Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Л.В.Посохова, рассмотрев материалы дела N 03-5/1-120-2017 об административном правонарушении в отношении юридического лица - Акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" (далее - АО "Газпром газораспределение Тверь", 170026, Тверская область, г. Тверь, ул. Фурманова, д. 12/4, ИНН 6900000364, КПП 695201001, ОГРН 1026900564129, дата регистрации в качестве юридического лица - 18.11.1993, дата присвоения ОГРН 04.12.2002),
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела законного представителя АО "Газпром газораспределение Тверь", в присутствии представителя по доверенности ХХХ, в присутствии представителя потерпевшего М. - ХХХ,
УСТАНОВИЛ:
В Тверское УФАС России поступило заявление М. о несоответствии действующему законодательству условий проекта договора о подключении объекта капитального строительства (жилого дома по адресу Калининский район, ХХХ) к газораспределительным сетям.
В соответствии с заявкой М. АО "Газпром газораспределение Тверь" 21.09.2017 направило в адрес заявителя проект договора N ТОГ-Уп-Д-00692 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства (жилой дом по адресу: Калининский район, ХХХ, далее - Договор), определив плату за подключение в размере 1 600 551,72 руб. (с НДС) исходя из стандартизированных тарифных ставок, установленных приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.12.2016 N 395-нп (пункт 10 проекта Договора).
Согласно техническим условиям (приложение N 1, неотъемлемая часть Договора) и расчету размера платы за подключение (приложение N 6, неотъемлемая часть Договора) подключение осуществляется к газопроводу среднего давления, проложенного в с. ХХХ.
Заявитель полагает, что АО "Газпром газораспределение Тверь" нарушает порядок подключения к сетям газораспределения, который установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила), и необоснованно налагает на заявителя осуществление мероприятий по развитию газораспределительной инфраструктуры.
Согласно пункту 2 Правил заявителем признается юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения; исполнителем - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Согласно пункту 3 Правил подключение (технологическое присоединение) осуществляется в следующем порядке:
а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение);
б) выдача технических условий;
в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении);
г) заключение договора о подключении (технологическом присоединении);
д) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
е) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон
Согласно пункту 4 Правил в случаях, когда максимальный часовой расход газа не превышает 300 куб. метров, заявители имеют право направить обращение к исполнителю о заключении договора о подключении без предварительной выдачи технических условий.
Согласно пунктам 77 и 78 Правил в случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его Правилам заявитель имеет право направить исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий. В случае неполучения исполнителем мотивированного отказа от подписания проекта договора о подключении (но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении в редакции Правил, действовавших на дату обращения заявителя в АО "Газпром газораспределение Тверь"; но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении в редакции Правил, действующих с 07.10.2017 - редакция, введенная постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2017 N 924) заявка о подключении (технологическом присоединении) аннулируется.
Согласно пункту 80 Правил при отклонении исполнителем предложений по корректировке проекта договора о подключении либо неполучении извещения о результатах их рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать на рассмотрение суда и (или) Федеральной антимонопольной службы разногласия, возникшие при заключении договора о подключении.
Заявка М. о заключении договора принята АО "Газпром газораспределение Тверь" 25.08.2017. М. получила проект подписанного АО "Газпром газораспределение Тверь" проекта договора о подключении 22.09.2017; проектом договора плата за подключение определена в размере 1 600 551,72 руб. (с НДС) исходя из стандартизированных тарифных ставок, установленных приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.12.2016 N 395-нп (пункт 10 проекта Договора). 25.10.2017 М. передала АО "Газпром газораспределение Тверь" мотивированный отказ от подписания проекта договора.
На дату получения АО "Газпром газораспределение Тверь" мотивированного отказа М. от подписания проекта договора (25.10.2017) установленный пунктом 78 Правил срок, дающий право АО "Газпром газораспределение Тверь" аннулировать заявку о подключении (технологическом присоединении), не наступил (как в редакции, действовавшей на дату обращения М. с заявкой о заключении договора, так и в редакции, действующей в настоящее время), в связи с чем отсутствуют правовые основания считать заявку аннулированной.
Отказ М. был мотивирован нарушением Правил, необоснованной стоимостью и необоснованным возложением на заявителя обязательств по оплате мероприятий по развитию сети газораспределения. По состоянию на дату рассмотрения настоящего дела АО "Газпром газораспределение Тверь" не известило М. о результатах рассмотрения ее отказа от подписания проекта Договора, условия договора не изменило.
В рамках настоящего дела представитель АО "Газпром газораспределение Тверь" устно пояснил позицию, а также представлена письменная позиция по делу (зарегистрирована в Тверском УФАС России 26.01.2018 N 451), заключающаяся в следующем: заявка М. аннулирована, а условия проекта Договора соответствуют требованиям Правил, в связи с чем основания для изменения условий Договора отсутствуют.
Согласно пункту 62 Правил договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Согласно пункту 104 Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.
Согласно пункту 83 Правил существенным условиям договора о подключении является условие о размере платы за технологическое присоединение, которая подлежит определению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее - Основные положения).
В соответствии с пунктом 26(22) Основных положений, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется). Указанные минимальный и максимальный уровни платы за технологическое присоединение начиная с 2015 года ежегодно индексируются на прогнозный среднегодовой уровень инфляции, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на тот же период, на который устанавливается плата за технологическое присоединение.
В случае если не соблюдаются условия, приведенные в пункте 26(22) Основных положений, плата за подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям определяется исходя из установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину или в соответствии с пунктом 26(23) Основных положений исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения установлено, что в случае подачи заявки о заключении договора о подключении к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час для целей, не связанных с предпринимательской (коммерческой) деятельностью, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), плата за подключение устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей.
Согласно приказу Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.12.2016 N 396-нп при соблюдении вышеуказанных условий размер платы за технологическое присоединение к сетям АО "Газпром газораспределение Тверь" установлен в 2017 году в размере 42 471,53 руб. (без НДС).
Как следует из Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, газопроводы по уровню давления классифицируются на: газопроводы высокого давления 1а категории, газопроводы высокого давления 1 категории, газопроводы высокого давления 2 категории, газопроводы среднего давления и газопроводы низкого давления. При этом к числу газопроводов с давлением не более 0,3 МПа относятся как газопроводы низкого давления, так и газопроводы среднего давления, поскольку давление в таких газопроводов не более 0,3 МПа.
Согласно письму АО "Газпром газораспределение Тверь" от 24.10.2017 N 017/6779 минимальное расстояние по прямой от Объекта заявителя до сети низкого давления, проходящего по ул. Лесная в с. ХХХ, т.е. до газопровода с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа составляет 90 м.
Как следует из проекта Договора (приложение N 6, неотъемлемая часть договора) плата за подключение не предусматривает устройство пункта редуцирования газа.
Согласно письму Администрации муниципального образования ХХХ от 11.01.2018 N 5 правовой акт по утверждению схемы газоснабжения с. ХХХ не принимался.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации "Системы газораспределительные. Термины и определения" ГОСТ Р 53865-2010 (утвержден. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.09.2010 N 242-ст):
- сеть газораспределения - технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических устройств;
- распределительный газопровод - газопровод, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода;
- газопровод-ввод - газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления.
В соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей":
- распределительные газопроводы - газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа;
газопровод-ввод - газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа.
При рассмотрении настоящего дела также учитываются материалы дела об административном правонарушении N 03-5/1-3-2016, рассмотренного Тверским УФАС России, В рамках вышеуказанного дела оценке также оценивались условия проекта договора подключения вышеуказанного объекта М. в с. ХХХ к сетям газораспределения АО "Газпром газораспределения Тверь", направленного заявителю в 2015 году, и величина платы за подключение, т.е. фактические обстоятельства, аналогичные обстоятельствам настоящего дела. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N 03-5/1-3-2016 вынесено постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности, но было установлено событие административного правонарушения в действиях АО "Газпром газораспределение Тверь". Оценка законности постановления по делу об административном правонарушении N 03-5/1-3-2016 приведена в решении Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-14022/2017 (не вступило в законную силу на дату вынесения настоящего постановления).
Несмотря на то, что расстояние по прямой от сети газораспределения АО "Газпром газораспределение Тверь" до границы земельного участка заявителя М. составляет значительно менее 200 метров (90 метров), а мероприятия по подключению не предусматривают устройство силами АО "Газпром газораспределение Тверь" пункта редуцирования газа, АО "Газпром газораспределение Тверь" направило в адрес М. проект договора о подключении (технологическом присоединении) жилого дома к газораспределительным сетям, рассчитав плату за подключение в размере 1 600 551,72 руб., т.е. в размере, существенно превышающем установленную законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения, и не изменило условия договора после получения мотивированного отказа заявителя, что не соответствует нормам пункта 26(22) Основных положений и нарушает требования Правил о необходимости определять размер платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.
Своими действиями газораспределительная организация АО "Газпром газораспределение Тверь" нарушила права потребителя на доступ к коммунальному ресурсу.
За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе как руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, так и их заместители.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела учитываются положения пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В действиях АО "Газпром газораспределение Тверь" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Объект административного правонарушения: общественные отношения в сфере газоснабжения.
Объективная сторона состоит в нарушения Правил подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Субъект административного правонарушения: АО "Газпром газораспределение Тверь" (ИНН 6900000364, КПП 695201001, ОГРН 1026900564129).
Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у АО "Газпром газораспределение Тверь" имелась возможность не совершать указанных действий, однако АО "Газпром газораспределение Тверь" этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП.
Дата совершения административного правонарушения - 21.09.2017.
Место совершения административного правонарушения - г. Тверь, ул. Фурманова, д. 12/4.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998, постановление от 12.05.1998, постановление от 15.07.1999).
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Поведение АО "Газпром газораспределение Тверь" свидетельствует о наличии общественной опасности действий последнего, о пренебрежительном отношении юридического лица к требованиям Правил, о существенном нарушении прав М. как более слабой стороны правоотношений. Учитывая положения пункта 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, согласно которому квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Срок давности привлечения АО "Газпром газораспределение Тверь" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП (1 год), на момент вынесения настоящего постановления не истек.
При рассмотрении настоящего дела учтен характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, и с учетом вышеизложенного размер штрафа определен в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 2.1, 3.1, частью 1 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать юридическое лицо Акционерное общество "Газпром газораспределение Тверь" (ИНН 6900000364, КПП 695201001, ОГРН 1026900564129) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Наложить на Акционерное общество "Газпром газораспределение Тверь" (ИНН 6900000364, КПП 695201001, ОГРН 1026900564129) административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В соответствии с п.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Реквизиты для перечисления штрафа: ХХХ
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя Тверского УФАС России _________ Л.В.Посохова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 26 января 2018 г. N 03-5/1-120-2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.01.2018