Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области 18 июля 2017 г. N 7.30-4.2/224-2017
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении N 7.30-4.2/224-2017 от 04.07.2017 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного начальником отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России <...> в отношении начальника ОМВД России по Верхнеуральскому району <...> (______________ года рождения, место рождения - ____________________________________, гражданин Российской Федерации, паспорт: серия _______ номер _________, выдан _____________________________________________________________, __________, код подразделения - _________, зарегистрирован по адресу: ___________________________________________________________), в отсутствие <...>, заявившего ходатайство (исх. N 597 от 17.07.2017) о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие,
исследовал материалы дела,
УСТАНОВИЛ:
Согласно материалам дела, Отдел МВД РФ по Верхнеуральскому району, в лице <...>, объявил о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания ИВС Отдела МВД России по Верхнеуральскому району Челябинской области (извещение N 0369100011317000004) (далее - Аукцион, закупка) путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 30.03.2017 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 000 000 рублей 00 копеек.
Выявленные должностным лицом Челябинское УФАС России в действиях <...> нарушения законодательства о контрактной системе выразились в следующем.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Такая информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке требований, предъявляемых к выполняемым работам, обусловливающих способность удовлетворять потребности и запросы Заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта.
Как видно из аукционной документации, <...> в пункте 1.1 проекта контракта указал, что работы должны быть выполнены в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 Контракта) и локальным сметным расчетом (приложения N 2 Контракта).
1.1. Как видно из Приложения N 2 в локальной смете указано, что при выполнении работ должны быть использованы следующие материалы:
162
Кабель силовой ВВГ 5*2,5*0,66
КОЭФ. К ПОЗИЦИИ:
МДС35-IV п.4.7._При ремонте и реконструкции зданий и сооружений работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве ОЗП=1,15; ЭМ=1,25 к расх.; ЗПМ=1,25; ТЗ=1,15; ТЗМ=1,25
м
100
163
Кабель силовой ВВГи3*2,5*0,66
КОЭФ. К ПОЗИЦИИ:
ДС35-IV п.4.7._При ремонте и реконструкции зданий и сооружений работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве ОЗП=1,15; ЭМ=1,25 к расх.; ЗПМ=1,25; ТЗ=1,15; ТЗМ=1,25
м
400
164
Кабель силовой ВВГ 3*1,5*0,66
КОЭФ. К ПОЗИЦИИ:
МДС35-IV п.4.7._При ремонте и реконструкции зданий и сооружений работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве ОЗП=1,15; ЭМ=1,25 к расх.; ЗПМ=1,25; ТЗ=1,15; ТЗМ=1,25
м
550
В совокупности при выполнении работ необходимо использовать 1050 метров силового кабеля.
Как указал Заявитель, в локальной смете по монтажу кабеля в смете учтено только 150 метров. Представители <...> указанный довод не оспорили и пояснили, что в рамках исполнения контракта по данному аукциону необходима прокладка только 150 м кабеля, оставшаяся часть будет проложена в рамках исполнения другого контракта.
Вместе с тем, указанная информация не отражена <...> в документации об аукционе, что не позволяет потенциальным участникам аукциона оценить объем работ, которые необходимо выполнить в рамках исполнения контракта.
Таким образом, действия <...> противоречат пункту 1 части 1 статьи 64, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
1.2.Приказом МВД РФ N 876 от 25.07.2011 установлены требования по инженерно- технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Указанные требования включены <...> в описание объекта закупки:
- В дежурной части изолятора временного содержания, коридорах блока камерных помещений (в непосредственной близости к входу в камеры) оборудуется ловушка (ключеулавливатель) предназначенная для сброса при необходимости ключей от камер и входных дверей. Устройство ловушки должно исключать ее демонтаж без специальных приспособлений.
- Входы на этажи и в режимные зоны изолятора временного содержания оборудуются кнопкой вызова или переговорным устройством, а на внутренних постах устанавливаются звуковые или световые оповещатели.
- В торцах камерных блоков устанавливаются отсекающие решетчатые перегородки с дверьми, оборудованными проходными замками.
- На всех оконных проемах камер, карцеров, служебных и вспомогательных помещений с наружной стороны устанавливаются металлические решетки и фальшрешетки с охранной сигнализацией. Решетки должны быть изготовлены из прутков арматурной стали диаметром не менее 16 мм, образующих ячейки размером не более чем 150x150 мм, сваренных в перекрестиях, обеспечивающие доступ естественного освещения в соответствии с санитарными нормами. Анкеры для крепления решеток заделываются в кладку стены.
- Оконные переплеты оборудуются для вентиляции камер форточками с замками вагонного типа. Низ оконных проемов должен быть на высоте не менее 1,6 м от уровня пола. Остекление оконных проемов камер следует выполнять из стекол и рам в соответствии с 3 классом защиты оконных конструкций по РД 78.36.006-2005.
- На водопропусках сточных или приточных вод, подземных коллекторах (кабельных, канализационных) устанавливаются металлические решетки, заблокированные охранной сигнализацией на разрушение и открывание.
- Аварийное освещение производится от дизеля или аккумуляторных батарей.
- Санпропускник может размещаться как в отдельно стоящем здании, соединенном переходом со зданием изолятора временного содержания, так и на его первом этаже.
- В комнате обыска устанавливается устройство для обнаружения запрещенных к хранению предметов.
- В помещениях для производства следственных действий от пола до потолка устанавливаются металлические решетчатые перегородки из вертикальных стальных прутьев диаметром не менее 15 мм и поперечных полос сечением 60 x 5 мм с размером ячеек 200x100 мм. В перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа.
- Помещения для производства следственных действий звукоизолируются. В оконных проемах устанавливаются металлические решетки.
Вместе с тем, названные работы не включены в локальную смету, следовательно, указанные работы не учтены Заказчиком при обосновании начальной максимальной цены контракта.
В связи с этим не представляется возможным установить, необходимо ли выполнение работ, указанных в части V аукционной документации, в рамках исполнения контракта, заключаемого по результатам проведения электронного аукциона.
Таким образом, действия <...> противоречат пункту 1 части 1 статьи 64, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки не носит объективный характер.
2. В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть. При этом, частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются.
При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
2.1. <...> 06.04.2017 и 17.04.2017 внесены изменения в документацию об электронном аукционе. При этом, часть изменений касалась объекта закупки. Так, <...> внесены изменения в локальную смету по следующим позициям:
Локальная смета (редакция N 1)
Локальная смета (редакция N 2)
Локальная смета (редакция N 3)
Котел настенный газовый "BAXI" LUNA-3 Comfort COMBI 310 Fi, теплопроизводительность 31 кВт - 2 шт.
Котел настенный газовый "BAXI" LUNA HT Residential 1.450, теплопроизводительность 45 кВт - 1 шт.
Котел настенный электрический - 1 шт.
Котел настенный электрический WARMOS 30кwt 1 шт.
Установка радиаторов: стальных.
Позиция отсутствует.
Позиция отсутствует.
Кладка перегородок из кирпича: неармированных толщиной в 1/2 кирпича при высоте этажа до 4 м - 218 м2.
"Кладка перегородок из кирпича: неармированных толщиной в 1/2 кирпича при высоте этажа до 4 м
- 100 м2 перегородок (за вычетом проемов) 13м2;
Кладка стен кирпичных внутренних: при высоте этажа до 4 м - 6,25 м3.
"Кладка перегородок из кирпича: неармированных толщиной в 1/2 кирпича при высоте этажа до 4 м
- 100 м2 перегородок (за вычетом проемов) 13м2.
Кладка стен кирпичных внутренних: при высоте этажа до 4 м - 6,25 м3.
Как указал представитель <...> на заседании Комиссии антимонопольного органа, указанные изменения внесены в документацию на основании поступивших запросов о разъяснении положений аукционной документации.
Таким образом, в каждой версии смет существенно менялся объем работ, наименование и количество материалов.
При этом, следует отметить, что в соответствии с пунктом 32 Информационной карты документации и пунктом 1.1. проекта контракта все работы должны быть выполнены на основании локальной сметы.
Учитывая то, что Подрядчик обязан выполнять работы на основании локальной сметы, то объектом закупки является выполнение работ на основе сметы и технического задания.
Таким образом, <...> внесены изменения в документацию, которые касаются предмета закупки, что в соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе не допустимо.
2.2. В силу части 6 статьи 42, пункта 2 и 3 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки должна содержаться информация о датах окончания подачи заявок, окончания срока рассмотрения первых частей заявок, дата проведения электронного аукциона.
Согласно пунктам 3-5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указанная информация также должна содержаться в документации об аукционе.
При этом, информация, указанная в документации не должна противоречить информации, указанной в извещении о проведении закупки.
Как видно из материалов дела, <...> указаны следующие даты:
Извещение
Документация
Дата и время окончания подачи заявок
03.05.2017 17:00
24.04.2017 10:00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок
10.05.2017
27.04.2017
Дата проведения электронного аукциона
15.05.2017
02.05.2017
Таким образом, информация о датах окончания подачи заявок, окончания срока рассмотрения первых частей заявок, дата проведения электронного аукциона носит противоречивый характер.
Как указал представитель <...>, при внесении изменений в документацию об аукционе, соответствующие изменения не были внесены в пункты, касающиеся дат окончания подачи заявок, окончания срока рассмотрения первых частей заявок и даты проведения электронного аукциона носит противоречивый характер.
Таким образом, действия <...> противоречат части 1 статьи 64, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В соответствии с извещением и документацией о закупке объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания ИВС Отдела МВД России по Верхнеуральскому району Челябинской области.
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Таким образом, условием допуска к участию в аукционе в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства в соответствии с пунктом 33 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года.
В пункте 17 "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе)" информационной карты документации об аукционе указано требование о наличии у участника закупки действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, о допуске участника закупки к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. N 624:
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:
6.1. Опалубочные работы.
6.2. Арматурные работы.
6.3.Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
10. Монтаж металлических конструкций:
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования:
12.1. Защитное покрытие лакокрасочными материалами.
12.2. Устройство оклеечной изоляции.
12.3. Антисептирование деревянных конструкций.
12.4. Гидроизоляция строительных конструкций.
12.5. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования.
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Но вместе с тем, работы по капитальному ремонту предусмотрены подпунктом 33.3 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года.
Согласно пункту 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Из этого следует, что заказчик вправе установить требование о наличии допуска СРО на выполнение работ по организации строительства.
Вместе с тем, установление заказчиком требования о наличии допуска на работы по организации строительства, так и на конкретные виды работ может привести к ограничению числа участников аукциона.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе <...> неправомерно установлено требование к участнику закупки и о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства о допуске к отдельным видам работ, что противоречит части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
4. Согласно пункту 7 и 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
Как видно из извещения об осуществлении закупки <...> не установил порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, что ведет к нарушению пунктов 7 и 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.
5. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
5.1.Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Вместе с тем, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Как видно из пункта 18 Информационной карты, <...> установлено, что в составе 2-й части заявки участник должен представить документы о его соответствии требованиям, установленным Постановлением N 1457, а именно декларацию о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Вместе с тем, согласно письму Минэкономразвития России N 12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/28993/16 от 28.04.2016, действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
Таким образом, <...> в нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, потребовал от участников закупки документы о непринадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, которые не предусмотрены законодательством о контрактной системе.
5.2. В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Указанное Постановление применимо только при наличии одновременно трех условий, а именно:
- закупка осуществляется одним из способов, указанных в Приложении N 1 к Постановлению, в том числе путем проведения электронного аукциона;
- объектом закупки должно быть выполнение работ строительных, включенных в код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014;
- начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок превышает 10 млн. рублей.
Как следует из извещения и аукционной документации, предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания ИВС Отдела МВД России по Верхнеуральскому району Челябинской области. При этом, закупка осуществляется <...> по коду ОКПД2 - 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)"
Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта по аукциону составляет 8 000 000 рублей.
Таким образом, установление дополнительных требований к участником в соответствии с частью 2 статьи 31 и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 невозможно, поскольку начальная (максимальная) цена контракта по аукциону не превышает 10 000 000 рублей.
<...> в подпункте 3 пункта 17 Информационной карты установил требование о предоставлении во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в силу части 6 статьи 31 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение законодательства о контрактной системе, а также требовать документы, которые подтверждают соответствие участника таким требованиям.
Следовательно, <...> при проведении аукциона нарушены пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66, часть 6 статьи 31, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5.3. Согласно пункту 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В силу части 1 статьи 28 и части 1 статьи 29 Закона о контрактной системе учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества.
Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.
Как видно из подпункта 7 пункта 17 Информационной карты участник закупки должен представить документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Вместе с тем, как видно из извещения и документации, <...> не установил преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов.
Таким образом, условие, согласно которому участник закупки должен предоставить документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, установлено неправомерно и ведет к нарушению пункта 2 части 1 статьи 64, пункт 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 5.2. проекта контракта установлено, что все строительные материалы, изделия и оборудование, используемые при проведении работ, должны иметь сертификаты (декларации) соответствия требованиям ГОСТ, СНиП и другим нормам, определенным действующим законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (далее - Постановление N 982) утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
При этом, следует отметить, что требовать от участников закупки сертификаты на материалы, которые не подлежат обязательной сертификации, недопустимо.
Исходя из формулировки пункта 5.2 проекта контракта невозможно установить, на какие конкретно материалы могут быть выданы сертификаты, подтверждающие качество материалов, используемых при выполнении работ.
Таким образом, <...> нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку указанная информация не позволяет определить перечень документов, которые необходимо представить заказчику на этапе приемки товара, что может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению контракта.
7. В силу части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП И СОНКО) в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
При этом, частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, в целях выполнения обязанности о привлечении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчик имеет право проводить закупки для таких субъектов или устанавливать в извещении и документации условие о привлечении субъектов малого предпринимательства в качестве субподрядчиков при исполнении контракта.
Как видно из пункта 6.1.1. проекта контракта подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20 процентов от цены контракта.
Вместе с тем, в извещении и документации указано, что закупка проводится для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, победитель аукциона из числа субъектов малого предпринимательства обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем, такая обязанность в отношении подрядчика может быть установлена только в том случае, если генеральный подрядчик не является субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией.
Исходя из изложенного следует, что действия <...> противоречат части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Исходя из толкования указанной нормы, при описании объекта закупки заказчик должен использовать терминологию и характеристики товара, которые предусмотрены действующими стандартами. При этом, необходимо применять те стандарты, которые соответствуют предмету закупки.
Как видно из пункта 7.1 проекта контракта, установлено условие, согласно которому при выполнении своих обязательств по настоящему Контракту подрядчик будет привлекать к выполнению работ, указанных в контракте, только квалифицированных рабочих, имеющих соответствующий разряд и прошедших медицинское освидетельствование, в случаях, установленных правовыми актами в области строительства (СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002 - Безопасность труда в строительстве).
Как следует из пункта 4.12 СНиП 12-03-2001 к работникам, выполняющим работы в условиях действия опасных производственных факторов, связанных с характером работы, в соответствии с законодательством предъявляются дополнительные требования безопасности. К выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, согласно законодательству допускаются лица, не имеющие противопоказаний по возрасту и полу, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными к выполнению данных работ, прошедшие обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
Более того, СНиП 12-04-2002 вовсе не установлены требования о необходимости прохождения медицинское освидетельствования.
Таким образом, пункт положения пункта 4.12 СНиП 12-03-2001, устанавливающее условие о том, что работы могут быть выполнены только работниками имеющими соответствующий разряд и прошедших медицинское освидетельствование, в случаях, установленных правовыми актами в области строительства, не применимы при исполнении контракта по указанному предмету, поскольку работы, предусмотренные контрактом не относятся к работам в условиях действия опасных производственных факторов.
Действия <...> противоречат пункту 1 части 1 статьи 64, пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является составом об административном правонарушении, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Объектом правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, является должностное лицо заказчика, в рассматриваемом случае должностное лицо Отдела МВД России по Верхнеуральскому району, а именно <...>
Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
На основании приказа Начальника ГУ МВД России по Челябинской области <...> назначен на должность начальника Отдела МВД России по Верхнеуральскому району.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, составляют действия <...>, направленные на утверждение документации об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Вина <...> выражена в форме неосторожности.
Местом совершения административного правонарушения является местонахождение Отдела МВД России по Верхнеуральскому району - <...>
Временем совершения административного правонарушения является дата утверждения документации об Аукционе - 30.03.2017 (датой утверждения документации об аукционе считается дата опубликования такой документации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, поскольку на титульном листе документации об аукционе отсутствует информация о дате утверждения такой документации).
Вина <...> состоит в том, что он, осуществляя административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в ОМВД России по Верхнеуральскому району, утвердил документацию об Аукционе с нарушением требований законодательства о контрактной системе, что подтверждается подписью с расшифровкой на титульном листе документации и образует состав административного правонарушения.
Последствиями совершенного <...> административного правонарушения являются нарушение законодательства о контрактной системе, выдача Челябинским УФАС России предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 05.05.2017 N 247,252-ж/2017, выразившееся в отмене закупки, затягивание сроков удовлетворении потребности заказчика.
На рассмотрении дела N 7.30-4.2/224-2017 об административном правонарушении <...> отводов не заявлял, заявив ходатайство (исх. от 17.07.2017) о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие. Доказательства, смягчающие вину не представлены.
<...>
Рассмотрев дело об административном правонарушении, руководитель Челябинского УФАС России <...> приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении принято в сроки, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, является формальным, т.е. наличие наступивших вредных последствий не является обязательным признаком состава данного административного правонарушения.
Оконченным данное административное правонарушение считается с момента нарушения требований Закона о контрактной системе.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом Челябинского УФАС России исключена возможность прекращения производства по административному делу с вынесением устного замечания <...> по следующим причинам.
Документация об Аукционе составлена и утверждена <...> с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Наличие состава административного правонарушения подтверждено решением и предписанием Комиссии по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России N 247,252-ж/2017 от 05.05.2017, протоколом об административном правонарушении от 04.07.2017, документацией об аукционе и иными материалами административного дела.
С учётом личности правонарушителя, его семейного и финансового положения, события административного правонарушения, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к выводу о целесообразности привлечения к административной ответственности в размере 3 000 рублей.
Учитывая обстоятельства дела и руководствуясь статьей 23.66, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать начальника ОМВД России по Верхнеуральскому району <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Привлечь начальника ОМВД России по Верхнеуральскому району <...> к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Штраф должен быть перечислен в доход бюджета.
<...>
<...> предлагается в трехдневный срок со дня уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области надлежащим образом заверенные копии платежных документов <...>
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 июля 2017 г. N 7.30-4.2/224-2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.07.2017