Дата оглашения решения: 27 декабря 2017 г.род Иваново
Дата изготовления решения: 28 декабря 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>,
в отсутствие представителей ООО "Школьный ПРОект" (далее - Заявитель, Общество), Муниципального предприятия Столовая "Школьная N 33" г. Иваново (далее - Заказчик) (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
20.12.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Школьный ПРОект" (далее - Заявитель) на действия Муниципального предприятия Столовая "Школьная N 33" г. Иваново при проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации оплаты питания школьников в образовательных учреждениях г. Иваново (извещение N 0533600003017000078).
Заявитель указывает, что при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по следующим доводам:
в разделе II "Техническое задание" документации о закупке установлено, что исполнитель должен иметь действующую лицензию Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на осуществление банковских операций или иметь договор с кредитной организацией, имеющей действующую лицензию Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на осуществление банковских операций. Вместе с тем, в документации о закупке не указано, какую конкретно лицензию Центрального банка Российской Федерации должен иметь исполнитель или кредитная организация;
из описания предмета закупки следует, что Заказчиком в рассматриваемом аукционе неправомерно были объединены в один предмет закупки услуги, относящиеся к банковской сфере, и услуги по предоставлению и обслуживанию программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего выполнение задач по обеспечению расчетов за питание, функционально и технологически не связанные между собой, их объединение ведет к ограничению количества участников закупки;
в ч. IX раздела II "Техническое задание" документации о закупке указан следующий порядок и размер оплаты услуг исполнителю: "Сумма оплаты услуг исполнителя рассчитывается исходя из объема фактически зачисленных на банковский счет Заказчика денежных средств за питание учащихся в образовательных учреждениях, умноженной на тариф исполнителя, определенный после проведения торговой процедуры". По мнению Заявителя, данное условие оплаты оказанных услуг противоречит положениям ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, а также п. 3.2 раздела IV "Проект контракта" документации о закупке;
в документации о закупке отсутствует положение, обязывающее исполнителя оказывать услуги в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных), однако, Заказчиком не исключается передача персональных данных третьим лицам.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что Муниципальное предприятие Столовая "Школьная N 33" г. Иваново с доводами жалобы Общества не согласно, нарушений Закона о контрактной системе при формировании документации об электронном аукционе допущено не было.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
13.12.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N 0533600003017000078 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации оплаты питания школьников в образовательных учреждениях г. Иваново.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 33 описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. III раздела II "Техническое задание" документации о закупке исполнитель - кредитная организация - Оператор денежных средств, имеющая действующую лицензию Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на осуществление банковских операций или организация (юридическое лицо), имеющая договор с кредитной организацией - Оператором денежных средств, имеющей действующую лицензию Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на осуществление банковских операций.
В п. 8.8-8.10 Инструкции Банка России от 02.04.2010 N135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" указан перечень лицензий, получаемых кредитными организациями в зависимости от их вида и статуса, а также в зависимости от вида операций, осуществляемых кредитными организациями.
По мнению Комиссии Ивановского УФАС России, в целях обеспечения принципа прозрачности, открытости размещаемой информации, соблюдения принципа конкуренции Заказчику необходимо указывать конкретный вид лицензии Центрального банка Российской Федерации, которую должен иметь исполнитель по контракту. Требование о наличии у кредитной организации лицензии Центрального банка Российской Федерации без указания ее конкретного вида нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. В связи с чем, первый довод жалобы признан обоснованным.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Исходя из раздела II "Техническое задание" документации о закупке, Заказчику необходимы услуги по организации расчетов за питание учащихся в образовательных учреждениях г. Иваново с применением средств индивидуализации пользователей, обеспечивающих учет стоимости питания в школе, а также обеспечение с использованием программно-аппаратного комплекса перевода электронных денежных средств, предоставленных пользователями (представителями пользователя) Оператору ЭДС, Заказчику. Исполнитель должен оказывать, в том числе следующие услуги:
- зачисление денежных средств за питание пользователей на банковский счет Заказчика в срок не позднее 3-х рабочих дней с даты получения распоряжения пользователя (представителя пользователя);
- обслуживание программно-аппаратного комплекса в период действия контракта;
- настройка комплекса оборудования и программного обеспечения, обучение сотрудников Заказчика по использованию программно-аппаратного комплекса, оказание консультационно-технической поддержки на весь период действия контракта по телефону исполнителя или привлеченной им сторонней организации с понедельника по пятницу с 9-00 до 16-00.
Таким образом, в рассматриваемый предмет закупки объединены услуги, относящиеся к банковской сфере, и услуги по предоставлению и обслуживанию программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего выполнение задач по обеспечению расчетов за питание.
Исходя из представленных Заказчиком документов, формирование рассматриваемым образом предмета закупки не ведет к ограничению конкуренции, так как требуемые Заказчиком услуги могут осуществляться в комплексе. Муниципальному предприятию Столовой "Школьная N 33" г. Иваново кроме финансовых услуг по переводу денежных средств, оплаченных за питание школьников, необходимы услуги по организации данных расчетов путем установления и обслуживания программно-аппаратного комплекса. С учетом специфики закупаемых услуг необходимо использование специального оборудования, которым располагают кредитные организации или компании, имеющие договор с кредитными организациями, оказывающие данные услуги.
Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчик сформировал аукционную документацию и техническое задание в соответствии с собственными объективными потребностями. Заявленные услуги, выступающие комплексным предметом торгов, связаны технологически и функционально, объединение указанных услуг позволит не только обеспечить их качественное оказание, но и рационально расходовать бюджетные средства. Заказчик вправе самостоятельно определять потребности, устанавливая в документации определенные составляющие виды работ, необходимые для достижения поставленных целей при осуществлении закупки. Задачей законодательства о контрактной системе является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков. Данная позиция подтверждается судебной практикой по делам NА17-129/2017, NА76-397/2013. Следовательно, второй довод жалобы является необоснованным.
Относительно третьего довода жалобы было установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. IX раздела II "Техническое задание" документации о закупке сумма оплаты услуг исполнителя рассчитывается исходя из объема фактически зачисленных на банковский счет Заказчика денежных средств за питание учащихся в образовательных учреждениях, умноженной на тариф исполнителя, определенный после проведения торговой процедуры.
Из вышеуказанного положения документации о закупке следует, что цена контракта не будет являться твердой, что нарушает положения ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В п. 3.2 раздела IV "Проект контракта" документации о закупке указано, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением изменения по соглашению сторон в установленных случаях.
На основании изложенного, вышеуказанные положения документации о закупке и проекта контракта противоречат друг другу и вводят участников закупки в заблуждение. Третий довод жалобы признан обоснованным.
Относительно четвертого довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России было установлено следующее.
Как было указано ранее, в ч. II раздела II "Техническое задание" документации о закупке Заказчику необходимы услуги по организации расчетов за питание учащихся в образовательных учреждениях г. Иваново с применением средств индивидуализации пользователей, обеспечивающих учет стоимости питания в школе.
Под средствами индивидуализации физического лица понимаются, в том числе персональные данные, такие как имя и место жительства.
Согласно п. 1, 3 ст. 3 Закона о персональных данных под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Таким образом, при оказании закупаемых услуг будет осуществляться передача, хранение и обработка персональных данных пользователей.
В связи с чем, отсутствие в документации об электронном аукционе требования об оказании услуг по организации оплаты питания школьников в образовательных учреждениях г. Иваново в соответствии с положениями Закона о персональных данных носит необъективный характер и нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Следовательно, четвертый довод жалобы является обоснованным.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Школьный ПРОект" на действия Муниципального предприятия Столовая "Школьная N 33" г. Иваново при проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации оплаты питания школьников в образовательных учреждениях г. Иваново (извещение N0533600003017000078) обоснованной в части 1, 3 и 4 доводов жалобы.
2. Установить в действиях Муниципального предприятия Столовая "Школьная N 33" г. Иваново нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
Дата принятия: 27 декабря 2017 г.род Иваново
Дата изготовления: 28 декабря 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок в составе: <_>,
рассмотрев жалобу ООО "Школьный ПРОект" на действия Муниципального предприятия Столовая "Школьная N 33" г. Иваново при проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации оплаты питания школьников в образовательных учреждениях г. Иваново (извещение N0533600003017000078), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и своего решения N 07-15/2017-244 от 27.12.2017,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Муниципальному предприятию Столовой "Школьная N33" г. Иваново (153000, г. Иваново, ул. Красной Армии, д. 15) устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 18.01.2018:
- отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы;
- внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на оказание услуг по организации оплаты питания школьников в образовательных учреждениях г. Иваново в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 27.12.2017 и Законом о контрактной системе и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
- разместить измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (119435, город Москва, пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 9) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1 настоящего предписания, а также вернуть поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи заявок вновь с учетом внесенных изменений.
3. Заказчику - Муниципальному предприятию Столовой "Школьная N33" г. Иваново сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 19.01.2018 с приложением подтверждающих документов.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 29 декабря 2017 г. N 07-15/2017-244
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.12.2017