Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) <_>, рассмотрев дело об административном правонарушении N 05-13/38-2017, возбужденное в отношении юридического лица публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а; ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327),
в помещении Бурятского УФАС России по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55, каб. 106,
19.01.2018 в присутствии ПАО "МРСК Сибири" <_>, представителя по доверенности N 00/434 от 21.12.2015,
установила:
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21. КоАП РФ стало поступившее заявление в Бурятское УФАС России заявление гражданина <_> от 21.09.2017 (вх. N5693) на действия ПАО "МРСК Сибири" в части уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Из поступившего заявления следует, что <_> является собственником земельного участка, расположенного в границах дачного некоммерческого товарищества "Сэлэнгэ" (далее ДНТ "Сэлэнгэ"), участок <_>, кадастровый номер <_>. Заявителем 03.03.2017, 24.08.2017 подана в электронном виде заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" с приложением необходимых документов, предусмотренных Правилами N861, в том числе с приложением договоров об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования. Сетевая организация уклоняется от заключения договоров технологического присоединения энергопринимающих устройств, просит привлечь к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Из письменных пояснений ПАО "МРСК Сибири" (вх. от 06.10.2017 N 5940) следует, что электрические сети сетевой организации расположены на расстоянии, превышающем 500 метров (700 метров), ближайшими электрическими сетями являются сети ДНТ "Сэлэнгэ", которые были построены и присоединены к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" 24.03.2016. Считают, что требования Правил N 861, на граждан, ведущих садоводство, огородничество, дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории ДНТ, в части технологического присоединения, осуществляемого для впервые вводимых в эксплуатацию объектов (энергопринимающих устройств) не распространяются. Так как по мнению ПАО "МРСК Сибири" за "первоначальным" технологическим присоединением по Правилам N 861, в сетевую организацию должно обращаться непосредственно некоммерческое объединение, вследствие чего, в адрес заявителя сетевой организацией направлены письма от 07.09.2017, 20.09.2017, где заявителю рекомендовано по вопросу электроснабжения его земельного участка обратиться к председателю ДНТ "Сэлэнгэ" с заявлением на технологическое присоединение к существующим сетям ДНТ. Также указано, что отклонение заявки связано с тем, что электрические сети ДНТ "Сэлэнгэ" не входят в имущественный комплекс филиала Бурятэнерго и, что в настоящее время оформляется передача электрических сетей между ДНТ "Сэлэнгэ" и ПАО "МРСК Сибири". После заключения договора передачи сетей от <_> будет принята заявка на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств его жилого дома к электрическим сетям.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Пункт 2(2) Правил N 861 предусматривает, что действие Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан в соответствии с Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" как некоммерческая организация учреждается гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов.
В соответствии с абзацем первым пункта 8(5) Правил N 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем (первое предложение).
Второе предложение абзаца первого пункта 8(5) Правил N 861 предусматривает, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.
Согласно абзацу второму пункта 8(5) Правил N 861 технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
Данные положения нормативного правового акта соответствуют пункту 2 статьи 8 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Согласно данной норме Федерального закона граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Для заключения договора с сетевой организацией заявитель направляет заявку, к которой прилагаются документы, перечисленные в пункте 10 Правил N 861. Подпункт "з" пункта 10 Правил предусматривает, что к заявке прилагается копия договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории некоммерческого объединения.
Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами (пункт 11 Правил).
В адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил N 861, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений (пункт 15 Правил).
По состоянию на дату подачи <_> заявления в Бурятское УФАС России сетевой организацией не направлен проект договор и технические условия об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Из договора о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования с ДНТ "Сэлэнгэ" N 594 от 22.02.2017, представленного заявителем в сетевую организацию, следует, что заявитель уплачивает ежеквартально взносы за пользование дорогой, проходом, проездом, площадкой для сбора мусора, противопожарными сооружениями; иные инженерные коммуникации отсутствуют.
Так же заявителем <_> в материалы дела приобщен аналогичный договор о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования с ДНТ "Сэлэнгэ" N 180 от 22.02.2017, заключенный с <_> и договор N 20.0300.1085.17 от 20.03.2017 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20.03.2017, заключенный между ПАО "МРСК Сибири" и <_> и технические условия N 8000303701 от 15.03.2017, технологическое присоединение необходимо для электроснабжения дачного дома, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, ДНТ "Сэлэнгэ", участок <_>, кадастровый номер земельного участка <_>.
Установлено, что со стороны ПАО "МРСК Сибири" нарушен срок направления <_> проекта договора и технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям, в установленный требованиями Правил.
<_> относится к категории потребителей, предусмотренных п. 14 Правил технологического присоединения, следовательно, в срок до 18.03.2017 филиалу ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" надлежало направить проект договора и технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Следовательно, административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившееся в нарушении сроков направления проекта договора и технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям общества <_> имело место.
Следует учесть, что ПАО "МРСК Сибири" ранее привлечено по части 1 ст. 9.21 КоАП РФ по делу N 05-13/22-2016 от 23.10.2016 штраф оплачен 20.04.2017.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электроэнергии для потребителей. В связи с чем технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электроэнергии.
Филиал ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" является субъектом естественной монополии на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций.
Протокол по настоящему административному делу составлен 07.12.2017 в отсутствии законного представителя ПАО "МРСК Сибири", в присутствии <_>, представителя по доверенности N 00/434 от 21.12.2015.
К протоколу об административном правонарушении представитель филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" представлены письменные пояснения (вх. от 08.12.2017 N 4249), которые приобщены к материалам настоящего административного дела и из которых следует, что ДНТ на территории которого расположен земельный участок <_> присоединено к электрической сети на основании договора технологического присоединения N 20.0300.614.14 от 12.03.2014, заключенного между ПАО "МРСК Сибири" и ДНТ "Сэлэнгэ". Данным договором предусматривалось технологическое присоединение расчетом на 300 членов ДНТ, сетевая организация обязалась осуществить технологическое присоединение сетей ДНТ в точке присоединения, строительство электрических сетей по земельному участку осуществлялось членами ДНТ самостоятельно.
Таким образом, в отношении технологического присоединения земельного участка <_> со стороны сетевой организации выполнены мероприятия по технологическому присоединению в рамках исполнения договора с ДНТ "Сэлэнгэ", обязанность по присоединению участков на территории ДНТ приняло на себя непосредственно ДНТ "Сэлэнгэ".
Из представленного списка членов ДНТ "Сэлэнгэ" следует, что собственником земельного участка <_> является <_>.
По ходатайству представителя ПАО "МРСК Сибири" в ДНТ "Сэлэнгэ" (исх. N 05-30/5643) направлен запрос о предоставлении в срок до 10.01.2018 представить письменные пояснения по следующим вопросам:
- является ли <_> членом или собственником земельного участка <_> в ДНТ "Сэлэнгэ";
- осуществлено ли технологическое присоединение всех членов ДНТ "Сэлэнгэ" к электрическим сетям, в том числе земельного участка <_>;
- заключен ли договор на передачу электрических сетей между ДНТ "Сэлэнгэ" и ПАО "МРСК Сибири".
Определением от 21.12.2017 срок рассмотрения дела N 05-13/38-2017 об административном правонарушении продлён, рассмотрение дела назначено на 16.01.2018 в 11-00 часов по адресу г. Улан-Удэ ул. Ленина, 55 каб. 106.
16.01.2018 представителем ПАО "МРСК Сибири" заявлено устное ходатайство об отложении рассмотрения дела на 19.01.2018 с целью предоставления доказательств об отсутствии вины ПАО "МРСК Сибири". Определением от 16.01.2018 рассмотрение настоящего дела назначено на 19.01.2018 в 14ч.00 мин.
Из материалов настоящего дела следует, что с 24.01.2017 <_> является собственником земельного участка с кадастровым номером <_>. Доказательством того, что сетевая организация ПАО "МРСК Сибири" обязано заключить договор технологического присоединения с <_> является представленный заявителем договор о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования с ДНТ "Сэлэнгэ" N 594 от 22.02.2017. Также, представленный договор N 20.0300.1085.17 от 20.03.2017 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20.03.2017, заключенный между ПАО "МРСК Сибири" и <_> и технические условия N 8000303701 от 15.03.2017.
Кроме того, ПАО "МРСК Сибири" не представлено доказательства того, что фактически технологическое присоединение по договору N 20.0300.614.14 от 12.03.2014, заключенного между ПАО "МРСК Сибири" и ДНТ "Сэлэнгэ" было осуществлено, а объекты электросетевого хозяйства были построены названным ДНТ (акты об осуществлении технологического присоединения, разграничения границ балансовой принадлежности, разграничения эксплуатационной ответственности сторон, свидетельство о праве собственности и т.д.).
Доказательства того, что ДНТ "Сэлэнгэ" обладает объектами электросетевого хозяйства, посредством которых может быть осуществлено технологическое присоединения отсутствуют.
Таким образом, ПАО "МРСК Сибири" нарушен пункт 15 Правил N 861, поскольку проект договора на технологическое присоединение и техническое условия <_> не направлены до настоящего времени.
Рассмотрев обстоятельства и материалы дела, установлено, что событие административного правонарушения имело место, состав административного правонарушения образуют:
Объект - общественные правоотношения, охраняемые законодательством об электроэнергетике и Правилами о технологическом присоединении к электрическим сетям, которые устанавливают сроки и порядок направления заявителю проекта договора об осуществления технологического присоединения и технических условий.
Объективная сторона выражена в нарушении сроков направления заявителям проектов договоров и технических условий.
Место совершения административного правонарушения - г. Улан-Удэ, пр. 50-летия Октября, 28 (местонахождение филиала ПАО "МРСК Сибири" -"Бурятэнерго").
Время совершения административного правонарушения - с 19.03.2017 по настоящее время (период, в течение которого филиал ПАО "МРСК Сибири"-"Бурятэнерго" не направляет подписанный проект договора на технологическое присоединение и технические условия заявителю в нарушение Правил технологического присоединения).
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, т.к. лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и относилось к ним безразлично.
Субъектом правонарушения является юридическое лицо ПАО "МРСК Сибири".
Таким образом, установлено, что в действиях ПАО "МРСК Сибири" содержится состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При рассмотрении дела основания для освобождения от административной ответственности, отягчающие, смягчающие обстоятельства не установлены.
Срок давности для привлечения ПАО "МРСК Сибири" к административной ответственности не истек.
Руководствуясь статьями 4.2, 4.3, 9.21, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
постановила:
1. Признать юридическое лицо ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. За нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ наложить на ПАО "МРСК Сибири" минимальный административный штраф в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Штраф должен быть перечислен по реквизитам:
Получатель: ИНН 0323057082 КПП 032601001
УФК МФ РФ по Республике Бурятия
(Бурятское УФАС России
л/с 04021082740)
Банк получателя: р/с 40101810600000010002 ОТДЕЛЕНИЕ -
НБ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ Г. УЛАН-УДЭ
Респ. Бурятия Банка России
БИК 048142001
ОКТМО 81701000
КБК 16111641000016000140
Назначение платежа: штраф за нарушение статьи 9.21 КоАП РФ
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 19 января 2018 г. N 05-13/38-2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.01.2018