Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
"_". - руководитель Управления.
Члены Комиссии:
"_". - заместитель руководителя Управления;
"_" - ведущий специалист-эксперт Управления;
при участии:
от ООО "ТЮМЕНЬЭНЕРГОСТРОЙ" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от департамент транспорта, связи и систем жизнеобеспечения администрации Пуровского района - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ТЮМЕНЬЭНЕРГОСТРОЙ" (ИНН: 7203411898) (далее - Заявитель) на действия департамента транспорта, связи и систем жизнеобеспечения администрации Пуровского района (далее - Организатор конкурса) при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными в г. Тарко-Сале, извещение N 071217/19651431/01, (далее Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Организатора конкурса, в части не правомерности действий Организатора конкурса по отмене Конкурса.
Организатор конкурса с доводами Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Организатор конкурса действовал в соответствии с положениями конкурсной документации и законодательством Российской Федерации.
В результате рассмотрения жалобы, возражений на жалобу, представленных материалов, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением, конкурсной документацией, при проведении Конкурса:
извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте https://torgi.gov.ru - 07.12.2017;
дата и время окончания подачи заявок - 11.01.2018 17-00;
дата подведения итогов 19.01.2018;
статус - отменен;
дата отмены - 10.01.2018.
В своей жалобе Заявитель сообщил, собирался участвовать в Конкурсе, с этой целью были оплачены денежные средства в качестве обеспечения заявки по лотам N1, N2, N3, N5, N6, N7, N8. Подача заявок планировалась 11.01.2018 г. Однако при подаче заявок, Организатор конкурса объявил, что 10.01.2018 года Конкурс был отменен по всем лотам, в связи с предоставлением управляющей организацией протоколов общего собрания собственников, по многоквартирным домам, включенных в лоты извещения: ул. Авиаторов д. 4 - Лот 1, ул. Водников дом 4, дом 5 - Лот N3. В связи с этим Заявитель не смог реализовать свое право на участие в Конкурсе.
Заявитель считает отмену Конкурса Организатором не правомерным и нарушающим права Заявителя и всех заинтересованных лиц, так как противоречит гражданскому законодательству.
Согласно представленных на сайте https://torgi.gov.ru протоколов общего собрания по многоквартирным домам, ул. Авиаторов д. 4, ул. Водников дом 4, дом 5 собственники многоквартирных домов приняли решение о способе управления многоквартирным домом, однако реализация принятого решения собственниками не осуществлена: - не заключены договоры управления с собственниками, на общем собрании только утверждены проекты договоров, подтверждение о заключении договоров управления и реализации выбранного способа управления отсутствуют.
Кроме того, Организатором конкурса не обоснована причина отмены конкурсов по лотам N2, N5, N6, N7, N8.
Неисполнение Организатором возложенной Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязанности, по соблюдению конкурентного доступа управляющих организаций к управлению многоквартирными домами - в частности, не проведение Конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД по лотам N2, N5, N6, N7, N8, препятствует доступу управляющих компаний к управлению указанным МКД, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Тарко- Сале.
В своих возражениях Организатор конкурса пояснил следующее.
Извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления несколькими многоквартирными домами, находящимися на территории муниципального образования город Тарко-Сале, а также конкурсная документация с перечнем домов, включенных в лоты Конкурса, размещены на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru 07.12.2017 г. извещение N 071217/19651431/01. В данном извещении размещен лот N 1, который содержал приложения, разбитые по категории домов. 09.01.2018 в адрес Департамента транспорта, связи и систем жизнеобеспечения Администрации Пуровского района поступили протоколы от общего собрания собственников, по многоквартирным домам, включенные в приложения извещения 071217/19651431/01. Протоколы собственников предоставлены на многоквартирные дома, расположенные в г. Тарко-сале по ул. Водников 4, Водников 5, Авиаторов 4.
Конкурс должен состояться 19.01.2018 года, а протоколы были подписаны 28.12.2017 (2 дома) и 08.01.2018, вследствие чего 10.01.2018 конкурс был отменен, так как перечень домов, по которым было принято решение с собственниками входили в одну конкурсную документацию и одно извещение, размещенные Департаментом на сайте.
Таким образом, вышеприведенные нормы действующего жилищного законодательства закрепляют приоритет волеизъявления собственника при решении вопроса о выборе способа управления. Следовательно, отказ от проведения открытого конкурса возможен только в случае, если выбранный собственниками помещений способ управления многоквартирным домом реализован ими, включая заключение договоров с управляющей организацией. В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее Порядок, Правила), выбранный способ управления считается реализованным, если договор управления подписан большинством собственников помещений в доме. Данный факт подтвержден протоколами и заключенными договорами собственниками (приложение к возражению). На основании вышеуказанного, применимы общие требования, указанные в Правилах проведения открытого конкурса.
Собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу г. Тарко-Сале, ул. Водников, 5 подтверждено Протоколом N1 от 08.01.2018 общего внеочередного собрания собственников на котором выбрали способ управления - управляющую компанию ООО "Стройинновация". Согласно Протоколу N1 от 28.12.217 общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тарко-Сале ул. Авиаторов, 4 выбрали способ управления - управляющую компанию ООО "СеверГрад"; Согласно Протоколу N1 от 28.12.2017 общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тарко-Сале ул. Водников, 4 в качестве организации выбрана управляющая компания ООО "СеверГрад".
Согласно ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Так Организатором конкурса представлены документы о заключенных договорах, соответственно доказательным фактом является реализация принятого решения собственниками о выборе способа управления. Из анализа положений статей 44, 45, 47 и 48, а также частей 2 и 3 статьи 161, статей 162 и 164 ЖК РФ следует, что правом на принятие решения по выбору способа управления многоквартирным домом и его реализацию наделены только собственники помещений в многоквартирном доме.
В свою очередь в силу статьи 18 ЖК РФ и статьи 219 ГК РФ, а также статей 4 и 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности на помещения в многоквартирном доме возникает с момента государственной регистрации такого права. В протоколах предоставленных собственниками помещений указаны, в том числе наличие права на недвижимое имущество.
Согласно п. 50 Правил организатор конкурса по собственной инициативе или в соответствии с запросом заинтересованного лица вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. В данном случае Конкурс должен был состояться 19.01.2018, в свою очередь 10.01.2018 - срок, противоречащий вышеуказанной норме, и внесение изменений в конкурсную документацию по размещенному извещению не представлялся возможным. Соответственно заказчиком было принято решение отменить Конкурс.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон по делу, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с правилами данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Статья 18.1 Закона о защите конкуренции определяет круг лиц, правомочных обжаловать действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по проведению закупок, требования к содержанию жалобы и срокам ее подачи, порядок, сроки рассмотрения жалобы и принятия по ней решений.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа рассматривает жалобу Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 163 ЖК РФ, управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в МКД составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно положениям части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в МКД не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
При этом порядок участия публичных образований в правоотношениях, связанных с порядком выбора организации по управлению многоквартирным домом, определен статьями 161 - 162 ЖК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее Порядок, Правила), и заключается в осуществлении публичных процедур путем проведения торгов.
В соответствии с п. 4 Правил, конкурс проводится на основе следующих принципов:
создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей;
добросовестная конкуренция;
эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме;
доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
Согласно п. 6 Правил, конкурс проводится на право заключения договоров управления многоквартирным домом либо на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами.
Решением Верховного Суда РФ от 10.08.2009 N ГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 Правил признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, несмотря на то, что норма п. 39 Правил Правительством РФ не изменена, она должна применяться с учетом положений решения Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 NГКПИ09-830. То есть, основанием для отказа от проведения конкурса может являться только в совокупности принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о способе управления домом и реализация такого решения, путем заключения договора управления домом.
Комиссия установила, что Организатором конкурса, в Управление представлены документы о Принятии решения собственниками домов по адресам: город Тарко-Сале, ул. Водников 4, Водников 5, Авиаторов 4 о выборе способа управления и заключенных договорах управления многоквартирными домами, что является реализацией принятого решения собственниками о выборе способа управления домами.
Вместе с тем норма п. 39 Правил устанавливает, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом отмене подлежит конкурс, а не лоты, в состав которого входят соответствующие дома.
Кроме того, п. 50 Правил устанавливает, что Организатор конкурса вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, что в данном случае исключало, для Организатора конкурса возможность внесения соответствующих изменений, в том числе, и в отношении переноса сроков проведения Конкурса, так как извещение о проведении конкурса являться частью конкурсной документации.
Также необходимо отметить, что отмена Конкурса не снимает обязанность проведения органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, открытого конкурса по отбору управляющей организации, в отношении домов по которым не выбран способ управления или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что Организатором конкурса не допущено нарушений законодательства в отношении отмены Конкурса по управлению многоквартирными домами, расположенными в г. Тарко-Сале.
Доводы жалобы заявителя по вышеуказанным основаниям признаны Комиссией необоснованными.
Руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
ПРИЗНАТЬ ЖАЛОБУ ООО "ТЮМЕНЬЭНЕРГОСТРОЙ" (ИНН: 7203411898) НА ДЕЙСТВИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА ПО ОТБОРУ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ, РАСПОЛОЖЕННЫМИ В Г. ТАРКО-САЛЕ, ИЗВЕЩЕНИЕ N 071217/19651431/01, необоснованной.
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии "_"
Члены комиссии "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 1 февраля 2018 г. N 07-01/18.1(75)/05-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.02.2018