Резолютивная часть решения оглашена "17" января 2018 года
В полном объеме решение изготовлено "25" января 2018 г. Вологда
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия Управления) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Осипов С.В. - председатель комиссии, и.о. руководителя Управления, начальник отдела контроля органов власти и закупок; Васянович Ю.Р. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок; Сучков О.Н. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок; Буцев А.О. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок, рассмотрев дело N 04-01/40-17-17 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении АО "Вологодский оптико-механический завод" (160009, г. Вологда, ул. Мальцева, д. 54), |
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление, антимонопольный орган), поступили заявления (вх. N 1799 от 30.03.2017) от Бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская поликлиника N3" (далее - БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N3") и Бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская поликлиника N4" (далее - БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N4") на действия Акционерного общества "Вологодский оптико-механический завод" (далее - АО "Вологодский оптико-механический завод", заказчик) при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме. 1015-00342. Проведение периодических медицинских осмотров сотрудников согласно Приказа МЗ РФ N 302н. (извещение N 31704879596)..
13.03.2017 г. на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru и сайте электронной площадки etprf.ru размещено извещение N 31704879596 о проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме. 1015-00342. Проведение периодических медицинских осмотров сотрудников согласно приказа МЗ РФ N 302н (далее - запрос предложений в электронной форме на проведение медицинских осмотров сотрудников).
Заказчик закупки: АО "Вологодский оптико-механический завод". Организатор закупки: АО "РТ-Медицина".
Порядок проведения открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме.1015-00342. Проведение периодических медицинских осмотров сотрудников согласно Приказа МЗ РФ N 302н, регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех", а также извещением и документацией о проведении закупки по открытому запросу котировок в электронной форме на выполнение проектных работ по очистке сточных вод выпуска N 3 АО ВОМЗ (далее - документация о закупке), а также приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследования) работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - приказ Министерства здравоохранения РФ N 302н).
Согласно приложению N 1 технического задания на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров предметом закупки является оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров в медицинском учреждении в рамках "Центра профессиональной патологии".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения РФ N 302н предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации).
Из пункта 40 раздела 3 "Проведение периодических медицинских осмотров" приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения РФ N 302н следует, что в случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией, а также оформляет и направляет в установленном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в территориальный орган федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Из чего можно сделать вывод, что периодический медицинский осмотр может проводиться в любом медицинском учреждении, имеющим лицензию на этот вид детальности и только в случае, если при проведении периодического медицинского осмотра возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания медицинская организация, которая проводит периодический осмотр, направляет работника в установленном порядке в Центр профпаталогии на экспертизу связи заболеванием с профессией.
Согласно информации с сайта департамента здравоохранения Вологодской области (http://depzdrav.gov35.ru) центр профессиональной патологии Вологодской области имеется на базе БУЗ ВО "Вологодской городской поликлиники N 1".
Из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме на проведение медицинских осмотров сотрудников от 06.04.2017 г. следует, что на участие в закупке была подана только одна заявка от БУЗ ВО "Вологодская городская больница N1".
Закупка признана несостоявшейся на основании пункта 4.14.11 документации о закупке, так как к участию в закупке допущен 1 (один) участник процедуры закупки.
Следовательно, при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на проведение медицинских осмотров сотрудников АО "Вологодский оптико-механический завод" создал преимущественные условия участия для БУЗ ВО "Вологодская городская больница N1".
Таки образом, Управлением в действиях АО "Вологодский оптико-механический завод" были установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции Управление приняло решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 29.05.2017 дела N 04-01/29-17-17, N 04-01/35-17-17 объединены в одно производство.
Управлением издан Приказ N 110 от 29.05.2017 о создании комиссии по рассмотрению дела N 04-01/40-17-17 в отношении АО "Вологодский оптико-механический завод" по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции.
Определением от 29.05.2017 рассмотрение дела N 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 08.06.2017.
Определением от 08.06.2017 рассмотрение дела N 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 29.06.2017.
Определением от 29.06.2017 рассмотрение дела N 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 05.09.2017.
Определением от 25.08.2017 продлен срок рассмотрения дела N 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства до 01.12.2017 включительно.
Определением от 05.09.2017 рассмотрение дела N 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 04.10.2017.
Приказом N 188 от 04.10.2017 внесены изменения в состав комиссии по рассмотрению дела N 04-01/40-17-17. Председателем комиссии назначен Осипов С.В.
Определением от 04.10.2017 рассмотрение дела N 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 25.10.2017.
Определением от 25.10.2017 рассмотрение дела N 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 16.11.2017.
Определением от 16.11.2017 рассмотрение дела N 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 15.12.2017.
Определением от 30.11.2017 продлен срок рассмотрения дела N 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства до 23.01.2018 включительно.
Определением от 15.12.2017 рассмотрение дела N 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 28.12.2017.
28.12.2017 в соответствии со статьей 48.1. Закона о защите конкуренции Комиссией Управления принято заключение об обстоятельствах дела.
Комиссия Управления пришла к заключению о том, что в действиях заказчика имеется нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции.
В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, а также в соответствии со статьей 47 Закона о защите конкуренции комиссией Управления вынесено определение от 28.12.2017 об отложении дела N 04-01/40-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства на 17.01.2018.
17.01.2018 комиссия Управления, рассмотрев дело N 04-01/40-17-17 огласила резолютивную часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Срок рассмотрения дела, установленный статьей 45 Закона о защите конкуренции, соблюден.
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела N 04-01/40-17-17, рассмотрев представленные письменные пояснения (возражения, отзывы) и документы, комиссией Управления установлены следующие обстоятельства дела.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела N 04-02/1-17 документы, комиссией Управлением установлено следующее.
Из пояснений ответчика АО "Вологодский оптико-механический завод" следует, что метод расчета начальной (максимальной) цены был выбран в соответствии с приложением N 5 к единому Положению о закупке.
Также к пояснительной записке приложены следующие документы:
1. Копия расчета НМЦК методом анализа рынка.
2. Приложение N 5 к единому Положению о закупке.
Пунктом 10 пояснительной записки расчету начальной (максимальной) цены установлен перечень поставщиков предоставивших ценовые предложения:
1. БУЗ ВО "Вологодский областной кожно-венерологический диспансер".
2. БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N1".
3. БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N2".
В пункте 11 пояснительной записки расчету начальной (максимальной) цены установлен перечень приложений:
1. Прейскурант цен с сайта БУЗ ВО "Вологодский областной кожно-венерологический диспансер".
2. Прейскурант цен с сайта БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N1".
3. Прейскурант цен с сайта БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N2".
Однако комиссией Управления установлено, что БУЗ ВО "Вологодский областной кожно-венерологический диспансер" и БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N2" не оказывают услуги установленные ответчиком в закупке, а следовательно, не могли быть выбраны для расчета начальной (максимальной) цены договора.
Управлением в ходе анализа представленных материалов установлено следующее.
Согласно статье 19 приказа Министерства здравоохранения РФ N 302н периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности;
Статьей 37 приказа Министерства здравоохранения РФ N 302н установлено, что участники аварийных ситуаций или инцидентов, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимого уровня (ПДУ) по действующему фактору, работники, имеющие (имевшие) заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве, а также другие работники в случае принятия соответствующего решения врачебной комиссией не реже одного раза в пять лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.
Таким образом, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также другие работники в случае принятия соответствующего решения врачебной комиссией не реже одного раза в пять лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.
Согласно пояснения ответчика, условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда, соответственно, первый, второй, третий, четвёртый. Вредными условиями труда являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.
Вредные условия труда (третий класс) в свою очередь подразделяется на 4 подкласса. Основаниями для включения в списки работников с вредными условиями труда, подлежащих обязательному медицинскому осмотру в рамках центра профпатологии, являются классы условия труда, начиная с подкласса 3.1 (вредные условия труда 1 степени), т.е. условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.
Из представленного БУЗ ВО "Вологодской городской поликлиники N 1" заключительного акта N 86 от 21.08.2017 следует, что по результатам проведенного периодического медицинского осмотра (обследования) работников АО "Вологодский оптико-механический завод" из 991 работников прошедших периодический медицинский осмотр только 528 работников заняты на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда.
Согласно представленному АО "Вологодский оптико-механический завод" списку работников АО "Вологодский оптико-механический завод" с вредными условиями труда подлежащих обязательному периодическому медицинскому осмотру в 2017 г. в рамках центра профпаталогии 448 работников из 991 заняты на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда.
Таким образом, согласно приказу Министерства здравоохранения РФ N 302н если работники, не заняты на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также если в отношении работника не принято соответствующее решение врачебной комиссией, то не необходимости проводить периодические осмотры в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.
Вместе с тем, АО "Вологодский оптико-механический завод" установило требование в приложении N 1 технического задания, согласно которому услуги по проведению периодических медицинских осмотров в медицинском учреждении должны проходить в рамках "Центра профессиональной патологии".
Комиссия Управления считает данное требование заказчика излишним, и ограничивающим конкуренцию между хозяйствующими субъектами.
С учетом пункта 10.9. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 (в редакции приказа Федеральной антимонопольной службы от 20.07.2016 N 1000/16 "О внесении изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220" и зарегистрированного в Минюсте России 17.08.2016 N 43275, далее - Порядок проведения анализа) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования;
б) определение предмета торгов;
в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.
Согласно проведенному анализу состояния конкуренции на товарном рынке установлено следующее:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 13.03.2017 г. (дата опубликования извещения о проведении запроса предложений) по 06.04.2017 г. (дата подведения итогов запроса предложений).
2. Предмет торгов: проведение периодических медицинских осмотров сотрудников согласно приказа МЗ РФ N 302н.
3. Состав хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах: поскольку настоящий анализ проводится по результатам проведения запроса предложений, то состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах включает в себя лиц, подавших заявки на участие в запросе предложений в электронной форме на проведение медицинских осмотров сотрудников.
Согласно протоколу N 31704879596-01 от 03.04.2017 поступила единственная заявка от БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника N 1".
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, при проведении запроса предложений в электронной форме на проведение периодических медицинских осмотров сотрудников согласно приказа МЗ РФ N 302н заказчиком созданы условия по недопущению конкуренции, соответственно наличие конкурентов не выявлено.
Комиссией Управления установлено, что заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции, тем самым совершил действия, которые привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создали БУЗ ВО "Вологодской городской поликлиники N 1" преимущественные условия участия в торгах.
Из представленных АО "Вологодский оптико-механический завод" возражений на заключение об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства следует, что согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика
Однако согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться следующими принципами:
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Одновременно частью 1 статья 2 Закона о закупках установлено при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Таким образом, комиссия Управления отклонила довод АО "Вологодский оптико-механический завод" о том, что в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчиком в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, ввиду того что содержание отдельных пунктов, частей, статей Закона о закупках нельзя толковать вне контекста остальных частей вышеуказанного закона и иных нормативно правовых актов, в том числе Закона о защите конкуренции в силу принципа системности действующего законодательства.
По части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
По статье 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
На основании пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
С учетом изложенного, комиссия Управления установила нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях АО "Вологодский оптико-механический завод" при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на проведение медицинских осмотров сотрудников.
Комиссия Управления, руководствуясь статьями 22 и 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать АО "Вологодский оптико-механический завод" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание АО "Вологодский оптико-механический завод" не выдавать.
Председатель комиссии: |
____________ |
Осипов С.В.
Васянович Ю.Р.
Буцев А.О.
Сучков О.Н.
|
Члены комиссии: |
отсутствует
____________
____________ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 17 января 2018 года г. N 04-01/40-17-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.01.2018