Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель председателя Комиссии: <_> <_>
Членов Комиссии: <_> <_>
<_> <_>
рассмотрев дело N 96/Р-2017, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <_> о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение физического лица (вх. N 121 от 10.01.2017 г.) о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы в эфире радиовещательной компании "Омикс".
При просмотре представленных записей Кемеровским УФАС России был установлен следующий ролик, который содержит признаки нарушения требований ФЗ "О рекламе": "Тел. <_>. В магазинах бытовой техники Атлант новогодние скидки на все модели холодильников Бирюса - 5%. Оформление кредита на месте без первоначального взноса, доставка по городу и району - бесплатно. Магазины "Атлант" г. Белово, Октябрьская, 92, тел. <_>, Юбилейная, 11а" (данная реклама была размещена в виде "бегущей строки").
18.09.2017 г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело N 96/Р-2017 в отношении ИП <_> и назначено к рассмотрению на 19.10.2017 г. в 09 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <_> заказным письмом с уведомлением о вручении.
19.10.2017 г. на рассмотрение дела N 96/Р-2017 ИП <_> не явился. Сведениями о надлежащем уведомлении ИП <_> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.
Определением от 19.10.2017 г. рассмотрение дела N 96/Р-2017 было отложено на 29.11.2017 г. в 09 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <_> заказным письмом с уведомлением о вручении.
29.11.2017 г. на рассмотрение дела N 96/Р-2017 ИП <_> не явился. Сведениями о надлежащем уведомлении ИП <_> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.
Определением от 29.11.2017 г. рассмотрение дела N 96/Р-2017 было отложено на 10.01.2018 г. в 09 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <_> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП Почта России с отметкой "Срок хранения истек. Выслано обратно отправителю" имеется в материалах дела).
Из ответов ООО "Медиапрестиж", представленных в адрес Кемеровского УФАС России следует, что указанная реклама была размещена в соответствии с договором N 11/16 на оказание информационных и рекламных услуг от 01.03.2016 г., заключенным с ИП <_> в период с 01.12.2016 г. по 29.12.2016 г.
Дополнительно ООО "Медиапрестиж" пояснило, что текст рекламы содержит указание не на предоставление кредита, а на возможность его оформления на месте, наряду с оформлением доставки товара. По пояснению рекламодателя, разместившего рекламу, под кредитом понималось предоставление в декабре 2016 г. покупателям рассрочки платежа, то есть возможность оплатить товар путем совершения периодических платежей в течение определенного договором купли-продажи срока, соответственно, данная реклама не является рекламой финансовых услуг.
10.01.2018 г. состоялось рассмотрение дела N 96/Р-2017 в отсутствие ИП <_>.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.
В эфире радиовещательной компании "Омикс" посредством бегущей строки в период с 01.12.2016 г. по 29.12.2016 г. была размещена реклама следующего содержания: "Тел. <_>. В магазинах бытовой техники Атлант новогодние скидки на все модели холодильников Бирюса - 5%. Оформление кредита на месте без первоначального взноса, доставка по городу и району - бесплатно. Магазины "Атлант" г. Белово, Октябрьская, 92, тел. <_>, Юбилейная, 11а".
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в рекламе указания на сроки предоставления новогодних скидок и на возможность приобретения товара посредством рассрочки без оформления кредита в банке не позволяет потребителям правильно и адекватно воспринимать рекламную информацию, вводит в заблуждение относительно временного промежутка реализации указанного в рекламе мероприятия и относительно возможности оплаты за приобретенный товар в рассрочку, не заключая договорных отношений с финансовой организацией, что нарушает их права на получение достоверной информации о рекламируемых скидках и свойствах предоставляемой услуги - покупки товара в рассрочку. Данная информация является существенной для потребителя рекламы, поскольку влияет на оценку и решение потребителей относительно приобретения товара по скидке, указанной в рекламе и возможности его приобретения в рассрочку без оформления кредита в финансовой организации.
В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует информация о сроках предоставления новогодних скидок, о свойствах рекламируемого кредита, а именно о возможности приобретения товара в рассрочку без оформления договорных отношений с финансовой организацией, что вводит в заблуждение потребителей рекламы и искажает смысл информации.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Поскольку рекламораспространитель представил в адрес Кемеровского УФАС России сведения о том, что товар, указанный в рекламе, продается в рассрочку без предоставления кредита финансовой организацией, признаки нарушения части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" в действиях ИП <_> не подтвердились.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несёт рекламодатель.
В данном случае рекламодателем является ИП <_>.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП <_>, размещенную в период с 01.12.2016 г. по 29.12.2016 г. в эфире радиовещательной компании "Омикс", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание не выдавать в связи с окончанием периода распространения рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 24 января 2018 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 10 января 2018 г. N 96/Р-2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.01.2018