Резолютивная часть решения оглашена 18.01.2018
В полном объеме решение изготовлено 23.01.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
|
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
|
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на организацию мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, на территории города Челябинска (извещение N 0169300000117005682) (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя Управления Муниципальных закупок Администрации города Челябинска
***действующего на основании доверенности от 13.12.2017,
- представителя Управления экологии и природопользования Администрации города Челябинска ***действующего на основании доверенности от 09.01.2018,
в отсутствие заявителя, уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 11.01.2018 поступило обращение гражданина на положения документации об электронном аукционе на организацию мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, на территории города Челябинска (извещение N 0169300000117005682) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 26.12.2017 Управление Муниципальных закупок Администрации города Челябинска объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска.
Начальная (максимальная) цена контракта согласно извещению о закупке - 22 746 660 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 11.01.2018 в 09:00.
На момент рассмотрения обращения контракт не заключен.
В обращении указано, что в документации о закупке неправомерно установлено условие о содержании животных в течение 21 дня, так как действующее законодательство предусматривает изоляцию всех отловленных животных сроком не менее 6 месяцев. В документации о закупке не указано требование о наличии лицензии на эвтаназию и применение наркотических веществ, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Кроме того, в документации о закупке не предусмотрено условие о поиске всех собственников животных, что противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
При формировании документации о закупке созданы преимущественны условия участия в закупке МУП "Городской экологический центр", так как указанное предприятие приняло участие в совещании по вопросу подготовки документации о закупке.
Кроме того, заявитель обжалует действия исполнителя по ранее заключенному контракту в части ненадлежащего исполнения контракта.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
В документации о закупке установлено требование о содержании животных на обеспечении исполнителя не менее 6 месяцев. Кроме того, в обязанности исполнителя входит как поиск собственников безнадзорных животных, так и передача информации о животных заказчику, что соответствует требованиям гражданского законодательства.
Лицензия на применение наркотических веществ и эвтаназию не предусмотрена действующим законодательством.
При этом, участие МУП "Городской экологический центр" в совещании по вопросу подготовки документации о закупке не создает преимущественных условий участия в закупке, так как аукционная документация размещена в единой информационной системе и доступна для ознакомления в течение срока подачи заявок на участие в аукционе.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 6 статьи 60 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента размещения информации, связанной с проведением электронного аукциона, в единой информационной системе и на электронной площадке указанная информация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе и на электронной площадке без взимания платы.
Как следует из информации, содержащейся в единой информационной системе, а также из документов, представленных заказчиком, документация о закупке размещена на официальном сайте 26.12.2017, срок подачи заявок составил 15 дней, что позволило всем потенциальным участникам закупки ознакомиться с условиями закупки и подать заявку на участие в аукционе.
Доводы заявителя, согласно которым МУП "Городской экологический центр" присутствовало на совещании по обсуждению вопросов подготовки документации о закупке, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, при этом заявителем не представлены доказательства создания указанному обществу преимущественных условий участия в закупке.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
С учетом изложенного, в извещении и документации об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
Как следует из пунктов 4,5 технического задания документации о закупке следует, что в состав мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных входит умерщвление (эвтаназия) безнадзорных животных.
В пункте 10.44 указано, что запрещаются способы умерщвления безнадзорных животных, предполагающие болезненные инъекции, использование курареподобных препаратов, использование ядовитых веществ и минералов.
Согласно пункту 10.45 технического задания в целях гуманного обращения с животными должны выбираться наименее травматичные методы введения препаратов с учетом размеров, физиологических и анатомических особенностей животного. Выбранный метод умерщвления должен начинаться с глубокой полной анестезии, после которой наступает смерть.
Таким образом, в техническом задании не указаны конкретные препараты, которые должен применять исполнитель за исключением ряда ограничений, запрещающих жестокое обращение с животными и применение курареподобных препаратов.
Согласно пункту 18 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений является лицензируемым видом деятельности.
Вместе с тем, в техническом задании не указано, что для умерщвления животных заказчиком применяются наркотические средства, что не позволяет сделать вывод о необходимости наличия у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
Таким образом, в действиях заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе ввиду неустановления в документации о закупке требований к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части наличия лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.
3. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Аналогичная информация должна содержаться в документации о закупке и проекте контракта в силу пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 230 Гражданского кодекса РФ лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.
В пункте 10.21 технического задания указано, что в состав работ по содержанию безнадзорных животных в пункте временного содержания должен входить поиск владельцев отловленных безнадзорных животных, имеющих признаки принадлежности человеку (наличие клейма, электронного идентификационного номера, ошейника, породности) и лиц, имеющих необходимые условия для содержания безнадзорных животных (далее - заинтересованные лица), передача животных владельцам по их письменному требованию либо заинтересованным лицам на содержание и в пользование на основании заявления.
Согласно пункту 11.1 технического задания исполнитель в срок не позднее 10 дней, с момента окончания текущего месяца, а за декабрь 2018 года не позднее дня, следующего за днем окончания работ по контракту, представляет заказчику в том числе копии:
журнала регистрации заявлений об отлове безнадзорных животных (Приложение 2 к техническому заданию);
журнала регистрации безнадзорных животных, погибших при отлове (Приложение 4 к техническому заданию);
- журнала регистрации безнадзорных животных в пункте временного содержания (Приложение 5 к техническому заданию).
Таким образом, в техническом задании предусмотрены обязанности исполнителя как по поиску собственников животных, имеющих признаки принадлежности человеку, так и по ежемесячной передачи информации о безнадзорных животных заказчику - Управлению экологии и природопользования Администрации города Челябинска, который является органом местного самоуправления.
В связи с чем, положения документации о закупке в части порядка поиска и возврата животных их владельцам не нарушают требования законодательства о контрактной системе, а также положения гражданского законодательства.
В пункте 10.21 технического задания также указано, что в состав работ по содержанию безнадзорных животных должно входить содержание в пункте временного содержания в течение не более 21 (двадцати одного) дня с момента задержания.
Вместе с тем, в пункте 10.33 технического задания указано, что исполнитель обязан передать безнадзорное животное владельцу или заинтересованному лицу в течение 21 (двадцати одного) дня с момента задержания. По истечении 21 (двадцати одного) дня с момента задержания отловленное безнадзорное животное переходит на обеспечение исполнителя. По истечении 6 (шести) месяцев с момента заявления о задержании, право собственности на безнадзорное животное, не востребованное у Исполнителя (переданное Исполнителем на содержание и в пользование заинтересованному лицу), переходит Исполнителю (заинтересованному лицу, принявшему животное от Исполнителя на содержание и в пользование), в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, содержание безнадзорных животных осуществляется исполнителем не менее 6 месяцев, при этом по истечении 21 дня безнадзорное животное переходит на обеспечение исполнителя, что не противоречит требованиям гражданского законодательства.
Доводы обращения, согласно которым в техническом задании определен объем услуг, который включает в себя умерщвление (эвтаназию) безнадзорных животных по заключению ветеринарного специалиста в объеме 1500 единиц, несостоятелен, так как в пункте 5 технического задания указано максимальное количество животных, которое необходимо умертвить, а именно: не более 1500 единиц.
Таким образом, конкретное количество животных, которое необходимо умертвить, определяется только после их отлова и подготовки ветеринарным специалистом соответствующего заключения, что свидетельствует об объективном описании предмета закупки в соответствии с частью 2 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Как следует из части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 10.21 технического задания в состав работ по содержанию безнадзорных животных должно входить размещение информации об отловленных безнадзорных животных, находящихся в пункте временного содержания, на сайте исполнителя в сети интернет.
При этом, на заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что размещение такой информации возможно посредством заключения исполнителем договора на размещение информации на сайте с третьим лицом. Вместе с тем указанное условие исполнения контракта не нашло отражение в техническом задании, тогда как из технического задания следует, что сайт должен принадлежать исполнителю на том или ином праве
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 10.21 технического задания установлено требование к наличию у участника закупки материальных ресурсов, необходимых для размещения информации об отловленных безнадзорных животных, находящихся в пункте временного содержания, а именно: обязательное размещение такой информации на сайте исполнителя.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что доводы обращения, согласно которым заявитель оспаривает действия исполнителя по ранее заключенному c заказчиком контракту, не рассматриваются антимонопольным органом, как не относящиеся предмету обжалуемого электронного аукциона. При этом, в силу пункта 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе обращение в указанной части будет передано в Главное контрольное управление Челябинской области.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Передать обращение в Главное контрольное управление Челябинской области для рассмотрения по существу в рамках полномочий контрольного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 января 2018 г. N 6-ВП/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.01.2018