Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в отсутствие представителей сторон, рассмотрела жалобу ООО "Профит-Плюс" на действия заказчика МБОУ "Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0377300031717000004 на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта.
19.01.2018 г. от заказчика МБОУ "Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя учреждения.
Заявитель ООО "Профит-Плюс" должным образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечил. О причинах неявки не сообщил, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не поступало.
При таких обстоятельствах Комиссия УФАС по РА полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя общества.
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 15.01.2018 г. (вх. 76) поступила жалоба ООО "Профит-Плюс" (г. Москва г. Московский, ул. Атласова, д. 9) на действия заказчика МБОУ "Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0377300031717000004 на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта.
Заявитель считает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
МБУ "Централизованная бухгалтерия" от имени МБОУ "Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина" 19.01.2018 г. представлено письменное возражение (вх. N161) на жалобу, согласно которому заказчик считает доводы необоснованными.
Комиссия по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, полагает, что доводы жалобы являются обоснованными в части по следующим основаниям:
30.12.2017 г. заказчиком МБОУ "Паспартинская СОШ им. А.Г. Калкина" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта.
Согласно извещению N0377300031717000004 в редакции от 31.12.2017 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта - 38 648 251,00 рублей;
- дата и время окончания подачи заявок - 15.01.2018 г. 23-59 час.;
- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок- 19.01.2018 г.;
- дата проведения электронного аукциона - 22.01.2018 г.
1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
При этом комиссия по осуществлению закупок, в том числе вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 данной статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 данной статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи (ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе).
В пункте 5 раздела I аукционной документации (Информационная карта) заказчиком, в том числе установлено требование о предоставлении участником закупки во второй части заявки декларации о соответствии его требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком в нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе в аукционной документации установлены излишние требования к составу документов, предоставляемых участником закупки в составе второй части заявки на участие в аукционе, а именно декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Доводы заявителя в данной части являются обоснованными.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 данной статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 данной статьи функций и полномочий.
Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в объекте закупки, необходимом, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий государственных (муниципальных) программ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе (в редакции на дату размещения аукционной документации в ЕИС) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) с использованием показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 2 данной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА считает, что показатели, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, и инструкция по заполнению заявок должны позволять участникам закупки определить установленные заказчиком требования к закупаемым товарам, работам, услугам.
В пункте 5 Информационной карты в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлены, в том числе требования к первой части заявки и инструкция по ее заполнению.
Данной инструкцией определено, что заказчик не обязывает участника закупки иметь в наличии товар (материал) в момент подачи заявки, а так же не требует проведение анализов/исследований/испытаний для определения конкретных показателей товара (материала), в связи с чем для определения соответствия товара (материала), при его описании в отношении механических свойств, физико-механических показателей и физико-химических показателей участники закупки в заявках указывают максимальные и (или) минимальные значения и (или) диапазон значений, в случае если такие конкретные показатели указываются не точными цифровыми и (или) иными параметрами (в том числе в диапазонном значении и (или) с формулировками "не более", "не менее", "более", "менее") производителем товара, либо предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Таким образом, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что участнику закупки при формировании первой части заявки в отношении показателей товаров, значения которых определяются в ходе проведения испытаний, исследований, нет необходимости проводить данные исследования, т.к. инструкция по заполнению первой части заявки в отношении таких показателей не предусматривает предоставление их конкретных значений.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0377300031717000004 от 19.01.2018 г. поступило 9 заявок.
При таких обстоятельствах, Комиссия УФАС по РА доводы заявителя о том, что заказчиком установлены излишние требования к показателям товаров "Бетонная смесь", "Болты", "Рубероид", "Бруски", "Винты", "Гвозди", "Шурупы", значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, которые приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, считает необоснованными, т.к. заявителем не представлено доказательств того, что требования заказчика к показателям товаров не определяют их технических, функциональных характеристик (потребительских свойств).
В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе, выявленные Комиссией УФАС по РА, в том числе в ходе рассмотрения жалоб ООО "Райагропромстрой", ООО "Перспектива", ИП Шмидт И.К., могли ввести участников закупки в заблуждение при формировании первых частей заявок, невозможности предоставления участниками сведений (документов) во второй части заявки (дополнительные требования), в целях восстановления законных прав участников закупки Комиссия УФАС по РА приняла решение выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, возврата всех заявок, поступивших на участие в электронном аукционе, внесения изменений в аукционную документацию, либо отмены данного электронного аукциона и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Профит-Плюс" на действия заказчика МБОУ "Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0377300031717000004 на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта обоснованной в части установления излишних требований к содержанию второй части заявки (декларация по п.10 ч.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ).
Признать заказчика МБОУ "Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина" нарушившим ч. 6 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Выдать заказчику МБОУ "Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина" предписание об устранении нарушений требований законодательства о контрактной систем путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, возврата всех заявок, поступивших на участие в электронном аукционе, внесения изменений в аукционную документацию, либо отмены данного электронного аукциона и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).
Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений
законодательства о контрактной системе
"22" января 2018 г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок на основании решений N 4-К/18, 5-К/18, 6-К/18, 8-К/18 от 22.01.2018 г., принятых Комиссией по итогам рассмотрения жалоб ООО "Перспектива", ООО "Профит- Плюс", ИП и ООО "Райагропромстрой" на действия заказчика МБОУ "Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта N0377300031717000004, руководствуясь частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предписывает:
1. Заказчику МБОУ "Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина" в случае внесения изменений в аукционную документацию устранить нарушения ч. 6 ст. 30, п.2 ч.1, ч.2 ст. 33, п.6 ч.5 ст. 63, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64, ч.6 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем:
1.1 отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона N0377300031717000004 на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта;
1.2 размещения информации об отмене данных протоколов на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru);
1.3 внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона и аукционную документацию (с учетом решений УФАС по РА);
1.4 продлить сроки подачи заявок на участие в данной закупке, установить новые даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в данной закупке и проведения аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
2.Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер":
- вернуть заявки всех участников электронного аукциона, поступившие на участие в данном электронном аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в данном электронном аукционе вновь;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участниками закупки в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
2.1. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения п. 1.4 настоящего предписания назначить время проведения аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.
3. Заказчику МБОУ "Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина" осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
ЛИБО
4. Заказчику МБОУ "Паспартинская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Калкина" в случае отмены данного электронного аукциона устранить нарушения ч. 6 ст. 30, п.2 ч.1, ч.2 ст. 33, п.6 ч.5 ст. 63, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64, ч.6 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", путем:
4.1 отмены электронного аукциона N0377300031717000004 на строительство средней общеобразовательной школы в с. Паспарта;
4.2 размещения информации об отмене данного электронного аукциона на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru);
4.3. приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе (с учетом решений) и повторного осуществления закупки в случае необходимости (с учетом внесения изменений в план-график закупок на 2018 г.).
5. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай документы, подтверждающие исполнение настоящего Предписания:
- по п. 1.1 и 1.2 или п. 4.1 и 4.2 Предписания не позднее 08.02.2018 г.
- по п. 1.3 и 1.4 или п. 4.3 в течение 5 дней с момента размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) извещения о внесении изменений или объявления закупки вновь.
В случае неисполнения настоящего предписания, управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай на основании части 25 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ, вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ, а также обратиться в Арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 22 января 2018 г. N 4-К/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.01.2018