Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) по рассмотрению дела N 17-01-10-04/489 о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
А.В. Гаджиевой - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления,
Е.С. Донецкова - члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,
Л.В. Огородовой - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,
рассмотрев дело N 17-01-10-04/489 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (ОГРН 1143443032468, ИНН 3460019060, КПП 344401001; адрес (место нахождения) юридического лица - ул. им. Пархоменко, д. 47а, г. Волгоград, 400050) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением посредством ущемления интересов других лиц в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) при несоблюдении процедуры ограничения водоснабжения и (или) водоотведения в отношении объекта по адресу: г. Волгоград, ул. Новоузенская 2/1,
с участием представителя:
от заявителей - К Т.Ю. (доверенность от ИП М. А.Т. от 01.07.2016; от ООО "Б." от 01.09.2017),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения настоящего дела послужили заявления индивидуального предпринимателя М. А.Т. и ООО "Б." (далее - Заявления), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (далее - ООО "Концессии водоснабжения"), выразившиеся в несоблюдении процедуры ограничения водоснабжения и (или) водоотведения в отношении объекта по адресу: <_>.
В пунктах 2, 3 статьи 22 Закона о защите конкуренции законодателем к функциям антимонопольного органа отнесены, в частности, такие как предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, выявление нарушений антимонопольного законодательства, а также принятие мер по прекращению выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности. В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Одним из установленных Законом о защите конкуренции запретов по злоупотреблению хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, выступает запрет осуществления действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.
В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утв. приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, далее - Административный регламент) осуществление государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства включает в себя установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 3.17 Административного регламента основанием для начала процедуры установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства является поручение председателя комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 3.21 Административного регламента проведение анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (далее - анализ состояния конкуренции), в том числе в целях определения признаков наличия доминирующего положения, обеспечивает структурное подразделение антимонопольного органа, ответственное за осуществление контроля на соответствующем товарном рынке (далее - Ответственное структурное подразделение).
Председателем Комиссии Гаджиевой А.В. 29 августа 2017 года поручено структурному подразделению Управления - отделу экономического анализа подготовить обзор состояния конкуренции на товарном рынке поставки холодного водоснабжения и водоотведения в границах г. Волгограда за период с 2016 года по первое полугодие 2017 года.
По результатам проведения обзора состояния конкуренции на товарном рынке поставки холодного водоснабжения и водоотведения в границах г. Волгограда за период с 01.01.2016 по 30.06.2017 установлено, что географические границы товарного рынка поставки холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Концессии водоснабжения" определены: месторасположение водопроводных сетей ООО "Концессии водоснабжения", присоединенных к водопроводной очистной сооружений (ВОС) Краснооктябрьского района на территории г. Волгограда; месторасположение канализационных сетей ООО "Концессия водоснабжения" присоединенных к очистным сооружениям канализации о. Голодный на территории г. Волгоград.
В соответствии с п. 5. ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Субъектом естественной монополии в соответствии с аб.3 ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В ст. 4 Закона о естественных монополиях перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым, в частности, относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, ООО "Концессии водоснабжения" занимает доминирующее положение на рынке водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в границах г. Волгограда.
Волгоградское УФАС России рассмотрело заявления ИП <_>, ООО <_> и установило наличие признаков нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующим субъектом в результате ущемления интересов других лиц, при нарушении п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о водоснабжении путем несоблюдения процедуры ограничения водоснабжения и (или) водоотведения в отношении объекта по адресу: <_>.
По результатам рассмотрения Заявления в порядке, предусмотренном ст. 44 Закона о защите конкуренции, в соответствии с приказом N 127 от 24.08.2017 Управлением принято решение о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела N 17-01-10-04/489 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов других лиц в нарушение п. 2 ч. 3 ст. Закона о водоснабжении при несоблюдении процедуры ограничения водоснабжения и (или) водоотведения в отношении объекта по адресу: <_>.
В рамках рассмотрения дела N 17-01-10-04/489 установлено следующее.
В соответствии с содержанием обращений и представленной информации ООО "Концессии водоснабжения" следует, что между ООО "Концессии водоснабжения" и ИП <_> был заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.07.2015 N 004884 в отношении объекта - медицинский центр красоты <_>, расположенного по адресу: <_>.
В соответствии с п.п. "б" п. 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2012 N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов.
Актом проверки систем водоснабжения и водоотведения от 24.03.2017 ООО "Концессии водоснабжения" выявлено, что по указанному адресу фактически расположено 3-х этажное здание гостиницы <_>, что не соответствует ранее выданным техническим условиям и договору холодного водоснабжения и водоотведения, произведена реконструкция здания (изменение этажности, назначения) без согласования с ресурсоснабжающей организацией. Данное обстоятельство ООО "Концессии водоснабжения" расценило как самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
17.05.2017 ИП <_> получил письмо от ООО "Концессии водоснабжения" (N 5995-исх. от 07.04.2017) о расторжении договора в отношении объекта по адресу: <_> и предстоящем прекращении холодного водоснабжения и водоотведения на вышеуказанный объект.
Согласно актам проверки систем водоснабжения и водоотведения от 26.05.2017 и 01.06.2017, водоснабжение здания по адресу: <_> было ограничено.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В представленных документах ООО "Концессии водоснабжения" отсутствуют доказательства уведомления органа местного самоуправления, территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности о прекращении или ограничении водоснабжении и (или) водоотведении в отношении объекта по адресу: <_>.
ООО "Концессии водоснабжения" вопреки требованиям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о водоснабжении, уведомило о ограничении водоснабжении и (или) водоотведении в отношении объекта по адресу: <_> только абонента.
Таким образом, ООО "Концессии водоснабжения" нарушены п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о водоснабжении посредством нарушения процедуры ограничения водоснабжении и (или) водоотведении в отношении объекта по адресу: г. <_>.
Доказательства соблюдения процедуры ограничения водоснабжения и (или) водоотведения в отношении объекта по адресу: г. Волгоград, <_>, ООО "Концессии водоснабжения" не представлены.
Таким образом, в действиях ООО "Концессии водоснабжения", выразившихся в нарушении п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о водоснабжении, путем несоблюдения процедуры ограничения водоснабжения и (или) водоотведения в отношении объекта по адресу: г. Волгоград, <_>, содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, в действиях ООО "Концессии водоснабжения" имеют место нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующим субъектом посредством нарушения п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о водоснабжении при несоблюдении процедуры ограничения водоснабжения и (или) водоотведения в отношении объекта по адресу: <_>.
В связи с тем, что между ООО "Концессии водоснабжения" и ИП <_> заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 011654 от 26.09.2017, Комиссия Управления приходит к выводу предписание ООО "Концессии водоснабжения" о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, не выдавать.
Согласно ч. 5 ст. 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
1. Признать общество с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (ОГРН 1143443032468, ИНН 3460019060, КПП 344401001; адрес (место нахождения) юридического лица - ул. им. Пархоменко, д. 47а, г. Волгоград, 400050) нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 20 ноября 2017 г. N 17-01-10-04/489
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.11.2017