Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии представителей:
от заказчика - ГБУ "Жилищник Бутырского района",
в отсутствие:
ООО "Алексинский керамзитовый завод", АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 23.11.2017 N ИГ/60227/17),
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Алексинский керамзитовый завод" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ "Жилищник Бутырского района" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку керамзитового гравия для нужд ГБУ "Жилищник Бутырского района" (реестровый N 31705648238) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в неразмещении инструкции по заполнению Формы 2, что привело к отклонению заявки ООО "Алексинский керамзитовый завод" от участия в Аукционе по причине предъявления требований, не установленных Аукционной документацией.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.
Вместе с тем согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу N 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 N ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно тексту жалобы, Заявителем обжалуется неразмещение Заказчиком инструкции по заполнению Формы 2, что привело к отклонению заявки ООО "Алексинский керамзитовый завод" по причине предъявления требований, не установленных документацией, что подлежит рассмотрению антимонопольным органом в соответствии с пунктами 1, 2 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
20.10.2017 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
Датой окончания подачи заявок определено 10.11.2017, датой рассмотрения заявок - 14.11.2017, датой подведения итогов Аукциона - 15.11.2017.
Из протокола рассмотрения заявок от 14.11.2017 N 31705648238-01 следует, что заявка ООО "Алексинский керамзитовый завод" отклонена от участия по причине несоответствия заявки требованиям Аукционной документации, а именно: участник указал Фракция 10-20, что не соответствует ГОСТ 32497-2013, в ГОСТ указано от 10 до 20.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пунктам 1, 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
-требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
-требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Пунктом 15.1.6 Положения о закупках установлено, что Заказчиком устанавливаются следующие требования к составу заявки на участие в конкурентных закупках, в том числе: предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора.
В соответствии с пунктом 17 Информационной карты Аукционной документации требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик установлены в Техническом задании.
Аукционной документацией установлена Форма 2 "Предложение о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара", согласно которой участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме рекомендуемой заказчиком информацию о конкретных показателях товара (материала) используемого при выполнении работ, оказания услуг, поставки товара соответствующих значениям установленным документацией об аукционе в электронной форме, а так же сведения о товарном знаке (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара.
Приложением N 1 к Техническому заданию "Спецификация" установлены следующие характеристики товара, в том числе:
- Наименование: Керамзитовый гравий. ГОСТ 9757-90. Фракция 10-20 по ГОСТ 32497-2013, в полипропиленовых мешках объем 50 литр, Марка насыпной плотности: М250-300. ГОСТ 9757-90.
Таким образом, участник Аукциона в составе заявки должен представить Техническое предложение с указанием, кроме прочего, функциональных характеристик предлагаемого к поставке товара в соответствии с Техническим заданием.
Заявителем в составе заявки представлены следующие сведения о предлагаемом к поставке товаре: "Фракция 10-20 по ГОСТ 32497-2013, в полипропиленовых мешках объем 50 литр, Марка насыпной плотности: М250. ГОСТ 9757-90".
в соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ 32497-2013 пористые теплоизоляционные заполнители изготовляют следующих фракций, в том числе, гравий и щебень: от 5 до 10 мм, от 10 до 20 мм, от 20 до 40 мм.
Согласно представленным пояснениям Заказчика, представленное Заявителем значение фракции "10-20" не соответствует требованиям ГОСТ 32497-2013 "от 10 до 20"
Исходя из текста жалобы, ввиду неразмещения Заказчиком инструкции по заполнению Формы 2, Заявителем в составе заявки было указано диапазонное значение фракции "10-20", соответствующее требованиям Аукционной документации, а также требованиям ГОСТ 32497-2013.
Вопреки доводам Заказчика, Комиссия не может согласиться с выводами относительно несоответствия заявки общества требованиям ГОСТ 32497-2013, так как Заявителем в составе заявки указано диапазонное значение характеристики предлагаемого к поставке товара (фракции), соответствующее значению, указанному Заказчиком в Аукционной документации. Указанные Заявителем характеристики предлагаемого к поставке товара (фракция 10-20) полностью соответствует требованиям Аукционной документации, что не оспаривается Заказчиком. При этом в составе Аукционной документации не размещена инструкция по заполнению Формы 2, из которой следовала бы необходимость указания в составе заявки значения фракции гравия с использованием слов "от __ до __". Кроме того, указанное Заявителем диапазонное значение "10-20" не противоречит значению "от 10 до 20", не вводит в заблуждение Заказчика, не допускает двойного толкования указанных в составе заявки сведений.
Доказательств обратного Заказчиком на заседании Комиссии не представлено, доводы Заявителя не опровергнуты.
В соответствии с пунктом 14.4 Положения о закупках участник закупки, подавший заявку, не допускается Закупочной комиссией к участию в закупке в случае, в том числе: несоответствия заявки требованиям закупочной документации.
Соответственно, Заказчик не имел достаточных правовых оснований для отклонения заявки по причине несоответствия обжалуемых требований.
К числу основных принципов, которым надлежит руководствоваться заказчикам, относятся принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Учитывая изложенное, в рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 14.4 Положения о закупках.
Таким образом, Комиссия решила признать жалобу Заявителя обоснованной.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, пунктов 1, 2 части 10 статьи 3 Закона о закупках, пункта 14.4 Положения о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-2501/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
30.11.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 30.11.2017 по делу N 1-00-2501/77-17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГБУ "Жилищник Бутырского района" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку керамзитового гравия для нужд ГБУ "Жилищник Бутырского района" (реестровый N 31705648238) (далее - Аукцион):
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.
Заказчику вернуть участникам Аукциона ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
Заказчику внести изменения в Аукционную документацию с учетом решения Комиссии от 30.11.2017 по делу N 1-00-2501/77-17.
Заказчику продлить срок приема котировок на участие в Аукционе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Аукционную документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Аукциона с учетом решения Комиссии от 30.11.2017 по делу N 1-00-2501/77-17.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 26.02.2018.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 05.03.2018 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 ноября 2017 г. N 1-00-2501/77-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.01.2018