Резолютивная часть решения оглашена 18 октября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 октября 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
Председатель |
- |
Бугаев Д.В. |
руководитель управления |
Член комиссии |
- |
Нестеренко Е.В. |
начальник отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
- |
Красильникова Е.И. |
главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
в присутствии представителей ответчика - <...>, рассмотрев дело N 24-17, возбужденное в отношении администрации муниципального образования "Пинежский муниципальный район" по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
УСТАНОВИЛА:
05.09.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области из Прокуратуры Архангельской области поступило письмо <...> от 25.08.2016, адресованное Прокурору Архангельской области и УФСБ по Архангельской области, из которого следовало, что эксплуатация объектов теплоснабжения на территории МО "Карпогорское" осуществляется ООО "АльянсТеплоЭнерго" на основании договора субаренды имущества от 13.08.2014 N 08-01 АТЭ/2014, заключенного ООО "Карпогорская управляющая компания - 1" и ООО "АльянсТеплоЭнерго".
28.09.2016 в Архангельское УФАС России поступило обращение о незаконном, по мнению заявителя, нахождении в субаренде ООО "АльянсТеплоЭнерго" объектов теплоснабжения, расположенных в п. Карпогоры Пинежского района Архангельской области.
По результатам рассмотрения обращений и материалов было установлено следующее.
02 ноября 2010 года по результатам конкурса N 210.03621МО-1 на право заключения договора аренды недвижимого имущества (объекты теплоснабжения), находящегося в собственности МО "Карпогорское", администрацией МО "Карпогорское" и ООО "Карпогорская управляющая компания - 1" был подписан договор (муниципальный контракт N 8) о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью муниципального образования "Карпогорское".
Согласно договору арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду недвижимое имущество (объекты теплоснабжения), расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, для использования по предоставлению услуг теплоснабжения населению и организациям с. Карпогоры.
Договор заключен на 5 лет и вступает в силу с момента регистрации.
Рассматриваемый договор аренды был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Архангельской области 25.10.2013.
Состав передаваемого по договору аренды имущества: здание котельной N 1, за исключением помещений N 12-18, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район,с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 47 а; тепловые сети от котельной N 1 протяженностью 874,6 п. м., расположенные в с. Карпогоры; здание котельной N 2, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Победы, д. 24; тепловые сети от котельной N 2 протяженностью 360 м.; здание котельной N 3, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 2А; тепловые сети от котельной N 3 протяженностью 972,7 п. м.; здание котельной N 6, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ленина, д. 39; тепловые сети от котельной N 6 протяженностью 642 м.; здание котельной N 7, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Победы, 27а; тепловые сети от котельной N 7 протяженностью 413 м.; здание котельной N 8, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ленина, 120б; тепловые сети от котельной N 8 протяженностью 734,2 п. м.; тепловые сети от котельной N 8 протяженностью 267 п. м.; помещение котельной N 9, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Кудрина, д. 4; тепловые сети от котельной N 9 протяженностью 203 м.; здание котельной N 10, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Авиаторов, д. 17; тепловые сети от котельной N 10 протяженностью 1358 м.; здание котельной N 11, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Пионерская, д. 7Б; тепловые сети от котельной N 11 протяженностью 1515 п. м.; здание котельной N 14, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Комсомольская, д. 20А; тепловые сети от котельной N 11 протяженностью 610 м.; тепловые сети протяженностью 446 м. (ул. Октябрьская); тепловые сети протяженностью 253 м. (ул. Комарова).
В соответствии с дополнительным соглашением от 30.05.2013 к договору аренды в аренду обществу были также переданы водогрейные котлы.
13 августа 2014 года между ООО "Карпогорская управляющая компания - 1" и ООО "АльянсТеплоЭнерго" был подписан договор субаренды имущества, в соответствии с которым во временное владение и пользование ООО "АльянсТеплоЭнерго" было передано муниципальное имущество МО "Карпогорское", предназначенное для теплоснабжения: здание котельной N 1, за исключением помещений N 12-18, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 47 а; тепловые сети от котельной N 1 протяженностью 874,6 п. м., расположенные в с. Карпогоры; здание котельной N 2, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Победы, д. 24; тепловые сети от котельной N 2 протяженностью 475 п.м.; здание котельной, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 2А; тепловые сети от котельной N 3 протяженностью 972,7 п. м.; здание котельной N 6, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ленина, д. 39; тепловые сети от котельной N 6 протяженностью 648 п. м.; здание котельной N 7, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Победы, 27а; тепловые сети от котельной N 7 протяженностью 736 п. м.; здание котельной N 8, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ленина, 120б; тепловые сети от котельной N 8 протяженностью 734,2 п. м.; тепловые сети от котельной протяженностью 267 п. м.; здание котельной N 10, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Авиаторов, д. 17; здание котельной, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Пионерская, д. 7б; теплотрасса от котельной N 11 протяженностью 1515 п. м.; здание котельной N 14, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Комсомольская, д. 20 а;
Договор вступает в силу с момента подписания и действует до 24.10.2018. Рассматриваемый договор субаренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Архангельской области 10.11.2014.
Указанный договор согласован администрацией МО "Карпогорское", о чем проставлена отметка на последней странице договора субаренды "Согласовано: Арендодатель. Глава МО "Карпогорское" <...>".
В силу пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено данным кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.
На основании части 2 статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" арендатор не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, другому лицу, предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении договоров аренды, объектами которых являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и которые заключены до дня вступления в силу данного Федерального закона, ограничения, предусмотренные частью 2 статьи 28.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции данного Федерального закона) и частью 2 статьи 41.3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции данного Федерального закона), не применяются.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103\x{2011}ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" данный документ вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением абзацев первого - девятого, пятьдесят третьего, шестьдесят второго - семьдесят четвертого пункта 9 статьи 2, абзаца первого - десятого, пятьдесят шестого, шестьдесят шестого - семьдесят девятого пункта 12 статьи 3, вступивших в силу со дня официального опубликования (08.05.2013).
Нормы, определяющие порядок распоряжения объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, - части 1, 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (абзацы четыре, шесть пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ), часть 2 статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (абзац шестьдесят девятый пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ) вступили в силу 08.05.2013.
С учетом изложенного, в отношении договоров аренды, объектами которых являются объекты теплоснабжения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, заключенных после 08.05.2013, применяются ограничения, предусмотренные частью 2 статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно пункту 3 статьи 433 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшего в рассматриваемый период, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Частью 1 статьи 26 указанного закона установлено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
На основании статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 7 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59, при отсутствии государственной регистрации договор аренды недвижимого имущества является незаключенным.
Незаключенный договор аренды не порождает для его сторон каких-либо гражданских прав и обязанностей.
Договор (муниципальный контракт N 8) от 02.11.2010 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МО "Карпогорское", подписанный администрацией МО "Карпогорское" и ООО "Карпогорская управляющая компания - 1", зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Архангельской области только 25.10.2013.
Согласно части 1 статьи 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На момент заключения администрацией муниципального образования "Карпогорское" и ООО "Карпогорская управляющая компания - 1" договора аренды (муниципального контракта N 8) от 02.11.2010 - 25.10.2013 (дата государственной регистрации) действовала часть 2 статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", содержащая запрет на передачу арендатором прав и обязанностей по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, другому лицу.
Таким образом, у ООО "Карпогорская управляющая компания - 1" отсутствовали правовые основания для сдачи в субаренду недвижимого имущества, предназначенного для теплоснабжения, поскольку договор субаренды от 13.08.2014 фактически заключен при наличии ограничений, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Решением комиссии Архангельского УФАС России от 20.11.2015 по делу N 63-15 администрация муниципального образования "Карпогорское" была признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в даче согласия на заключение ООО "Карпогорская управляющая компания - 1" и ООО "АльянсТеплоЭнерго" договора субаренды имущества от 13.08.2014 N 08\x{2011}01 АТЭ/2014, в соответствии с которым муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, было передано в пользование ООО "АльянсТеплоЭнерго", в то время как такая возможность была ограничена законом, в результате чего ООО "АльянсТеплоЭнерго" получило доступ на рынок теплоснабжения с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
По итогам рассмотрения дела N 63-15 предписание не выдавалось, поскольку на момент рассмотрения дела объекты теплоснабжения из муниципальной собственности МО "Карпогорское" были переданы в собственность МО "Пинежский муниципальный район".
Так, Совет депутатов МО "Карпогорское" решением от 15.07.2015 N 208 "О передаче полномочий по теплоснабжению на территории МО "Карпогорское" и имущества, необходимого для выполнения данных полномочий" одобрил подписание главой МО "Карпогорское" соглашения о передаче администрации МО "Пинежский муниципальный район" отдельных полномочий администрации МО "Карпогорское" по организации в границах поселения теплоснабжения населения и решил передать МО "Пинежский муниципальный район" безвозмездно имущество, находящееся в муниципальной собственности МО "Карпогорское", необходимое для выполнения данных полномочий, а именно: здание котельной N 1, за исключением помещений N 12-18, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район,с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 47 а; теплотрасса от котельной N 1, расположенная в с. Карпогоры; здание котельной N 2, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры; теплотрасса от котельной N 2; здание котельной N 3, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры; теплотрасса от котельной N 3; здание котельной N 6, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ленина, д. 39; теплотрасса от котельной N 6; здание котельной N 7, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры; теплотрасса от котельной N 7; здание котельной N 8, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ленина, 120б; теплотрасса от котельной N 8; здание котельной N 10, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Авиаторов, д. 17; здание котельной, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Пионерская, д. 7Б; теплотрасса от котельной N 11; здание котельной, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Комсомольская, д. 20 а; тепловые сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Комсомольская, д. 20а; теплотрасса от котельной N 10, расположена по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Комарова; тепловая сеть, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ленина, 47; тепловая сеть, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Октябрьская; тепловая сеть, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Комарова; движимое имущество в соответствии с приложениями N 2 и N 3 к решению Совета депутатов МО "Карпогорское" от 15.07.2015 N 208.
17.07.2015 Администрацией МО "Пинежский муниципальный район" и администрацией МО "Карпогорское" подписано соглашение о передаче администрации МО "Пинежский муниципальный район" отдельных полномочий администрации МО "Карпогорское", предметом которого являлась передача району полномочий по организации в границах поселения теплоснабжения населения.
23.07.2015 Администрацией МО "Карпогорское" издано постановление N 172 "О безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности МО "Карпогорское" в муниципальную собственность МО "Пинежский район", согласно которому в собственность МО "Пинежский район" передавалось имущество, предназначенное для теплоснабжения МО "Карпогорское".
27.07.2015 между МО "Карпогорское" и МО "Пинежский муниципальный район" были заключены договоры безвозмездной передачи в собственность недвижимого имущества N 59, безвозмездной передачи в собственность движимого имущества N 60, безвозмездной передачи в собственность автотранспортных средств и самоходных машин N 61, в соответствии с которыми в собственность МО "Пинежский район" было передано имущество, предназначенное для теплоснабжения МО "Карпогорское".
Право собственности на объекты теплоснабжения, указанные в договоре безвозмездной передачи в собственность недвижимого имущества от 27.07.2015 N 59, было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Архангельской области 14.08.2015.
Таким образом, в настоящее время муниципальное образование "Пинежский муниципальный район" является собственником муниципального имущества, переданного в аренду ООО "Карпогорская управляющая компания - 1" по договору (муниципальный контракт N 8) от 02.11.2010.
На основании части 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
17.12.2015 на сайте www.torgi.gov.ru было размещено сообщение N 171215/0137554/01 о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты централизованной системы теплоснабжения и иного имущества, расположенных на территории муниципального образования "Карпогорское" Пинежского района Архангельской области). Организатором конкурса выступил комитет по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации МО "Пинежский муниципальный район". Срок подачи заявок был установлен с 17.12.2015 по 18.02.2016, дата вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 18.02.2016, срок подачи конкурсных предложений с 24.02.2016 по 25.05.2016, дата вскрытия конвертов с конкурсными предложениями - 25.05.2016.
Заявки на участие в конкурсе по лоту N 1 (Объекты централизованной системы теплоснабжения и иное имущество, расположенные на территории муниципального образования "Карпогорское" Пинежского района Архангельской области и находящееся в собственности муниципального образования "Пинежский муниципальный район") подали: ОАО "АрхоблЭнерго" и ООО "АльянсТеплоЭнерго", которые согласно протоколу проведения предварительного отбора участников по открытому конкурсу от 18.02.2016 N 2 были допущены к участию в торгах.
По результатам рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (решение от 25.03.2016 по делу N 11т-16) жалобы АО "АрхоблЭнерго" на действия организатора конкурса N 171215/0137554/01, было установлено, что показатель, определяемый удельным расходом топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии по виду топлива "щепа", не соответствует мероприятиям и срокам реконструкции котельной "СХТ", направленной на замещение привозного угольного топлива, поскольку значение показателя по виду топлива "щепа" установлено с 2023 года, исходя из плана, что реконструкция, с учетом проектирования, котельной "СХТ" (N 14) в части увеличения ее установленной мощности до 10 МВт для покрытия тепловых нагрузок всех потребителей с. Карпогоры, которым оказываются услуги централизованного теплоснабжения, а также с учетом перспективы подключения новых потребителей, расположенных вблизи вновь прокладываемых тепловых сетей, будет осуществлен в 2020-2022 году на сумму 100 000 тыс. руб., в то время как в приложении N 10 конкурсной документации срок исполнения данных мероприятий установлен в 2018 году. Данные расхождения приводят к несовпадению показателей между приложениями N 3 и N 10 конкурсной документации, что, в свою очередь, делает затруднительным формирование конкурсных предложений участниками.
По итогам рассмотрения дела 11т-16 Комитету по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации МО "Пинежский муниципальный район" было выдано предписание о совершении в срок до 16.05.2016 действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
08.04.2016 организатором конкурса было рассмотрено предписание Архангельского УФАС России, о чем составлен протокол N 3. Комиссией организатора торгов было установлено, что внесение изменений в конкурсную документацию и устранение замечаний, указанных в предписании, в срок до 16.05.2016, следуя рекомендуемому плану действий при передаче объектов коммунальной инфраструктуры в эффективное пользование частным операторам на условиях концессионных соглашений, утвержденному министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и агентством по тарифам и ценам Архангельской области, не представляется возможным. Смещение сроков в проведении конкурса ставит под угрозу подготовку системы теплоснабжения к отопительному сезону 2016-2017. Принято решение в соответствии с частью 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации отказаться от проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы теплоснабжения и иное имущество, расположенные на территории муниципального образования "Карпогорское" Пинежского района Архангельской области и находящееся в собственности муниципального образования "Пинежский муниципальный район".
11.04.2016 Администрацией МО "Пинежский муниципальный район" было вынесено распоряжение N 0145-ра об отказе в проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты централизованной системы теплоснабжения и иного имущества, расположенного на территории муниципального образования "Карпогорское" Пинежского района Архангельской области).
То есть, вместо устранения нарушений порядка организации и проведения торгов и определения на конкурсной основе лица, с которым может быть заключено концессионное соглашение, администрация МО "Пинежский муниципальный район" отказалась от проведения торгов.
После отказа администрации МО "Пинежский муниципальный район" от проведения торгов N 171215/0137554/01 действия по организации новых торгов органом местного самоуправления не предпринимались.
Из письма комитета по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации МО "Пинежский муниципальный район" от 29.06.2016 N 1922/01-25 следует, что эксплуатация объектов теплоснабжения на территории МО "Карпогорское" осуществляется ООО "АльянсТеплоЭнерго" на основании договора субаренды имущества от 13.08.2014 N 08\x{2011}01 АТЭ/2014, заключенного с ООО "Карпогорская управляющая компания\x{2011}1".
При этом, как отмечалось ранее, указанный договор не соответствует требованиям части 2 статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", содержащей запрет на передачу арендатором прав и обязанностей по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, другому лицу.
Письмом от 23.09.2016 N 2214/01-25 Администрация МО "Пинежский муниципальный район сообщила, что для подготовки конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объектов теплоснабжения) на территории МО "Карпогорское" необходимо и проводятся мероприятия по подготовке и утверждению генерального плана МО "Карпогорское", подготовке и утверждению схемы теплоснабжения МО "Карпогорское", определению предлагаемых мероприятий, составу имущества, подготовке к согласованию с органами исполнительной власти Архангельской области показателей, подлежащих включению в конкурсную документацию в соответствии с дорожной картой. После выполнения вышеназванных мероприятий администрация МО "Пинежский район" намерена организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры (объектов теплоснабжения) на территории МО "Карпогорское". Постановлением администрации МО "Пинежский район" от 01.10.2015 N 0638-па была утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты централизованной системы теплоснабжения и иного имущества, расположенные на территории МО "Карпогорское"). 12.12.2015 был объявлен названный конкурс. В связи с обращениями за разъяснениями претендентов на участие в конкурсе, окончание приема заявок было перенесено на 18.02.2016. В соответствии с протоколом от 18.02.2016 N 2 к участию в конкурсе были допущены два участника. 08.04.2016 конкурсной комиссией было рассмотрено предписание Архангельского УФАС России от 25.03.2016 N 11т-16. Внесение изменений в конкурсную документацию не представлялось возможным, т. к. при передаче объектов коммунальной инфраструктуры в эффективное пользование частным операторам на условиях концессии, органам местного самоуправления следует руководствоваться планом действий (дородная карта), утвержденным министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области и агентством по тарифам и ценам Архангельской области, которым предписано согласовывать условия конкурсной документации. В целях устранения выявленных нарушений, указанных в предписании Архангельского УФАС России, и корректировки конкурсной документации для проведения нового конкурса, копия указанного предписания была направлена в указанные органы. В связи с тем, что отсутствовали утвержденный генеральный план МО "Карпогорское", схема теплоснабжения МО "Карпогорское", согласованные с органами исполнительной власти Архангельской области показатели, подлежащие включению в конкурсную документацию, и тем, что смещение сроков в проведении конкурса поставило бы под угрозу подготовку системы теплоснабжения к отопительному периоду 2016-2017 годов, было принято решение отказаться от проведения открытого конкурса. В настоящее время, после подготовки централизованной системы теплоснабжения к зимнему отопительному периоду на территории МО "Карпогорское" силами и средствами ООО "АльянсТеплоЭнерго", данное общество на основании зарегистрированного Росреестром договора N 08-01 АТЭ/2014 от 13.08.2014 (срок действия договора до 24.10.2018) осуществляет поставку теплоносителя потребителям. Администрация МО "Пинежский район" не создавала преимуществ в осуществлении деятельности ООО "АльянсТеплоЭнерго" в сфере теплоснабжения на территории МО "Карпогорское", т.к. договор (муниципальный контракт N 8) о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МО "Карпогорское" (в отношении системы коммунальной инфраструктуры объектов, предназначенных для оказания услуг теплоснабжения на территории МО "Карпогорское") заключен администрацией МО "Карпогорское" с ООО "Карпогорская управляющая компания - 1".
В связи с наличием в бездействии Администрации МО "Пинежский муниципальный район", выразившемся в непроведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО "Карпогорское", и непринятии мер, направленных на прекращение неправомерного пользования муниципальным имуществом ООО "АльянсТеплоЭнерго", что ограничивает возможность для получения хозяйствующими субъектами прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, в порядке предусмотренном статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, и препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на рынок, признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции", Архангельское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", 17.10.2016 выдало Администрации МО "Пинежский муниципальный район" предупреждение 23ш-2016 о необходимости в срок до 01.02.2017 устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении") пользования ООО "АльянсТеплоЭнерго" муниципальным имуществом МО "Пинежский муниципальный район", предназначенным для теплоснабжения МО "Карпогорское".
Определением от 08.02.2017 срок выполнения предупреждения 23ш-2016 был продлен до 15.07.2017.
Согласно части 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.
На основании части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В установленные сроки информация о выполнении предупреждения в управление не поступила.
На основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
С учетом изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области 24.07.2017 было возбуждено дело N 24-17 по признакам нарушения Администрацией МО "Пинежский муниципальный район" требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Администрация МО "Пинежский муниципальный район" с вменяемым нарушением требований антимонопольного законодательства не согласилась по основаниям, изложенным в письме от 01.09.2017 N 2160/01-25, от 16.10.2017 N 2557/01-25. Ответчик указал, что проект генерального плана МО "Карпогорское" разработан, размещен на официальном сайте администрации МО "Пинежский район" и в федеральной государственной информационной системе территориального планирования. В настоящее время проект согласован с Правительством Архангельской области. Контракт на разработку генерального плана и правил землепользования и застройки был заключен администрацией МО "Карпогорское" 30.01.2013. В связи с нарушениями сроков приема-передачи работ по разработке проекта и соответственно неоплатой данных работ заказчиком, изменением законодательства и переходом полномочий от сельских поселений муниципальному району, администрация МО "Пинежский муниципальный район" 15.08.2017 заключила соглашение о предоставлении субсидии МО "Карпогорское" на софинансирование мероприятий по разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки. 24.08.2017 данная субсидия в размере 202 тыс. руб. была перечислена МО "Карпогорское" на оплату основного долга по решению Арбитражного суда Архангельской области. Администрация МО "Карпогорское" не оплатила подрядчику долг за выполненные работы, не представила в администрацию МО "Пинежский район" проект генерального плана и правила землепользования и застройки МО "Карпогорское" на утверждение. Администрация МО "Карпогорское" своим бездействием создает препятствие в осуществлении МО "Пинежский район" полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также делает невозможным соблюдение администрацией МО "Пинежский район" антимонопольного законодательства по заключению концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения на территории МО "Карпогорское". В связи с неутверждением генерального плана, не была утверждена и схема теплоснабжения МО "Карпогорское", что планировалось сделать во втором квартале 2017 года. В 2017 году администрацией МО "Пинежский муниципальный район" осуществлялись мероприятия по уточнению систем теплоснабжения в населенных пунктах на территории МО "Карпогорское" для внесения изменений в схему теплоснабжения. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889, администрация МО "Пинежский муниципальный район" согласовала вывод из эксплуатации 5 источников тепловой энергии в с. Карпогоры. На сайте администрации было размещено сообщение о сборе до 30.09.2017 замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения МО "Карпогорское" и проект данной схемы. ООО "АльянссТеплоЭнерго" выступило с инициативой заключения концессионного соглашения объектов централизованной системы теплоснабжения, расположенных на территории МО "Карпогорское". Администрация МО "Пинежский район" сообщила заявителю, что готова рассмотреть данное предложение и запросила соответствующие документы. В адрес Губернатора Архангельской области был направлен проект решения о заключении концессионного соглашения по инициативному предложению, которое должно быть рассмотрено в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Архангельской области от 20.06.2017 N 244-пп. Для подготовки конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения системы коммунальной инфраструктуры (объектов теплоснабжения) на территории МО "Карпогорское" необходимо: 1) ООО "Мастер СВ" передать по акту приема-передачи проект генерального плана администрации МО "Карпогорское"; 2) администрации МО "Карпогорское" принять данную работу, оплатить и передать проект генплана администрации МО "Пинежский район"; 3) Собранию депутатов МО "Пинежский район" утвердить генеральный план МО "Карпогорское" в случае отсутствия замечаний; 4) администрации МО "Пинежский район" после утверждения генплана для организации проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения МО "Карпогорское" необходимо: организовать проведение публичных слушаний и утверждение схемы теплоснабжения, необходимой для заключения концессионного соглашения согласно ст. 37, 45, 51, 52 Закона о концессионных соглашениях, завершить подготовку документов, определить предлагаемые мероприятия, состав имущества, описание текущей ситуации; направить в соответствии с требованиями дорожной карты информацию в адрес министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области и Агентства по тарифам и ценам Архангельской области. Все эти действия необходимо провести в срок не менее шести месяцев для исключения затруднений по формированию конкурсных предложений участникам конкурса на право заключения концессионного соглашения. Действия администрации МО "Пинежский район" направлены, в первую очередь, на исполнение полномочий по организации в границах поселения теплоснабжения в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Законом о теплоснабжении, в целях предотвращения длительного пребывания людей в условиях низких температур, роста заболеваний и инфекций, ухудшения экологической обстановки, несоблюдения сенитарно-гигиенических, эпидемиологических норм и причинения вреда жизни и здоровью граждан, что позволило обеспечить бесперебойное теплоснабжение населения и социальных объектов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Прекращение теплоснабжения повлечет неизбежное причинение вреда жизни и здоровью, что является более значимым вредом, чем вред от заключенного договора субаренды в отсутствие правовых норм. Администрация МО "Пинежский район" принимает все возможные меры по недопущению нарушения теплоснабжения социально-значимых объектов и прав граждан на теплоснабжение, а также все возможные действия по недопущению нарушений антимонопольного законодательства. После выполнения всех вышеназванных мероприятий администрация МО "Пинежский район" намерена организовать заключение концессионного соглашения по основаниям статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, а в случае подачи двух и более предложений организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры (объектов теплоснабжения) на территории МО "Карпогорское".
В заседании комиссии 18.10.2017 представители администрации МО "Пинежкий муниципальный район" поддержали доводы, изложенные в письме от 16.10.2017 N 2557/01\x{2011}25, указав, что администрацией предпринимались исчерпывающие меры, направленные на заключение концессионного соглашения, существенным препятствием в осуществление которых стали действия администрации МО "Карпогорское". При этом, конкурсный отбор организации, в пользование которой могут быть переданы объекты коммунальной инфраструктуры, направлен на обеспечение надежного теплоснабжения. ООО "АльянссТеплоЭнерго", действуя на основании договора субаренды, прошедшего государственную регистрацию, обеспечило потребителей тепловой энергией, осуществило подготовку к отопительному сезону и является надежным поставщиком услуг теплоснабжения, крупных аварий не происходило.
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.
С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 24-17.
На основании пункта 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции", анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка;
в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности: границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации; границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие); границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;
г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).
Согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.
В рассматриваемом случае целью анализа является оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие бездействия, выразившегося в непроведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО "Карпогорское", и непринятии мер, направленных на прекращение неправомерного пользования муниципальным имуществом ООО "АльянсТеплоЭнерго".
Применительно к рассматриваемой ситуации значимым событием для квалификации нарушения является факт заключения (государственной регистрации) договора (муниципального контракта N 8) от 02.11.2010 о передаче в аренду ООО "Карпогорская управляющая компания - 1" недвижимого имущества, являющегося собственностью муниципального образования "Карпогорское", т.е. 25.10.2013. Право собственности на рассматриваемые объекты теплоснабжения МО "Карпогорское", указанные в договоре безвозмездной передачи в собственность недвижимого имущества от 27.07.2015 N 59, было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Архангельской области 14.08.2015. Конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты централизованной системы теплоснабжения и иного имущества, расположенные на территории муниципального образования "Карпогорское" Пинежского района Архангельской области),N 171215/0137554/01 был объявлен 17.12.2015. Администрация отказалась от проведения конкурса 11.04.2016. Имущество, предназначенное для теплоснабжения МО "Карпогорское", до настоящего времени находится в пользовании ООО "АльянсТеплоЭнерго".
Вменяемое администрации МО "Пинежский муниципальный район" правонарушение выражено в бездействии, которое продолжается со времени отказа от проведения торгов N 171215/0137554/01 - 11.04.2016 и длится по настоящее время.
Из материалов дела следует, что эксплуатация объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, на территории МО "Карпогорское" осуществляется ООО "АльянсТеплоЭнерго" на основании договора субаренды имущества от 13.08.2014 N 08-01 АТЭ/2014, заключенного ООО "Карпогорская управляющая компания-1" и ООО "АльянсТеплоЭнерго" с нарушением требований части 2 статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", содержащей запрет на передачу арендатором прав и обязанностей по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, другому лицу.
В перечень переданного муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения МО "Карпогорское" входили: здание котельной N 1, за исключением помещений N 12-18, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район,с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 47 а; тепловые сети от котельной N 1 протяженностью 874,6 п. м., расположенные в с. Карпогоры; здание котельной N 2, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Победы, д. 24; тепловые сети от котельной N 2 протяженностью 475 п.м.; здание котельной, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 2А; тепловые сети от котельной N 3 протяженностью 972,7 п. м.; здание котельной N 6, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ленина, д. 39; тепловые сети от котельной N 6 протяженностью 648 п. м.; здание котельной N 7, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Победы, 27а; тепловые сети от котельной N 7 протяженностью 736 п. м.; здание котельной N 8, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ленина, 120б; тепловые сети от котельной N 8 протяженностью 734,2 п. м.; тепловые сети от котельной протяженностью 267 п. м.; здание котельной N 10, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Авиаторов, д. 17; здание котельной, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Пионерская, д. 7Б; теплотрасса от котельной N 11 протяженностью 1515 п. м.; здание котельной N 14, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Комсомольская, д. 20 а.
Письмом от 28.07.2017 N 1867/01-25 Администрация МО "Пинежский муниципальный район" согласовала вывод из эксплуатации следующих источников тепловой энергии: здание котельной N 1, за исключением помещений N 12-18, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район,с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 47 а; здание котельной, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 2А; здание котельной N 7, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Победы, 27а; здание котельной, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Пионерская, д. 7Б; здание котельной N 14, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Комсомольская, д. 20 а.
Под теплоснабжением понимается обеспечение тепловой энергией и (или) теплоносителем покупателей, в том числе поддержание тепловой мощности. В качестве теплоснабжающей организации может выступать лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии или тепловыми сетями в данной системе теплоснабжения. При этом положение хозяйствующего субъекта на рынке производства тепловой энергии напрямую зависит от наличия у него устройств, предназначенных для выработки тепловой энергии. Услуги передачи тепловой энергии входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Продуктовыми границами рынка являются услуги теплоснабжения.
Географическими границами рынка являются границы присоединенных сетей в пределах МО "Карпогорское".
Доступ на рынок услуг теплоснабжения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для теплоснабжения (котельные, тепловые сети и т.п.).
Применительно к рынку теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.
Специальными нормами законодательства Российской Федерации, вступившими в силу 08.05.2013 и регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, установлены ограничения передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
На основании части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
На основании части 2 статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" арендатор не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, другому лицу, предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Факт несоблюдения требований части 2 статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при заключении ООО "Карпогорская управляющая компания - 1" и ООО "АльянсТеплоЭнерго" договора субаренды имущества от 13.08.2014 N 08\x{2011}01 АТЭ/2014, в соответствии с которым муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, было передано в пользование ООО "АльянсТеплоЭнерго", равно как и получение ООО "АльянсТеплоЭнерго" доступа на рынок теплоснабжения с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", установлен решением комиссии Архангельского УФАС России от 20.11.2015 по делу N 63\x{2011}15.
Решением комиссии Архангельского УФАС России от 20.11.2015 по делу N 63-15 администрация муниципального образования "Карпогорское" была признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в даче согласия на заключение ООО "Карпогорская управляющая компания - 1" и ООО "АльянсТеплоЭнерго" договора субаренды имущества от 13.08.2014 N 08\x{2011}01 АТЭ/2014, в соответствии с которым муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, было передано в пользование ООО "АльянсТеплоЭнерго", в то время как такая возможность была ограничена законом, в результате чего ООО "АльянсТеплоЭнерго" получило доступ на рынок теплоснабжения с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". За нарушение требований антимонопольного законодательства должностное лицо муниципального образования "Карпогорское" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность доступа на рынок теплоснабжения путем приобретения права пользования муниципальным имуществом на основании договора субаренды действующим законодательством не предусмотрена.
Принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию объектов, теплоснабжения, переданных в пользование ООО "АльянсТеплоЭнерго", превышает пять лет (за исключением части котлов отопительных, дымовых труб), согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами может быть осуществлена по концессионному соглашению.
На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115\x{2011}ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.
Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
При заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" установлены требования, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к возможности заключения концессионного соглашения на условиях, предложенных лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения. Так, в соответствии с частями 4.7, 4.8 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предложение о заключении концессионного соглашения размещается уполномоченным органом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения (предусмотренных в таком проекте концессионного соглашения), в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 данной статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения. В соответствии с положениями части 4.9 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в случае поступления заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым данным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 данной статьи, заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.
Бездействие Администрации МО "Пинежский муниципальный район", выразившееся в непринятии мер, направленных на прекращение неправомерного пользования муниципальным имуществом ООО "АльянсТеплоЭнерго", ограничивает возможность для получения хозяйствующими субъектами прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, в порядке предусмотренном статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на рынок. В результате бездействия муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, находится в пользовании ООО "АльянсТеплоЭнерго" в то время как такая возможность ограничена законом, в результате чего ООО "АльянсТеплоЭнерго" получило доступ на рынок теплоснабжения с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.
Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами теплоснабжения обуславливает получение возможности доступа на рынок теплоснабжения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.
Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами теплоснабжения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения.
Бездействие органа местного самоуправления в рассматриваемом случае влияет на развитие добросовестной конкуренции, создает преимущество ООО "АльянсТеплоЭнерго", которому права пользования муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения МО "Карпогорское", были переданы в нарушение требований действующего законодательства, ущемляют прав и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также ограничивают доступ на рынок теплоснабжения с использованием указанных объектов.
Документы, составленные в ходе проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты централизованной системы теплоснабжения и иного имущества, расположенных на территории муниципального образования "Карпогорское" Пинежского района Архангельской области) N 171215/0137554/01, от проведения которого Администрации МО "Пинежский муниципальный район" в последующем отказалась, свидетельствуют, что в получении права пользования объектами теплоснабжения помимо ООО "АльянсТеплоЭнерго" было также заинтересовано ОАО "АрхоблЭнерго".
Законодательством Российской Федерации был установлен достаточный срок для реализации государственной политики по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, а также для введения института концессий.
Согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" конкурсная документация разрабатывается, в том числе, на основании схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
При этом, согласно положениям пункта 3 статьи 29 Закона о теплоснабжении (вступившим в силу 30.07.2010) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов уполномоченными в соответствии с Законом о теплоснабжении органами должно быть осуществлено до 31 декабря 2011 года.
Обстоятельства, связанные с неоплатной администрацией МО "Карпогорское" работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки, не свидетельствуют о возможности передачи прав пользования муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения МО "Карпогорское", в нарушение требований действующего законодательства, и возможности пользования данным имуществом на основании договора субаренды, заключенным требований части 2 статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Несоблюдение требований действующего законодательства в части утверждения в установленные сроки схемы теплоснабжения МО "Карпогорское" не является обстоятельством, позволяющим игнорировать требования антимонопольного законодательства.
Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами теплоснабжения не исключает необходимости соблюдения требований к порядку распоряжения объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, установленному Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
С учетом изложенного, бездействие Администрации МО "Пинежский муниципальный район", в результате которого ООО "АльянсТеплоЭнерго" пользуется муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения МО "Карпогорское", вне процедуры конкурентного отбора, привело или могло привести к устранению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения МО "Карпогорское" и созданию необоснованных преимуществ ООО "АльянсТеплоЭнерго", что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При решении вопроса о выдаче предписания комиссия принимает во внимание, что на момент рассмотрения дела муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения МО "Карпогорское", находится в пользовании ООО "АльянсТеплоЭнерго", также, что в деле также отсутствуют материалы, указывающие, что имущество, вывод из эксплуатации которого согласовала Администрация МО "Пинежский муниципальный район" письмом от 28.07.2017 N 1867/01-25, возвращено в казну или исключено из реестра муниципальной собственности.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию МО "Пинежский муниципальный район" нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в бездействии, в результате которого ООО "АльянсТеплоЭнерго" пользуется муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения МО "Карпогорское", вне процедуры конкурентного отбора, что привело или могло привести к устранению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения МО "Карпогорское" и созданию необоснованных преимуществ ООО "АльянсТеплоЭнерго".
2. Выдать администрации МО "Пинежский муниципальный район" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: прекратить неправомерное пользование ООО "АльянсТеплоЭнерго" муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения МО "Карпогорское" (здание котельной N 1, за исключением помещений N 12-18, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район,с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 47 а; тепловые сети от котельной N 1 протяженностью 874,6 п. м., расположенные в с. Карпогоры; здание котельной N 2, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Победы, д. 24; тепловые сети от котельной N 2 протяженностью 475 п.м.; здание котельной, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 2А; тепловые сети от котельной N 3 протяженностью 972,7 п.м.; здание котельной N 6, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ленина, д. 39; тепловые сети от котельной N 6 протяженностью 648 п.м.; здание котельной N 7, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Победы, 27а; тепловые сети от котельной N 7 протяженностью 736 п.м.; здание котельной N 8, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Ленина, 120б; тепловые сети от котельной N 8 протяженностью 734,2 п.м.; тепловые сети от котельной протяженностью 267 п.м.; здание котельной N 10, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Авиаторов, д. 17; здание котельной, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Пионерская, д. 7б; теплотрасса от котельной N 11 протяженностью 1515 п.м.; здание котельной N 14, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, с. Карпогоры, ул. Комсомольская, д. 20 а);
Предписание исполнить в срок до 18.04.2018.
Информацию об исполнении предписания представить в срок до 18.04.2018.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Председатель комиссии: |
|
Д.В. Бугаев |
Члены комиссии: |
|
Е.В. Нестеренко |
|
|
Е.И. Красильникова |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 18 октября 2017 года г. N 24-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.10.2017