Резолютивная часть решения оглашена 12 января 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 января 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <_>,
членов Комиссии: - <_>,
- <_>,
- <_>,
с участием представителя ответчика - главного инженера <_>,
рассмотрев дело N565-04-1/2017 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства "Быт" муниципального образования - Полянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (390525, Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ИНН 6215023143) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении порядка ценообразования,
УСТАНОВИЛА:
В период с 09.03.2017 по 31.03.2017 Инспекцией Рязанского УФАС России проведена плановая документарная проверка Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Быт" муниципального образования - Полянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (далее - МУП ЖКХ "Быт", 390525, Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ИНН 6215023143).
МУП ЖКХ "Быт" - коммерческая организация, основными видами деятельности которой является предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья надлежащего качества.
Учредителем предприятия является администрация Полянского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области (постановление администрации от 26.01.2009 N05).
Предметом проводимой проверки являлось соблюдение требований антимонопольного законодательства МУП ЖКХ "Быт".
По результатам проведения проверки выявлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в том, что Предприятие, осуществляя выдачу технических условий и технологическое присоединение к сетям водоснабжения и водоотведения, не обратилось в ГУ РЭК Рязанской области за установлением в законном порядке платы на технологическое присоединение (подключение) к сетям водоснабжения.
Результаты проверки отражены в Акте проверки N27 от 31.03.2017.
16.10.2017 приказом Рязанского УФАС России (N140) возбуждено дело по признакам нарушения МУП ЖКХ "Быт" пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Представитель ответчика признал нарушение антимонопольного законодательства.
Указал, что в период с 01.01.2016 по 01.04.2017 Предприятием выдано более 30 технических условий, денежные средства взимались за осуществление врезки водопроводов в сумме 22 659 рублей 83 копейки. Договоры на подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения в письменной форме не заключались.
Заслушав аргументы сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в их достаточности и взаимосвязи, комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующему.
1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В ходе рассмотрения дела, в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённого приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок), проведено исследование товарных рынков услуг холодного водоснабжения и услуг водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры за 2016, 2017 годы (аналитический отчет приобщен к материалам данного дела).
Установлено, что МУП ЖКХ "Быт", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения и на рынке услуг водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенной сети, находящейся в Полянском сельском поселении Рязанского муниципального района Рязанской области.
Таким образом, на МУП ЖКХ "Быт" распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Правовое регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ N416-ФЗ, Закон о водоснабжении и водоотведении), Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Согласно части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы на подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктами 4, 5, 6, 12 Постановления Правительства Российской Федерации N 406 регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения.
Оплата по договору водоснабжения и водоотведения осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2012 N 406 (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ N416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с положениями Закона N 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение неразрывно связано с подключением (технологическим присоединением) к централизованным сетям холодного водоснабжения и (или) к централизованным сетям водоотведения, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются непосредственно с целью последующего водоснабжения и (или) водоотведения объекта потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуги водоснабжения и (или) услуги водоотведения).
Следовательно, технологическое подключение (присоединение) не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка холодного водоснабжения и (или) рынка водоотведения, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
Плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
В соответствии с пунктами 81, 82, 83 Основ ценообразования размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:
а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;
б) налог на прибыль.
Аналогичное предусмотрено и частью 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ.
Пунктом 116 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э (зарегистрирован в Минюсте России 25.02.2014 N 31412), установлена формула, по которой организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), рассчитывается размер платы за подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения.
То есть в соответствии с нормами действующего законодательства Предприятие обязано установить тариф за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной сети холодного водоснабжения и рассчитать плату за технологическое присоединение объекта к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения.
В нарушение вышеуказанных норм права без установления тарифа и расчета платы за технологическое присоединение Предприятие взыскало с заявителей сумму в размере 22 659 рублей 83 копейки. При этом сослалось на то, что данная сумма была взыскана за самостоятельную подрядную работу - врезку трубы, которая не относится к технологическому присоединению.
Комиссия не согласилась с мнением ответчика, указавшего, что врезка - это самостоятельная стадия технологического присоединения объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и не является фактическим подключением объекта к централизованной системе холодного водоснабжения.
Врезка водопровода в существующую сеть и (или) врезка в существующую сеть водоотведения (канализации) не может являться самостоятельным видом мероприятий, не входящих в состав мероприятий по подключению (технологическому присоединению), поскольку подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения согласно Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83) - это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов. Точкой подключения является место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Подключение (технологическое присоединение) представляет собой процесс фактического осуществления организацией водопроводно-канализационного хозяйства действий по подключению объекта потребителя к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, работы МУП ЖКХ "Быт" по врезке водопровода и (или) канализации в существующую сеть являются составной частью мероприятий по подключению абонента к системе водоснабжения и (или) водоотведения, тарифы на которые в соответствии с Законом N 416-ФЗ устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Рязанской области, согласно постановлению Правительства Рязанской области от 2 июля 2008 N 121, центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере государственного регулирования цен, тарифов, надбавок, индексов на отдельные виды товаров и услуг, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в указанных сферах, является Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (ГУ РЭК Рязанской области).
Постановлением Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (далее - ГУ РЭК Рязанской области) от 07.12.2015 N205 установлены тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для потребителей МУП ЖКХ "Быт" с 01 января 2016 по 31 декабря 2018 года.
Согласно информации от ГУ РЭК Рязанской области, МУП ЖКХ "Быт" в 2016-2017 годах не обращалось в регулирующий орган для установления тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, квалифицируются как нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании выше установленных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МУП ЖКХ "Быт" нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Быт" муниципального образования - Полянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (390525, Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ИНН 6215023143 ОГРН 1096215000397), занимающее доминирующее положение на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению в границах присоединенных сетей в Полянском сельском поселении Рязанского муниципального района Рязанской области, нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Выдать Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Быт" муниципального образования - Полянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, указанного в пункте 1 настоящего решения.
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
ПРЕДПИСАНИЕ N N565-04-1/2017
"19" января 2018 г. Рязань
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- <_>,
- <_>,
- <_>,
- <_>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 19.01.2018 по делу N565-04-1/2017 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства "Быт" муниципального образования - Полянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (390525, Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ИНН 6215023143 ОГРН 1096215000397) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении порядка ценообразования,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: обратиться в центральный исполнительный орган государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере государственного регулирования цен, тарифов, надбавок, индексов на отдельные виды товаров и услуг (Главное управление "Региональная энергетическая компания" Рязанской области) для установления платы за технологическое присоединение к сетям водоснабжения и водоотведения.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган до 25 мая 2018 года.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 12 января 2018 года г. N 565-04-1/2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.01.2018