Резолютивная часть решения оглашена 11 января 2018 г.
Решение в полном объеме изготовлено 19 января 2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее- Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Кирьянов А.Н., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии -Губчевская М.В., главный специалист - эксперт;
-Козьменко Г.О., специалист 1 разряда,
рассмотрев дело N510-17/04РЗ, возбужденное в отношении ООО "Клиника доктора Шаталова" (399774, Липецкая область, г. Елец, ул. Новолипецкая, д.38, ИНН 4821035716, ОГРН:1134828000438 ) и ИП <_>по признакам нарушений части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
в присутствии:
- доверенного представителя ООО "Клиника доктора Шаталова" <_> (доверенность б/N от 02.01.2018 г.),
- ИП <_>,
УСТАНОВИЛА:
Орловским УФАС России в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований Закона "О рекламе" хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в сфере размещения наружной рекламы на территории Орловской области, был выявлен факт распространения наружной рекламы, а именно:
- По адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Пушкина д.2 (в районе гаражей), в непосредственной близости от проезжей части расположена отдельно стоящая двусторонняя рекламная конструкция (3\x{00d7}6), на которой распространялась информация следующего содержания:
"Сторона 1 Текстовое содержание рекламы: Клиника доктора Шаталова. Медосмотры. Диагностика. Лечение 8(47447)900-333 Елец, Новолипецкая, 38 Графическое содержание рекламы: Используется образ мужчины в белом халате, на шее у которого висит фонендоскоп
Сторона 2 Текстовое содержание рекламы: Клиника доктора Шаталова Лечение катаракты бесплатно Елец, Новолипецкая, 38 8(4747)900-333".
- По адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Октябрьская д.10 (в районе кафе "Венеция"), в непосредственной близости от проезжей части расположена отдельно стоящая двусторонняя рекламная конструкция (3\x{00d7}6), на которой распространялась информация следующего содержания:
"Сторона 1 Текстовое содержание рекламы: Клиника доктора Шаталова. Детская офтальмология 8(47447)900-333 Елец, Новолипецкая, 38
Графическое содержание рекламы: Используется образ ребенка
Сторона 2 Текстовое содержание рекламы: Микрохирургия глаза бесплатно Елец, Новолипецкая, 38 8(4747)900-333".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона "О рекламе" - реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
Из данной нормы Закона "О рекламе" следует, что квалифицирующими признаками рекламы являются:
1.1. распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами.
Информация о медицинском центре "Клиника доктора Шаталова" и предоставляемых в нем медицинских услугах, в том числе, по диагностике, лечению катаракты, проведению медосмотров и.т.д. распространялась на рекламных конструкциях в г.Ливны Орловской области.
1.2. адресуется неопределенному кругу лиц
Данная информация распространялась для круга лиц, который заранее не был определен в качестве конкретной стороны. Из указанной рекламной информации следовало, что информация была представлена всем потребителям, а не конкретно определившемуся лицу.
1.3. направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
В статье 3 Закона "О рекламе" приведены понятия:
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама);
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Данная информация обращала внимание и поддерживала интерес потребителей к продавцу товара- лицу, оказывающему медицинские услуги - медицинскому центру "Клиника доктора Шаталова", а также самим медицинским услугам.
Таким образом, информация о медицинских услугах, предоставляемых медицинским центром "Клиника доктора Шаталова", распространявшаяся рекламных конструкциях по следующим адресам:
-Орловская область, г. Ливны, ул. Пушкина д.2 (в районе гаражей), в непосредственной близости от проезжей части
-Орловская область, г. Ливны, ул. Октябрьская д.10 (в районе кафе "Венеция"), в непосредственной близости от проезжей части
отвечала всем квалифицирующим признакам рекламы, т.е. являлась рекламой.
(далее- реклама "Клиника доктора Шаталова").
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рекламе "Клиника доктора Шаталова" объектом рекламирования, в том числе, выступали медицинские услуги (по диагностике, лечению катаракты, проведению медосмотров и.т.д.).
Вместе с тем, в рекламе "Клиника доктора Шаталова" отсутствовало предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, в рекламе "Клиника доктора Шаталова" содержались признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе":
- ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" несет рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель.
ФАС России наделила Орловское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО "Клиника доктора Шаталова" (399774, Липецкая область, г. Елец, ул. Новолипецкая, д.38, ИНН 4821035716, ОГРН:1134828000438 ) и ИП <_> по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
18.05.2017 года Управлением было возбуждено дело N510-17/04РЗ в отношении рекламодателя - ООО "Клиника доктора Шаталова" (399774, Липецкая область, г. Елец, ул. Новолипецкая, д.38, ИНН 4821035716, ОГРН:1134828000438 ) и рекламораспространителя - ИП <_>.
Определением о возбуждении производства по делу N510-17/04РЗ у сторон по делу была запрошена необходимая информация, документы и сведения для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Рассмотрение дела N510-17/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 11.01.2018 г.
10.01.2018 г. в адрес Орловского УФАС России от ООО "Клиника доктора Шаталова" поступили запрашиваемые документы и сведения (вх.N63 от 10.01.2018 г), в которых, в том числе, указывалось, что ООО "Клиника доктора Шаталова" не является ни рекламодателем, ни рекламораспространителем, ни рекламопроизводителем рекламы "Клиника доктора Шаталова", так как Общество не имеет никаких договорных отношений в части распространения вышеуказанной рекламы. Макеты рекламы не разрабатывало и не утверждало, оплату услуг за производство и распространение рекламы не производило.
11.01.2018 г. для участия в рассмотрении дела N510-17/04РЗ прибыли: доверенный представитель ООО "Клиника доктора Шаталова" <_> (доверенность б/N от 02.01.2018 г.), ИП <_>.
ИП <_> были представлены запрашиваемые Определением документы и письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела (вх.N85 от 11.01.2018 г.).
Доверенный представитель ООО "Клиника доктора Шаталова" подтвердил доводы, изложенные в письменных пояснениях по делу N510-17/04 РЗ, представленные Обществом ранее, а именно: ООО "Клиника доктора Шаталова" не является ни рекламодателем, ни рекламораспространителем, ни рекламопроизводителем рекламы "Клиника доктора Шаталова", о ее распространении на территории г.Ливны узнало только из Определения Управления, макеты рекламы не разрабатывало и не утверждало, договоров с какими-то лицами на ее производство и распространение не заключало.
ИП <_> в рамках рассмотрения дела N510-17/04РЗ подтвердил, что у него отсутствуют какие-либо договорные отношения с ООО "Клиника доктора Шаталова" на производство и распространение рекламы.
Вместе с тем, ИП <_>, желая привлечь интерес к клинике, с целью дальнейшего открытия ее филиала в г.Ливны, самостоятельно, за свой счет, не согласовывая с ООО "Клиника доктора Шаталова" содержание рекламы, разместил на собственных рекламных площадях рекламу "Клиника доктора Шаталова", являющуюся предметом рассмотрения настоящего дела.
В настоящее время в рекламу внесены необходимые изменения путем добавления необходимых сведений, о чем был предоставлен фотоотчет.
Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела N510-17/04 РЗ, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам:
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Факт распространения рекламы "Клиника доктора Шаталова" сторонами по делу не оспаривался.
2. В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рекламе "Клиника доктора Шаталова" объектом рекламирования, в том числе, выступали медицинские услуги (по диагностике, лечению катаракты, проведению медосмотров и.т.д.).
Вместе с тем, в рекламе "Клиника доктора Шаталова" отсутствовало предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
3. Статьей 3 Закона "О рекламе" приведены следующие основные понятия:
- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "Клиника доктора Шаталова" не является ни рекламодателем, ни рекламораспространителем, ни рекламопроизводителем рекламы "Клиника доктора Шаталова", так как Общество не имело никаких договорных отношений в части распространения вышеуказанной рекламы. Макеты рекламы не разрабатывало и не утверждало, оплату услуг за производство и распространение рекламы не производило.
Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ИП <_>, который самостоятельно принял решение о распространении указанной рекламы, определил ее содержание и осуществил ее распространение.
4. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В рекламе "Клиника доктора Шаталова" отсутствовало предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Указанная реклама противоречила требованиям части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", то есть являлась ненадлежащей.
5. В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе" за нарушение части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламодатель и рекламораспространитель.
6. Таким образом, ИП <_>, как рекламодатель и рекламораспространитель, несет ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
7. В действиях ООО "Клиника доктора Шаталова" признаки нарушения части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" отсутствуют.
8. В ходе заседания Комиссии ИП<_> представил доказательства того, что в настоящее время реклама медицинских услуг "Клиника доктора Шаталова" распространяется в соответствии с требованиями действующего законодательства о рекламе.
9. Ответственность за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 14.3 КоАП Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508 Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг "Клиника доктора Шаталова", распространявшуюся ИП <_>, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 24 Закона " О рекламе" не выдавать, в связи с устранением допущенного нарушения.
3 Дело N510-17/04 РЗ в отношении ООО "Клиника доктора Шаталова" прекратить.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <_>.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Н.Кирьянов
Члены Комиссии М.В. Губчевская
Г.О.Козьменко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 11 января 2018 г. N 510-17/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.02.2018