{0306} Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положении\x{0306} части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупочной деятельности ПАО "ОАК", утвержденным Советом директоров ПАО "ОАК" (протокол от 24.09.2015 N 138).
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": https://otc.ru/, - регулируются Регламентом электронной торговой площадки OTC-TENDER, утвержденным приказом Генерального директора АО "ОТС" от 10.04.2017 N 06 (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
01.12.2017 в ЕИС размещены извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Оператора, не обеспечившего надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Запроса предложений, а именно в период подачи заявок на участие в Запросе предложений 12.12.2017 отсутствовала возможность подачи заявки на участие в Запросе предложений.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Оператора, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно пункту 9.1 Информационного паспорта Документации участниками Запроса предложений могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМП).
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что Заявителем при подаче заявки на участие в Запросе предложений и заполнении соответствующих ячеек на сайте Оператора не указана принадлежность к субъектам СМП, в связи с чем Заявителю отказано в возможности подачи заявки на участие в Запросе предложений.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено что Заявитель является микропредприятием и относится к субъектам СМП.
Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что Регламент не содержит положений о возможности Оператора отказать участнику закупки в подаче заявки на участие закупке, проводимой только среди субъектов СМП, в случае не указания сведений о принадлежности к СМП при заполнении соответствующих форм.
Учитывая изложенное, Комиссии ФАС России не представляется возможным сделать вывод, что Оператором надлежащим образом обеспечена непрерывность проведения Запроса предложений, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения Запроса предложений.
Исходя из системного толкования Закона о закупках, в том числе, статей 3, 4 Закона о закупках, ответственность за нарушение порядка проведения закупки товаров, работ, услуг несет Заказчик.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 2.2 Положения о закупке.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 9.2 Информационного паспорта Документации Заказчиком установлено обязательное требование к участникам закупки: "Опыт по разработке автоматизированных систем управления интеллектуальной собственностью или базами знаний за 5 лет (в период с 01.01.2012-01.01.2017 гг. включительно)".
Согласно пункту 10 Информационного паспорта Документации для подтверждения вышеуказанному требованию участникам закупки в составе заявки необходимо представить: "Справку о выполнении договоров по разработке автоматизированных систем управления интеллектуальной собственностью или баз знаний за 5 лет (в период с 01.01.2012-01.01.2017 гг. включительно) (форма 7.2.) с приложенными копиями актов сдачи-приемки работ".
Вместе с тем, отсутствие у участника Запроса предложений фактов выполнения работ по предмету Запроса предложений не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений.
Таким образом, деи\x{0306}ствия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 2 раздела 6 "Порядок оценки и сопоставления предложений участников" Документации Заказчиком осуществляется оценка квалификации участников Запроса предложений.
Согласно пункту 2.1 раздела 6 "Порядок оценки и сопоставления предложений участников" Документации оценка производится, в том числе по подкритерию "Опыт участника процедуры закупки", при этом устновлен следующий порядок начисления баллов:
Кол-во баллов (В2) |
Порядок присвоения баллов |
0 баллов |
0 договоров |
0,3 балла |
1-3 договора |
0,6 балла |
4-7 договоров |
0,8 балла |
8-9 договоров |
1 балл |
>10 договоров |
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в вышеуказанном порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между предметом оценки по подкритерию "Опыт участника процедуры закупки" и начисляемым количеством баллов по указанному показателю.
Кроме того, не представляется возможным установить объективность указанного порядка оценки заявок участников Запроса предложений, поскольку участникам Запроса предложений, например, 4 и 7 договоров, будет присвоено одинаковое количество баллов, что не отражает объективные различия в квалификации участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Запроса предложений. Указанные действия нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ЗАО "Русак - Русская Служба Аудита и Консалтинга" от 21.12.2017 N 2-1786 на действия (бездействие) заказчика ПАО "ОАК", оператора электронной торговой площадки АО "ОТС" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на разработку и внедрение информационно-аналитической системы управления интеллектуальной собственностью ПАО "ОАК" и его ДЗО (извещение N 31705824428) обоснованной.
Признать ПАО "ОАК" нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 12,13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 28.12.2017 N 223-ФЗ-1069/17.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 28.12.2017 N 223-ФЗ-1069/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2017 г. N 223-ФЗ-1069/17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.01.2018