Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев материалы о распространении рекламы банка "Почта Банк" в которой сообщалось: "...Кредит наличными 12,9%" в январе-октябре 2017 года,
в присутствии лица, участвующего в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ПАО "Почта Банк" (адрес: 107061, г. Москва, площадь Преображенская, д. 8, ОГРН 1023200000010, ИНН 3232005484, КПП 771801001, дата регистрации: 09.08.2002). - <...> (доверенность N 17-0836 от 19.09.2017)
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращении гражданина, из которого следует, что на федеральных телеканалах распространялась реклама банка "Почта Банк" в которой сообщалось: "...Кредит наличными 12,9%".
Согласно представленной ООО "Национальный рекламный альянс" информации реклама банка "Почта Банк", в которой сообщалось: "...Кредит наличными 12,9%", распространялась на федеральных телеканалах "Первый канал", "Россия-1" в январе-октябре 2017 года.
В рекламном ролике крупным шрифтом сообщалось:
"...Кредит наличными 12,9%"
В рекламе крупным шрифтом указывается привлекательная для потребителя информация о величине процентной ставки по кредиту 12,9% годовых.
В нижней части видеоролика расположены сноски, указывающие на иные условия, влияющие на стоимость кредита и возможность его получения:
"Кредит "Первый Почтовый 12,9%": сумма-от 500 001 до 1 000 000 руб., срок - от 12 до 60 мес., ставка-12,9% годовых. Кредит "Первый Почтовый": сумма-от 50 000 по 500 000 руб., срок-от 12 до 60 мес., ставка (определяется на основании внутренних банковских правил)-19,9%, 24,9%."
"Лимит на расходные операции по локальной карте до даты закрытия кредитного лимита (включительно) по кредиту "Первый Почтовый 12,9%" - 1 000 000 руб., по кредиту "Первый Почтовый" - 500 000 руб., лимит на расходные операции по локальной карте (рублей, в месяц) со дня, следующего за датой закрытия кредитного лимита - 300 000 руб., комиссия за выдачу наличных денежных средств по локальной карте в банкоматах ПАО "Почта Банк" не взимается."
Форма и время размещения текста сноски не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о процентной ставке по кредиту, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, влияющих и определяющих стоимость кредита.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федерального закона "О рекламе") не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Следовательно, выполненные мелким шрифтом сведения о кредите не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера и времени показа шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовым услугам, форма и время предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.
Указание в рекламе лишь отдельного условия (процентная ставка) само по себе не позволяет потребителю получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о стоимости кредита и сумме расхода, который понесут лица, воспользовавшиеся кредитом наличными по ставке 12,9 %.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем является ПАО "Почта Банк" (адрес: 107061, г. Москва, площадь Преображенская, д. 8, ОГРН 1023200000010, ИНН 3232005484, КПП 771801001, дата регистрации: 09.08.2002).
На основании части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" распространявшуюся в январе-октябре 2017 года на федеральных телеканалах рекламу банка "Почта Банк" в которой сообщалось: "...Кредит наличными 12,9%", поскольку в рекламе отсутствует информация обо всех условиях, влияющих на стоимость кредита для заёмщика.
2. Выдать ПАО "Почта Банк" (адрес: 107061, г. Москва, площадь Преображенская, д. 8, ОГРН 1023200000010, ИНН 3232005484, КПП 771801001, дата регистрации: 09.08.2002) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО "Почта Банк" (адрес: 107061, г. Москва, площадь Преображенская, д. 8, ОГРН 1023200000010, ИНН 3232005484, КПП 771801001, дата регистрации: 09.08.2002).
Решение изготовлено в полном объеме 18 января 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 января 2018 г. N 3-28-59/00-08-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.01.2018