Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии, заместитель руководителя управления Литовченко Л.А.
Члены Комиссии: Рябцова Е.А., Майсеева А.В.,
в присутствии представителя заказчика - ГБУЗ "НИИ - ККБ N1 им. профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края Студневой Е.Ю. (доверенность), в присутствии представителя заявителя - ИП Ткаченко И.А. Захарова А.В. (доверенность), рассмотрев жалобу ИП Ткаченко И.А. (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ "НИИ - ККБ N1 им. профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края при проведении электронного аукциона: "Поставка специализированного пищевого продукта - витаминно-минерального комплекса" (извещение N 0318200065617001231) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчик в описании объекта закупки описывает назначение продукта, ограничивающее количество участников. Заказчик требует предоставления в составе заявки дополнительных документов, которые противоречат ст.66 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым заказчик считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "НИИ - ККБ N1 им. профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края проводился электронный аукцион: "Поставка специализированного пищевого продукта - витаминно-минерального комплекса" (извещение N 0318200065617001231).
Начальная (максимальная) цена контракта - 497 333,20 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
В описании объекта закупки заказчиком установлены следующие требования: Предназначен для пищеблоков лечебных учреждений для обогащения готовых блюд витаминами и минералами (первых, вторых блюд, или напитков).
Подтвержденная область применения: "для обогащения готовых блюд диетического (лечебного и профилактического) питания взрослых и детей старше 3х лет в организованных коллективах, медицинских организациях и системе общественного питания".
ИП Ткаченко И.А. подал заявку на участие в электронном аукционе и указал соответствующее предназначение.
Таким образом, подобное описание объекта закупки позволило участнику подать заявку на участие в электронном аукционе.
Также заявитель указывает, что заказчик требует предоставления в составе заявки дополнительных документов (Экспертное заключение с разрешенной областью применения ВМК в лечебном питании, Разъяснение (письмо) Роспотребнадзора о форме подтверждения соответствия продукции и области применения), которые противоречат ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3) ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В Описании объекта закупки указаны документы, подтверждающие область применения продукции в медицинских организациях:
Экспертное заключение с разрешенной областью применения ВМК в лечебном питании - документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения, аккредитованными в установленном порядке, согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224
Разъяснение (письмо) Роспотребнадзора о форме подтверждения соответствия продукции и области применения.
В п.4.1, 7.4 проекта контракта указано: "Заказчик обязан осуществлять проверку поставленного товара и при его соответствии требованиям и характеристикам, установленным настоящим Контрактом, документацией электронного аукциона, заявкой победителя аукциона, произвести приемку в установленные Контрактом сроки. Заказчик также обязан контролировать исполнение Контракта на протяжении всего периода его исполнения". "Нарушениями существенных условий применительно к настоящему Контракту являются в том числе:
1) Несоответствие товара требованиям Контракта и описанию объекта закупки документации об аукционе в электронной форме;
2) Нарушение условий Контракта по количеству и качеству товара;
3) Отсутствие документов, предусмотренных п. 7.2. Контракта;
4) Отсутствие документов, предусмотренных производителем и (или) документацией о закупке, а также документации и сведений о товаре на русском языке, в случае поставки товара иностранного происхождения;
5) Нарушение правил хранения, перевозки, разгрузки, погрузки товара, а равно отсутствие документов, подтверждающих выполнение таких правил;
6) Нарушение срока (сроков) поставки (в том числе однократное)".
В аукционной документации отсутствует требование о предоставлении в составе второй части заявки дополнительных документов (Экспертное заключение с разрешенной областью применения ВМК в лечебном питании, Разъяснение (письмо) Роспотребнадзора о форме подтверждения соответствия продукции и области применения).
Вместе с тем, Заказчиком не установлено, когда необходимо предоставить указанные документы (Экспертное заключение с разрешенной областью применения ВМК в лечебном питании, Разъяснение (письмо) Роспотребнадзора о форме подтверждения соответствия продукции и область применения), и кем они должны быть предоставлены.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ткаченко И.А. обоснованной в части необоснованного установления требования о документах, подтверждающих область применения продукции в медицинских организациях.
2. Признать в действиях заказчика - ГБУЗ "НИИ - ККБ N1 им. профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края нарушение п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "НИИ - ККБ N1 им. профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя Комиссии: Л.А. Литовченко
Члены Комиссии: Е.А. Рябцова
А.В. Майсеева
Заказчик:
ГБУЗ "НИИ - ККБ N1 им. профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения
Краснодарского края
_________________________
ул. 1 Мая, 167
г. Краснодар, 350086
Заявитель:
ИП Ткаченко Иван Александрович
_________________________
Бульвар Комарова, д.1Л, кв.39,
г. Ростов-на-Дону, 344092
Оператор электронной площадки:
ЗАО "Сбербанк-АСТ"
______________________
ko@sberbank-ast.ru
ПРЕДПИСАНИЕ N7
по делу NЭА-38/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
16 января 2018 г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии, заместитель руководителя управления Литовченко Л.А.
Члены Комиссии: Рябцова Е.А., Майсеева А.В.,
в присутствии представителя заказчика - ГБУЗ "НИИ - ККБ N1 им. профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края Студневой Е.Ю. (доверенность), в присутствии представителя заявителя - ИП Ткаченко И.А. Захарова А.В. (доверенность), на основании своего решения от 16.01.2018 г. по делу NЭА-38/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Ткаченко И.А. на действия заказчика - ГБУЗ "НИИ - ККБ N1 им. профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края при проведении электронного аукциона: "Поставка специализированного пищевого продукта - витаминно-минерального комплекса" (извещение N 0318200065617001231) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе предписывает:
1. Заказчику - ГБУЗ "НИИ - ККБ N1 им. профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края устранить нарушение п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а именно:
- при исполнении п.4.1, п.7.4 контракта не требовать документы, подтверждающие область применения продукции в медицинских организациях.
2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 90 календарных дней с момента его получения.
3. Заказчику в письменном виде в срок до 20.04.2018 г. сообщить об исполнении предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Л.А. Литовченко
Члены Комиссии: Е.А. Рябцова
А.В. Майсеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 января 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.01.2018