Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области <_>, рассмотрев протокол N 169р-17/44-04-2017р от 09.11.2017, в отношении должностного лица- индивидуального предпринимателя <_> в связи с нарушением ч. 13 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Федеральный закон "О рекламе"),
У С Т А Н О В И Л:
Решением Комиссии Кировского УФАС России по делу 44/04-2017р (резолютивная часть решения оглашена 02 августа 2017 года; в полном объеме решение изготовлено 16 августа 2017 года) признана ненадлежащей реклама, размещенная в печатном издании "Мой PRО Город" N 5 (12) от 03.02.2017 на стр. 29, следующего содержания: "Деньги под залог недвиж. Авто. <_>", так как она противоречит ч. 13 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
Нарушение заключается в следующем.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о нарушении рекламного законодательства при размещении рекламы в печатном издании "Мой PRО Город" N 5 (12) от 03.02.2017 на стр. 29 следующего содержания: "Деньги под залог недвиж. <_>", которая является ненадлежащей.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О рекламе", рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная в печатном издании газете "Мой PRО Город" N 5 (12) от 03.02.2017 на стр. 29 следующего содержания: "Деньги под залог недвиж. Авто. Низкий %. Срочный выкуп. ООО "Ваш Финансовый Советник"_ <_>" адресована неопределенному кругу лиц, доступна без ограничения для всех, направлена на привлечение внимания покупателей к объекту рекламирования (ООО "Ваш Финансовый Советник"), способствует формированию интереса к рекламируемым товарам, услугам (выдача займов под залог имущества ООО "Ваш Финансовый Советник") и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.
Согласно ч. 13 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" к финансовым организациям относятся хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги.
Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
Таким образом, лицо осуществляющее деятельность по выдаче денежных средств на основании договора займа должно обладать специальным статусом.
В соответствии с данными из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) единственная организация с наименованием ООО "Ваш Финансовый Советник" (ИНН 4345335774), учредителем которого является <_>, исключена из ЕГРЮЛ 14.12.2016, а также данная организация, согласно информации Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, не была зарегистрирована в реестре микрофинансовых организаций и займы выдавать не имела право. Таким образом, Кировским УФАС России установлено, что ООО "Ваш Финансовый Советник" не обладает специальным статусом, подтверждающим полномочия по выдаче физическим лицам денежных средств (займов).
На основании изложенного, реклама финансовых услуг, размещенная в печатном издании газете "Мой PRО Город" N 5 (12) от 03.02.2017 на стр. 29 следующего содержания: "Деньги под залог недвиж. <_>" привлекает внимание к ООО "Ваш Финансовый Советник", не занимающемуся профессиональной деятельностью по выдаче потребительских займов, что является нарушением ч. 13 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований ч. 13 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.
В ходе рассмотрения дела было установлено и ИП <_>не оспаривается, что разместил спорную рекламу в СМИ как редакция средства массовой информации "Мой PRO Город" индивидуальный предприниматель ИП <_>
Таким образом, из вышеуказанных документов следует, что лицом, распространившим спорную рекламу в СМИ "Мой PRO Город" и, следовательно, рекламораспространителем является ИП <_>
Таким образом, действия ИП <_>выразившиеся в распространении спорной рекламы, не соответствуют требованиям ч. 13 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
Указанный факт нарушения законодательства РФ о рекламе в полном объеме подтверждается имеющимися материалами и решением по делу N44/04-2017р.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности исчисляется с 03.02.2017 (дата размещения рекламы в газете).
Ответственность за вышеуказанное нарушение законодательства РФ о рекламе предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. В соответствии данной нормой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Событием административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ является установленный факт нарушения законодательства РФ о рекламе в действиях ИП <_>., выразившийся в распространении рекламы: "Деньги под залог недвиж. Авто. Низкий %. Срочный выкуп. ООО "Ваш Финансовый Советник"_ <_>" в печатном издании газете "Мой PRO ГОРОД" N 5 (12) от 03.02.2017.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы финансовых услуг.
Объективной стороной административного правонарушения являются действия ИП <_>по распространению рекламы: "Деньги под залог недвиж. Авто. Низкий %. Срочный выкуп. ООО "Ваш Финансовый Советник"_ <_>", не соответствующей ч. 13 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Таким образом, ИП <_>. несет административную ответственность, как должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу части 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной субъекта в форме неосторожности, поскольку ИП <_>не предвидела возможности наступления вредных последствий, хотя должна была и могла их предвидеть. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.
Таким образом, рассматриваемое правонарушение совершено по вине ИП <_>в форме неосторожности.
Место и время совершения административного правонарушения: место размещения рекламной информации следующего содержания: "Деньги под залог недвиж. Авто. Низкий %. Срочный выкуп. ООО "Ваш Финансовый Советник"_ <_>", газета "Мой PRO ГОРОД" N 5 (12) от 03.02.2017 (адрес редакции <_>.
В ходе рассмотрения дела были исследованы все обстоятельства совершенного нарушения законодательства РФ о рекламе. Факты, изложенные в протоколе N 169р-17/44-04-2017р от 09.11.2017 об административном правонарушении, подтверждаются в полном объеме материалами дела N 44/04-17р.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, совершенные ИП <_>действия по распространению рекламного модуля: "Деньги под залог недвиж. Авто. <_>", не соответствующего ч. 13 ст. 28 Федерального закона "О рекламе", содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
О дате, месте и времени рассмотрения протокола ИП <_>, уведомлена надлежащим образом, явку на рассмотрение протокола не обеспечила, ходатайств не заявляла. Протокол рассмотрен в присутствии представителя ИП <_>по доверенности <_>который факт нарушения признал.
В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий.
С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, которое выразилось в пренебрежительном отношении к исполнению публично - правовых обязанностей в сфере рекламного законодательства, основания для освобождения индивидуального предпринимателя <_> от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют. В данном случае несоответствие рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей на получение достоверной информации о рекламируемых финансовых услугах, что представляет собой существенную угрозу охраняемым правом общественным интересам.
В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих обстоятельств установлено оказание лицом содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении в выявлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ в качестве отягчающих вину обстоятельств установлено повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В отношении ИП <_>ранее вынесено постановление N 89р-17/21-04-17р от 09.08.2017 г. о вынесении предупреждения, которое вступило в силу 29.09.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 1, 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно информации на сайте <_>/ ИП <_>включена в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.14.3 КоАП РФ. Однако, основания применения части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ и вынесения индивидуальному предпринимателю предупреждения в рассматриваемом случае отсутствуют, поскольку ИП <_>совершено повторное административное правонарушение.
Руководствуясь статьями 3, ст.5, ст. 28, ст. 33, 38 Федерального закона "О рекламе", статьями 2.1, 2.4, 3.4, 4.1.1, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
1.Признать должностное лицо- индивидуального предпринимателя <_> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.Применить к должностному лицу- индивидуальному предпринимателю <_>меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе,
зачисляются в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:
40 процентов - в федеральный бюджет;
60 процентов - в бюджет субъекта Российской Федерации.
Получатель: ИНН 4347021540
КПП 434501001 УФК по Кировской области
(Кировское УФАС России) л/с 04401233690
Банк получателя |
Отделение Киров |
Расчетный счет: |
N 40101810900000010001 БИК 043304001 КБК 161 1 16 26000 01 6000 140 |
Плательщик: ИП <_> | |
61 1 16 26000 01 6000 140 Штраф за нарушение законодательства о рекламе | |
ОКТМО 33701000 | |
К оплате: 4000 (четыре тысячи) рублей
УИН 16120120500001029542 |
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа должностному лицу индивидуальному предпринимателю <_>надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области копии платежных документов. В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель управления <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 5 декабря 2017 г. N 169р-17/44-04-2017р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.12.2017