Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - <_>;
<_> - <_>;
<_> - <_>,
рассмотрев представленные Федеральным казенным учреждением "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области" (далее - заказчик, ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Омской области") сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Городская клининговая компания" (далее - ООО "Городская клининговая компания", общество, победитель, исполнитель) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в связи с уклонением от заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений и прилегающих территорий объектов УМВД России по Омской области (извещение N 0852100000217000063) (далее - электронный аукцион, государственный контракт),
в присутствии представителей:
заказчика - <_> (доверенность N 81/27 от 16.01.2018), <_> (доверенность N 81/29 от 16.01.2018);
общества - <_> (доверенность N 01-18/01 от 22.01.2018),
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 23 от 09.01.2018) материалы и информация, свидетельствующие, по мнению заказчика, об уклонении ООО "Городская клининговая компания" от заключения государственного контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 29.11.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение N 0852100000217000063 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 26600000 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 05.12.2017 на участие в закупке поступило десять заявок, все участники были допущены к участию в аукционе.
08.11.2017 в электронном аукционе приняли участие пять участников закупки, наименьшее предложение о цене контракта 19557432 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 5 (ООО "Городская клининговая компания"), при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 26,48 %.
Исходя из протокола подведения итогов электронного аукциона от 11.12.2017, размещенного на официальном сайте ЕИС 12.12.2017, заявка участника с порядковым номером 3 признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, победителем признано ООО "Городская клининговая компания".
Хронология заключения государственного контракта, представленная оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (вх. N 166э от 12.01.2018), а также заказчиком, свидетельствует о следующем:
18.12.2017 - проект контракта направлен заказчиком на подпись победителю;
18.12.2017 - обществом были направлены информационные письма в адрес заказчика, информирующие об отзыве своей заявки, а также об отсутствии у победителя опыта участия в закупках для государственных и муниципальных нужд;
26.12.2017 - ООО "Городская клининговая компания" признано уклонившимся от заключения государственного контракта, заказчиком составлен протокол отказа от заключения государственного контракта с победителем электронного аукциона, который был размещен на официальном сайте ЕИС 27.12.2017;
08.01.2018 - заказчиком заключен государственный контракт N 1/2018 с участником электронного аукциона с порядковым номером заявки 8 - ООО "Гарант-Ханты-Мансийск", предложение о цене контракта которого содержало лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона; сведения о заключенном государственном контракте в этот же день размещены на официальном сайте ЕИС.
2. Рассмотрев представленные материалы и пояснения заказчика, в результате проверки факта уклонения ООО "Городская клининговая компания" от заключения государственного контракта на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Городская клининговая компания" подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Комиссия установила, что в соответствии с требованиями указанной нормы Федерального закона о контрактной системе протокол подведения итогов электронного аукциона от 11.12.2017 был размещен на официальном сайте ЕИС 12.12.2017.
Частью 2 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 указанной статьи в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
На основании части 13 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Частью 2 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи (часть 3 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 6 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Кроме того, на основании части 4 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В извещении N 0852100000217000063 указано: "Требуется обеспечение исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта 1330000,00 руб.".
Из абзаца 1 раздела 13 "Обеспечение исполнения Контракта" части II "Информационная карта" документации об аукционе следует: "Обеспечение исполнения Контракта составляет 5% (пять) от начальной максимальной цены Контракта и составляет: 1 330 000,00 рублей".
При этом абзацем 3 указанного раздела документации об аукционе, в частности установлено: "Контракт заключается после предоставления Государственному Заказчику обеспечения исполнения Контракта. Обеспечение исполнения Контракта может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии или перечисление денежных средств Государственному Заказчику. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется участником аукциона, с которым заключается Контракта, самостоятельно".
Учитывая тот факт, что в ходе проведения электронного аукциона общество снизило цену контракта более чем на двадцать пять процентов, в соответствии с требованиями статьи 70 Федерального закона о контрактной системе в срок по 22.12.2017 включительно победитель аукциона обязан был подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об электронном аукционе, или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки, или направить протокол разногласий.
Частью 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу указанной нормы Федерального закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
При этом антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта установления заказчиком уклонения подрядчика от заключения контракта, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины данного субъекта.
В целях проверки факта уклонения ООО "Городская клининговая компания" от заключения государственного контракта Омское УФАС России направило в адрес общество письмо (исх. N 03-89э от 11.01.2018) о представлении письменных пояснений с указанием причин уклонения от подписания государственного контракта с приложением подтверждающих документов, данное письмо содержало также уведомление о рассмотрении 23.01.2018 в 10:00 час. настоящего обращения заказчика, однако указанные документы победителем аукциона не были представлены.
Вместе с тем представителем общества на заседании Комиссии Омского УФАС России было устно заявлено о том, что у победителя отсутствует опыт участия в проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. Снижение ООО "Городская клининговая компания" начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25 %, повлекло за собой увеличение размера обеспечения контракта в полтора раза, что, в свою очередь, послужило отказом в предоставлении кредитной организацией банковской гарантии ввиду возникновения высоких рисков неисполнения обязательств по данному государственному контракту.
В дополнение к вышесказанному, представителем общества на заседании Комиссии была представлена копия электронного письма Отдела продаж клиентам малого бизнеса 8634/04 (ПАО "Сбербанк России"), содержащая список документов, необходимых для получения банковской гарантии.
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательств возникновения у ООО "Городская клининговая компания" каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке подписать проект контракта и приложить документы в обеспечении исполнении контракта и добросовестности, не представлено.
Уклонение от заключения государственного контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию бюджетной субсидии), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.
Хронология заключения контракта наглядно свидетельствует о том, что в установленные частями 3-6 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе процессуальные сроки ООО "Городская клининговая компания" в адрес заказчика не представлено ни подписанного проекта контракта, ни подписанных документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта и добросовестности участника в соответствии со статьей 37 Федерального закона о контрактной системе, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта была снижена на 26,48 %.
Указанные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют о виновном уклонении ООО "Городская клининговая компания" от заключения государственного контракта, следовательно, сведения об ООО "Городская клининговая компания" подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
В связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений и прилегающих территорий объектов УМВД России по Омской области (извещение N 0852100000217000063) включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года представленные Федеральным казенным учреждением "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области" сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Городская клининговая компания" (ИНН 5507130969, КПП 550701001, 644011, Омская область, г. Омск, ул. Енисейская, дом 3, офис 10),
- о директоре общества с ограниченной ответственностью "Городская клининговая компания" <_> (ИНН <_>),
о единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Городская клининговая компания" <_> (ИНН <_>).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 23 января 2018 г. N РНП-55-03/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.01.2018