Резолютивная часть решения оглашена 29 ноября 2017 года
В полном объеме решение изготовлено 01 декабря 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
<_>,
рассмотрев дело N 04-5/111 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Янтарь" наружной рекламы магазинов разливных напитков "Веселый папа" с нарушением требований статьи 9, пункта 6 части 1, пункта 5 части 2, части 2.1 статьи 21 ФЗ "О рекламе,
в присутствии представителя ООО "Янтарь" <_>,
УСТАНОВИЛА:
На рассмотрении Хабаровского УФАС России находятся заявления (вх. N 4/10661 от 27.09.2017 г., вх. N 4/10989 от 06.10.2017 г., переданное из ДМС Администрации г. Ха-баровска, вх. N 4/11125-2 от 09.10.2017 г.) о распространении наружной рекламы магази-на разливных напитков "Веселый папа", содержащей признаки нарушения рекламного законодательства РФ.
В ходе рассмотрения заявлений Хабаровским УФАС России установлено, что в г.Хабаровске распространяется информация с использованием технических средств ста-бильного территориального размещения следующего содержания:
- ул. Кубяка, д. 22: изображение улыбающегося мужчины, держащего в руке две кружки, наполненные пенным напитком. бутылки с вылетающей пробкой и надписью "Мы открылись! Более 50 сортов", коммерческое обозначение магазина "Веселый папа", перечислен ассортимент находящегося в продаже товара: "Пенные напитки, лимонад, квас, морепродукты, живое свежее". На перилах крыльца магазина размещена информация "1 л=79, 99 р;
- ул. Шевчука, д. 21: надпись "Живое свежее", коммерческое обозначение магазина "Веселый папа", ассортимент находящегося в продаже товара: "Пенные напитки, лимонад, квас, морепродукты". На входной двери - информация "Лотерея. Призовой фонд 200 000 рублей. Совершайте покупку и участвуйте!!! Подробности у продавца".
В процессе подготовки материалов дела к рассмотрению 19 октября 2017 года Ха-баровским УФАС России отслежена реклама данного магазина с использованием техниче-ских средств стабильного территориального размещения, распространяемая по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 25: "1л 79, 99 р единый номер предзаказа 35-89-89". изобра-жение мужчины с кружкой пенного напитка, надпись "Живое свежее", коммерческое обозначение "Веселый папа". На входной двери - информация: "Лотерея. Призовой фонд 200 000 рублей. Совершайте покупку и участвуйте!!! Подробности у продавца".
Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Анализ представленной информации свидетельствует, что помимо информации, размещенной на данных конструкциях на основании закона и обычая делового оборота (вывеска, коммерческое обозначение "Веселый папа", надписи "Пенные напитки, лимо-над, квас, морепродукты), имеется информация рекламного характера, а именно:
- 1 л-79, 99 р. Единый номер предзаказа. изображение мужчины с кружкой пенного напитка, надпись "Живое свежее", "Лотерея. Призовой фонд 200 000 рублей. Совершайте покупку и участвуйте!!! Подробности у продавца".
В рекламе отсутствует информация о том, что рекламируются именно продукты пи-тания, безалкогольные напитки и соки, следовательно, рекламируются все группы товаров, реализуемые в магазине, в том числе и алкогольная продукция с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, соору-жений или вне их.
Согласно части 2.1. ст. 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции с со-держанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разреша-ется только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная про-дажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объек-тов.
В силу пункта 6 части 1 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
Рекламные конструкции магазинов "Веселый папа" содержат изображение челове-ка, что является нарушением указанных требований.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О рекламе", в рекламе, сооб-щающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием уча-стия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны:
- сроки проведения такого мероприятия;
- источник информации об организаторе мероприятия, правилах его проведения, ко-личестве призов или выигрышей по результатам данного мероприятия, сроках, месте и по-рядке их получения.
Проведение лотереи с призовым фондом 200 000 рублей является стимулирующим мероприятием в связи с чем, отсутствие в рекламе обязательных требований, является на-рушением статьи 9 Федерального закона "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Янтарь" с выявленным нарушением согласился, пояснив, что за изготовлением макетов рекламных конструкций "Веселый па-па" общество обратилось в рекламно-производственную компанию "Смик", информацию о возможных рисках размещения подобного вида рекламных конструкций последнее не предоставило. В настоящее время рекламные конструкции с нарушениями действующего рекламного законодательства демонтированы (в доказательство приложен фототчет).
Изучив представленные обществом доказательства Хабаровским УФАС России уста-новлено, что нарушения рекламного законодательства не устранены.
На фасаде дома по ул. Кубяка, д.22 распространяется реклама: "Живое свежее", "Мы открылись! Более 50 сортов", "У нас есть Крафтовое #veselyy_papa", "Единый номер предзаказа 35-89-89" с нарушением требований пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекла-ме".
На рекламных конструкциях по адресу г. Хабаровск, ул. Шевчука, д. 21 и ул. Запари-на, д.25 распространяется реклама "Живое свежее".
Кроме того, в рекламе присутствуют ссылки на социальную сеть instagram, которая дает возможность своему пользователю (магазину "Веселый папа"), с целью привлече-ния потенциальных клиентов, выкладывать необходимую ему информацию.
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требова-ний статьи 9, пункта 6 части 1, пункта 5 части 2, части 2.1 статьи 21 ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель -лицо, осуществляющее распространение рекламы любым спо-собом, в любой форме и с использованием любых средств.
Наружная реклама магазина разливных напитков "Веселый папа" размещена в мес-те нахождения магазинов (г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 22, ул. Шевчука, д. 21, ул Запарина, д. 25) и осуществления деятельности ООО "Янтарь" (ИНН 2723185950, место нахожде-ния: 680023, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, д. 111, оф. 24), следовательно, названное общество является рекламораспространителем.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащими рекламы пива с использованием образа человека следующего содержания:
- "1 л - 79, 99 р"
- "Живое свежее";
-"Мы открылись! Более 50 сортов";
- "Единый номер предзаказа 35-89-89";
-"У нас есть Крафтовое #veselyy_papa";
- "Лотерея. Призовой фонд 200 000 рублей. Совершайте покупку и участвуйте!!!
Подробности у продавца",
распространяемые ООО "Янтарь" в г. Хабаровске по адресам: ул. Кубяка, д. 22, ул. Запарина, д. 25 и ул. Шевчука, д. 21, поскольку в них нарушены требования статьи 9, пункта 6 части 1, пункта 5 части 2 части 2.1 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Янтарь" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 01 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29 ноября 2017 года г. N 04-5/111
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.12.2017