Резолютивная часть решения оглашена 26 января 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 31 января 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,в составе:
Председатель |
- |
Бугаев Д.В. |
руководитель управления |
Член комиссии |
- |
Нестеренко Е.В. |
начальник отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
- |
Красильникова Е.И. |
главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
- |
Шахов А.Ю. |
главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти |
в присутствии представителей:
от ответчика - <...>,
от заинтересованного лица - не явился, извещен,
рассмотрев дело N 41-17, возбужденное в отношении главы муниципального образования "Катунинское" по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
03.07.2017 в Архангельское УФАС России поступило обращение ПАО "Архэнергосбыт" от 29.06.2017 N 16-08/18-06/2177 о нарушении требований антимонопольного законодательства при заключении муниципальным образованием "Катунинское" в лице главы МО "Катунинское" и ООО "Ремэнерго 2" дополнительных соглашений от 13.05.2017 к договорам аренды от 12.05.2014 N 210314/5214057/01-1 и N 210314/5214057/01-2. Заявитель указал, что заключение данных соглашений без проведения публичных процедур противоречит статье 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и нарушает статью 15 данного закона, свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности ООО "Ремэнерго 2" при получении муниципального имущества и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения во владение/пользование указанного муниципального имущества и доступа на рынок водоснабжения, водоотведения на территории МО "Катунинское" Приморского района Архангельской области. В соответствии с п. 33 ст. 41.1 Закона о водоснабжении данные договоры аренды и дополнительные соглашения, заключенные с нарушением указанных процедур, являются ничтожными. Главой МО "Катунинское" нарушены нормы федерального законодательства, публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы других хозяйствующих субъектов (потенциальных владельцев/пользователей), которые были ограничены в возможности получения во владение и пользование вышеуказанного муниципального имущества.
В связи с наличием в действиях главы МО "Катунинское" по заключению дополнительного соглашения от 13.05.2017 к договору аренды N 210314/5214057/01\x{2011}1 от 12.05.2014 объектов муниципальной собственности муниципального образования "Катунинское" Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения потребителям п. Катунино, д. Лахта, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоснабжения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области, а также дополнительного соглашения к договору аренды N 210314/5214057/01\x{2011}2 от 12.05.2014 объектов муниципальной собственности муниципального образования "Катунинское" Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоотведения потребителям п. Катунино, д. Лахта, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоотведения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области, в то время как срок действия данных договоров был ограничен законом, результатом чего стало получение ООО "Ремэнерго 2" возможности пользования муниципальным имуществом после 12.05.2017, что обеспечило обществу возможность осуществления деятельности на рынке водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта в нарушение требований Закона о водоснабжении, признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции", 03.08.2017 Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции" выдало Главе МО "Катунинское" предупреждение 45ш\x{2011}2017 о необходимости в срок до 18.09.2017 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103\x{2011}ФЗ, части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416\x{2011}ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации) использования после 12.05.2017 ООО "Ремэнерго 2" объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, и переданных обществу по договорам аренды от 12.05.2014 N 210314/5214057/01-1, от 12.05.2014 N 210314/5214057/01-1 (с учетом дополнительных соглашений от 13.05.2017).
Письмом от 13.09.2017 N 03-4/1134 Главой МО "Катунинское" было заявлено ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения в связи с тем, что администрацией 06.09.2017 были получены замечания министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области по предложению о заключению концессионного соглашения и проекту концессионного соглашения, которые в настоящий момент устраняются.
Определением от 08.09.2017 срок выполнения предупреждения был продлен до 13.11.2017.
Письмом от 08.11.2017 N 03-4/1451 Администрация МО "Катунинское" сообщила, что 06.09.2017 администрацией были получены замечания министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области по предложению о заключении концессионного соглашения и проекту концессионного соглашения. Данные замечания администрация попыталась устранить совместно с инициатором заключения концессионного соглашения, что вызвало большие трудности. В результате письмом от 26.10.2017 ООО "ВИКС" отозвало предложение о заключении концессионного соглашения. Администрацией принято решение о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе 03.11.2017 в агентство по тарифам и ценам Архангельской области направлен запрос о представлении сведений о ценах, значениях и параметрах, подлежащих включению в конкурсную документацию. Администрация МО "Катунинское" просила продлить срок выполнения предупреждения 45ш-2017.
В удовлетворении ходатайства главы МО "Катунинское" о продлении срока выполнения предупреждения было отказано, поскольку с учетом требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103\x{2011}ФЗ, части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, все действия, связанные с подготовкой заключения концессионного соглашения, должны были быть совершены в пределах срока действия договора аренды, заключение которого допускалось на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.
На основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
С учетом изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области 20.11.2017 в отношении Главы МО "Катунинское" было возбуждено дело N 41-17 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Письмом от 15.12.2017 N 03-4/1962 Глава МО "Катунинское" сообщил, что администрацией предпринимались мероприятия по заключению концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоснабжения и водоотведения. В 2016 году администрация направила в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области пакет документов, направленный на обеспечение взаимодействия в подготовке конкурсной документации для заключения концессионного соглашения. 18.07.2017 администрация обратилась с заявлением в агентство по тарифам и ценам Архангельской области о предоставлении сведений о ценах, значениях и параметрах, необходимых для расчета дисконтированной выручки участника конкурса и согласования метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования. 31.07.2017 в министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области было направлено на согласование предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории п. Катунино и деревни Лахта. Проект концессионного соглашения согласован с ООО "ВИКС", выступившим с инициативой заключения данного соглашения. 06.09.2017 администрацией были получены замечания, которые устранялись. В связи с отказом агентства по тарифам и ценам Архангельской области в согласовании проекта решения о заключении концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, ООО "ВИКС" письмом от 26.10.2017 уведомило администрацию об отзыве предложения о заключении концессионного соглашения. Администрацией было принято решение о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения. 03.11.2017 в агентство по тарифам и ценам Архангельской области было направлено заявление о предоставлении сведений о ценах, значениях и параметрах, подлежащих представлению органом регулирования организатору конкурса. Письмом от 09.11.2017 агентство направило администрации замечания по конкурсной документации, которые в настоящее время устраняются. Ввиду длительной процедуры подготовки конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения, а также угрозы срыва отопительного сезона 2017-2018 годов, отсутствия возможности предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению в п. Катунино и д. Лахта, главой МО "Катунинское" в мае 2017 года вынуждено было принято решение о заключении дополнительных соглашений, которыми продлен срок действия договора аренды. 06.12.2017 конкурсный управляющий ООО "Ремэнерго 2" уведомил администрацию о расторжении договоров аренды и о прекращении деятельности ООО "Ремэнерго 2" по оказанию услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям п. Катунино и д. Лахта Приморского района Архангельской области. В связи с данными обстоятельствами объекты коммунального хозяйства в сфере водоснабжения и водоотведения переданы во временное владение и пользование ООО "ВИКС" по договорам аренды до момента заключения концессионного соглашения. Данное решение принято во избежание чрезвычайной ситуации по срыву отопительного сезона и оставления жителей без услуг водоснабжения и водоотведения, что является недопустимым.
Письмом от 17.01.2018 N 03-04/41 Глава МО "Катунинское" дополнительно пояснил, что в адрес администрации были направлены уведомления о расторжении договоров аренды от 12.05.2014 N 210314/521457/01-1, N 210314/521457/01-2 и прекращении деятельности ООО "Ремэнерго 2" по оказанию услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям п. Катунино и д. Лахта Приморского района Архангельской области, поскольку продолжение производственной деятельности несет за собой только увеличение кредиторской задолженности. 06.12.2017 были подписаны соглашения о расторжении указанных договоров аренды и имущество возвращено МО "Катунинское" по акту приема-передачи от 06.12.2017. В целях недопущения ситуации, которая могла повлечь необратимые последствия, нарушить права жителей МО "Катунинское" на безопасные и благоприятные условия проживания, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, имуществу, поскольку имелась реальная угроза срыва отопительного сезона 2017-2018 годов, было принято решение о заключении договоров аренды объектов водоснабжения и водоотведения с ООО "ВИКС" до заключения концессионного соглашения в соответствии с законодательством.
В заседании комиссии 26.01.2018 представители ответчика указали, что администрацией МО "Катунинское" начиная с 2016 года предпринимались действия, направленные на подготовку конкурсной документации в целях проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, велась соответствующая приписка с министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и агентством по тарифам и ценам Архангельской области. В 2017 году велась работа по согласованию условий инициативного концессионного соглашения с ООО "ВИКС", а после отзыва обществом соответствующего предложения работа по подготовке конкурсной документации в целях проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Решение о продлении срока действия договоров аренды от 12.05.2014 N 210314/5214057/01-1, от 12.05.2014 N 210314/5214057/01-1, заключенных с ООО "Ремэнерго 2", равно как и решение о заключении договоров аренды от 07.12.2017 с ООО "ВИКС" было направлено на обеспечение бесперебойного оказания услуг водоснабжения и водоотведения.
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.
21.03.2014 на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение N 210314/5214057/01 о проведении конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунального хозяйства, находящихся в собственности МО "Катунинское", с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения для потребителей п. Катунино, д. Лахта.
Победителем конкурса, состоявшегося 24.04.2014, было признано ООО "Ремэнерго 2".
12.05.2014 между муниципальным образованием "Катунинское" в лице главы МО "Катунинское" и ООО "Ремэнерго 2" был заключен договор аренды N 210314/5214057/01\x{2011}1 объектов муниципальной собственности муниципального образования "Катунинское" Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения потребителям п. Катунино, д. Лахта, в соответствии с которым в пользование обществу были переданы: водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", п. Катунино; водонасосная станция 1-го подъема, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", п. Катунино; водонасосная станция 2\x{2011}го подъема, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", п. Катунино; центральные водопроводные сети п. Катунино, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", п. Катунино.
12.05.2014 между муниципальным образованием "Катунинское" в лице главы МО "Катунинское" и ООО "Ремэнерго 2" был заключен договор аренды N 210314/5214057/01\x{2011}2 объектов муниципальной собственности муниципального образования "Катунинское" Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоотведения потребителям п. Катунино, д. Лахта, в соответствии с которым в пользование общества были переданы: канализационная насосная станция N1 с оборудованием, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", п. Катунино; канализационная насосная станция N2 с оборудованием, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", п. Катунино; канализационные очистные сооружения с оборудованием, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", д. Лахта; канализационные сети п. Катунино, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", д. Лахта; канализационные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО "Катунинское", п. Катунино.
Акты приема передачи имущества подписаны 12.05.2014.
В соответствии с указанными договорами, они вступают в силу с 12.05.2014 и действуют в течение трех лет.
Указанные договоры зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО 23.04.2015.
13.05.2017 муниципальным образованием "Катунинское" в лице главы МО "Катунинское" и ООО "Ремэнерго 2" было заключено дополнительное соглашение к договору аренды N 210314/5214057/01\x{2011}1 от 12.05.2014 объектов муниципальной собственности муниципального образования "Катунинское" Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения потребителям п. Катунино, д. Лахта, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоснабжения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области.
13.05.2017 муниципальным образованием "Катунинское" в лице главы МО "Катунинское" и ООО "Ремэнерго 2" было заключено дополнительное соглашение к договору аренды N 210314/5214057/01\x{2011}2 от 12.05.2014 объектов муниципальной собственности муниципального образования "Катунинское" Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоотведения потребителям п. Катунино, д. Лахта, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоотведения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области.
Решением Приморского районного суда Архангельской области от 02.11.2017 N 2а\x{2011}1484/2017 на администрацию МО "Катунинское" возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления в решения суда в законную силу организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, в отношении объектов водоснабжения (водопроводные сети, водоносная станция 1-го подъема, водоносная станция 2\x{2011}го подъема, водопроводные сети, центральные водопроводные сети) и водоотведения (канализационная насосная станция N 1 с оборудованием, канализационная насосная станция N 2 с оборудованием, канализационные очистные сооружения с оборудованием), расположенных в п. Катунино Приморского района Архангельской области.
06.12.2017 в адрес администрации МО "Катунинское" поступили уведомления о расторжении договоров аренды и прекращении деятельности ООО "Ремэнерго 2" по оказанию услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителей п. Катунино, д. Лахта.
06.12.2017 муниципальным образованием "Катунинское" в лице главы МО "Катунинское" и ООО "Ремэнерго 2" было подписано соглашение о расторжении договора аренды N 210314/5214057/01\x{2011}1 от 12.05.2014. В соответствии с актом приема-сдачи арендуемого имущества от 06.12.2017 имущество: водопроводные сети, водонасосная станция 1-го подъема, водонасосная станция 2\x{2011}го подъема, водопроводные сети, центральные водопроводные сети п. Катунино были возвращены муниципальному образованию "Катунинское".
06.12.2017 муниципальным образованием "Катунинское" в лице главы МО "Катунинское" и ООО "Ремэнерго 2" было подписано соглашение о расторжении договора аренды N 210314/5214057/01\x{2011}2 от 12.05.2014. В соответствии с актом приема-сдачи арендуемого имущества от 06.12.2017 имущество: канализационная насосная станция N 1 с оборудованием, канализационная насосная станция N 2 с оборудованием, канализационные очистные сооружения с оборудованием, канализационные сети п. Катунино, канализационные сети были возвращены муниципальному образованию "Катунинское".
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416\x{2011}ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
На основании части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ с 8 мая 2013 года и до 1 января 2015 года допускалась передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Согласно информации, представленной письмом Администрации МО "Катунинское" от 10.02.2017 N 03-4/184, ООО "Ремэнерго 2" были переданы во временное владение и пользование объекты, которые входят в состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения: водоносная станция 1-го подъема с оборудованием 1958-1995 года ввода в эксплуатацию; водоносная станция 2-го подъема с оборудованием 1958-1995 года ввода в эксплуатацию; водопроводные сети 1970 года ввода в эксплуатацию; водопроводные сети 1958 года ввода в эксплуатацию; центральные водопроводные сети п. Катунино 1958 года ввода в эксплуатацию; канализационная насосная станция N 1 с оборудованием 1956 года ввода в эксплуатацию; канализационная насосная станция N 2 с оборудованием 1956 года ввода в эксплуатацию; канализационные очистные сооружения с оборудованием 1971 года ввода в эксплуатацию; канализационные сети 1971 года ввода в эксплуатацию.
Срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения и датой опубликования извещения о проведении конкурса N 210314/5214057/01, превышала пять лет, соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена по концессионному соглашению либо в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103\x{2011}ФЗ до 1 января 2015 года имущество могло быть передано на основании договора аренды на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Согласно части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.
При указанных обстоятельствах, заключение договора аренды допускалось на срок до трех лет.
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Как указано в пункте 31 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66, заключение договора аренды на новый срок является заключением нового договора аренды.
На основании части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды централизованных системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.
Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В рассматриваемом случае условием предоставления прав владения и пользования в отношении объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Катунино и д. Лахта после 12.05.2017 являлось заключение концессионного соглашения, правовые основания для продления срока действия договоров аренды от 12.05.2014 N 210314/5214057/01-1 и N 210314/5214057/01-2 отсутствовали.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.
С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 41-17.
В рассматриваемом случае целью анализа являлась оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие действий главы МО "Катунинское" по заключению дополнительного соглашения от 13.05.2017 к договору аренды N 210314/5214057/01\x{2011}1 от 12.05.2014, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоснабжения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области, а также дополнительного соглашения к договору аренды N 210314/5214057/01\x{2011}2 от 12.05.2014, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоотведения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области, в то время как срок действия данных договоров был ограничен законом, результатом чего стало получение ООО "Ремэнерго 2" возможности пользования муниципальным имуществом после 12.05.2017. При этом, 06.12.2017 муниципальным образованием "Катунинское" и ООО "Ремэнерго 2" были подписаны соглашения о расторжении договоров аренды от 12.05.2014 N 210314/5214057/01\x{2011}1 и N 210314/5214057/01\x{2011}2, имущество возвращено МО "Катунинское" по акту приема-передачи от 06.12.2017. Таким образом, временной интервал исследования определен с 13.05.2017 по 06.12.2017.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
ООО "Ремэнерго 2" были переданы во временное владение и пользование объекты, которые входят в состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Катунино и д. Лахта.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Услуга по водоснабжению и водоотведению не взаимозаменяема с другими видами услуг, поскольку покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить водоснабжение и водоотведение другими товарами, т.к. не существует иного способа обеспечить выполнение функционального назначения услуги по водоснабжению и водоотведению.
Таким образом продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.
Географические границы рынка водоснабжения и водоотведения определяются границами присоединенных сетей. С технологической точки зрения невозможна ситуация, чтобы потребитель имел на выбор несколько сетей водоснабжения, сетей канализации. Прокладка дублирующих сетей нецелесообразна, ввиду значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости.
С учетом изложенного, географическими границами рассматриваемого рынка водоснабжения и водоотведения являются границы присоединенных сетей в пределах пос. Катунино и дер. Лахта Приморского района Архангельской области.
Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.
При этом, одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.
В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Законом о водоснабжении определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) детально регламентирует конкретный порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, существенные условия данного соглашения, декларирует цели использования такой формы государственно-частного партнерства как концессионное соглашение.
В рассматриваемом случае условием предоставления доступа на рынок водоснабжения и водоотведения являлось заключение концессионного соглашения в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.
На основании части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.
Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
При заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора Законом о концессионных соглашениях установлены требования, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к возможности заключения концессионного соглашения на условиях, предложенных лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения. Так, предложение о заключении концессионного соглашения размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц, и в случае поступления таких заявок от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым к концессионеру, заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Заключив с ООО "Ремэнерго 2" дополнительные соглашения от 13.05.2017 к договорам аренды от 12.05.2014 N 210314/5214057/01-1 и N 210314/5214057/01-1, продлевающие срок действия данных договоров, в то время как срок договора аренды был ограничен частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103\x{2011}ФЗ и мог быть не более трех лет, глава МО "Катунинское" незаконно предоставил ООО "Ремэнерго 2" возможность пользования муниципальным имуществом с 13.05.2017 по 06.12.2017, чем обеспечил обществу доступ в указанный период на рынок водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта в нарушение требований Закона о водоснабжении.
Несоблюдение порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, препятствует привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и не обеспечивает развитие добросовестной конкуренции за доступ на рынок.
При этом, с учетом требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103\x{2011}ФЗ, части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, все действия, связанные с подготовкой заключения концессионного соглашения, должны были быть совершены в пределах срока действия договора аренды, заключение которого допускалось на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами теплоснабжения, объектами водоснабжения обуславливает получение возможности доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.
Предоставление муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту в аренду в отсутствие законных оснований, в том числе путем неправомерного продления срока действия договора аренды, создает для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут имеет намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества, и, таким образом, может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водоснабжения и водоотведения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения.
С учетом изложенного, действия главы МО "Катунинское" по заключению дополнительного соглашения от 13.05.2017 к договору аренды N 210314/5214057/01\x{2011}1 от 12.05.2014 объектов муниципальной собственности муниципального образования "Катунинское" Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения потребителям п. Катунино, д. Лахта, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоснабжения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области, а также дополнительного соглашения к договору аренды N 210314/5214057/01\x{2011}2 от 12.05.2014 объектов муниципальной собственности муниципального образования "Катунинское" Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоотведения потребителям п. Катунино, д. Лахта, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоотведения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области, в то время как срок действия данных договоров был ограничен законом, результатом чего стало получение ООО "Ремэнерго 2" возможности пользования муниципальным имуществом после 12.05.2017, что обеспечило обществу возможность осуществления деятельности на рынке водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта в нарушение требований Закона о водоснабжении, нарушают требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции".
Решая вопрос о выдаче предписания, комиссия принимает во внимание, что нарушение антимонопольного законодательства, явившееся основанием для возбуждения дела прекращено - 06.12.2017 муниципальным образованием "Катунинское" и ООО "Ремэнерго 2" были подписаны соглашения о расторжении договоров аренды от 12.05.2014 N 210314/5214057/01\x{2011}1 и N 210314/5214057/01\x{2011}2, имущество возвращено МО "Катунинское" 06.12.2017, а в отношении выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства по предоставлению в пользование ООО "ВИКС" муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения п. Катунино и д. Лахта, на условиях договоров аренды от 07.12.2017 без проведения торгов 15.01.2017 Главе МО "Катунинское" было выдано предупреждение 01ш-2018 о необходимости в срок до 04.06.2018 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416\x{2011}ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), использования ООО "ВИКС" объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, и переданных обществу по договорам аренды от 07.12.2017, и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования. С учетом изложенного, необходимость в выдаче предписания отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать со стороны органа местного самоуправления муниципального образования "Катунинское" - главы МО "Катунинское" нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в заключении дополнительного соглашения от 13.05.2017 к договору аренды N 210314/5214057/01\x{2011}1 от 12.05.2014 объектов муниципальной собственности муниципального образования "Катунинское" Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения потребителям п. Катунино, д. Лахта, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоснабжения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области, а также дополнительного соглашения к договору аренды N 210314/5214057/01\x{2011}2 от 12.05.2014 объектов муниципальной собственности муниципального образования "Катунинское" Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоотведения потребителям п. Катунино, д. Лахта, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоотведения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области, в то время как срок действия данных договоров был ограничен законом, результатом чего стало получение ООО "Ремэнерго 2" возможности пользования муниципальным имуществом после 12.05.2017, что обеспечило обществу возможность осуществления деятельности на рынке водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 N 416\x{2011}ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Председатель комиссии: |
|
Д.В. Бугаев |
Члены комиссии: |
|
Е.В. Нестеренко |
|
|
Е.И. Красильникова |
|
|
А.Ю. Шахов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 26 января 2018 г. N 41-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.01.2018