Резолютивная часть решения объявлена 09.01.2018
Решение в полном объеме изготовлено 22.01.2018 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела С<_>в.,
члены комиссии - ведущий специалист-эксперт К<_>на ,
- специалист-эксперт А<_>в ,
рассмотрев дело N 14437/05-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на телеканале "СТС" в региональном рекламном блоке (г. Ульяновск) в июле 2017 года (16.07.2017 в 2100 - 2200 час., 18.07.2017 в 2100 - 2200 час., 23.07.2017 в 2100 - 2200 час.) рекламы автомобилей "Мицубиши Аутлендер" ("Mitsubishi Outlander"), содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - общества с ограниченной ответственностью "Оригинал-Сервис" (далее - ООО "Оригинал-Сервис"), ОГРН 1077328004401, ИНН 7328509634, расположенного по адресу: 432045, г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 5В, - Р<_>ва В.В. (приказ N 2 от 20.12.2012, протокол N 6 от 12.05.2017, паспорт) и Ж<_>к А.М. (доверенность N 1 от 09.01.2018, паспорт);
- заинтересованных лиц:
- общества с ограниченной ответственностью "Эверест" (далее - ООО "Эверест"), ОГРН 1177746569043, ИНН 7714995474 , расположенного по адресу: 125040, г. Москва, ул. Правды, д. 15, стр. 2, оф. 09, - не явился;
- общества с ограниченной ответственностью "Профи" (далее - ООО "Профи"), ОГРН 1157327001952, ИНН 7327012279, расположенного по адресу: 432008, г. Ульяновск, Западный бульвар, д. 27, оф. 211, - С<_>на А.А. (доверенность б/н от 09.01.2018, паспорт),
УСТАНОВИЛА:
Ульяновским УФАС России определением от 11.10.2017 возбуждено дело N 14437/05-2017 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле привлечены лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО "Оригинал-Сервис" и заинтересованное лицо ООО "Эверест". Рассмотрение дела назначено на 27.10.2017.
В письменных пояснениях ООО "Оригинал-Сервис" (вх. N 6341 от 25.10.2017) и представителями общества на рассмотрении дела 27.10.2017 сообщено, что изготовление и размещение видеоролика рекламы автомобилей "Мицубиши Аутлендер" на телеканале "СТС" в рекламном региональном блоке осуществляло ООО "Профи" в соответствии с договором N 15/17 от 05.07.2017. Согласование макета видеоролика осуществлялось по электронной почте. За основу взята видеореклама автомобилей "Мицубиши Аутлендер". Для того, чтобы потребитель смог прочитать содержащую в ролике информацию, и для лучшего её восприятия набивка текста осуществлена черным шрифтом на белой подложке. Для удобства восприятия информация разделена на 2 части, наименование банка выделено жирным крупным шрифтом, а все условия по кредиту указаны одним читаемым шрифтом. Длительность текстовой информации (набивок) максимальна для ролика хронометражем 10 секунд. Таким образом, вся информация указана одним читаемым шрифтом и специальных средств для восприятия указанной в ролике информации не требуется. Федеральный закон "О рекламе" не содержит понятий "мелкий шрифт", "время трансляции", которые являются оценочными и определяются в зависимости от индивидуальных способностей человека. Кроме того, согласно п. 3.5.4 договора N 15/17 от 05.07.2017, заключенного между ООО "Оригинал-Сервис" и ООО "Профи", последнее обязуется создать рекламный материал, который будет соответствовать требованиям Федерального закона "О рекламе". В случае, если видео- и аудиоряд рекламы может привести к нарушению указанных требований, ООО "Профи" обязано своевременно информировать об этом ООО "Оригинал-Сервис". Поскольку ООО "Профи" не сообщило ООО "Оригинал-Сервис", что рекламный видеоролик нарушает требования Федерального закона "О рекламе", то нарушения указанных требований отсутствуют.
Представитель ООО "Эверест" на заседание Комиссии 27.10.2017 не явился, запрошенные определением от 11.10.2017 документы и сведения обществом не представлены. Определение от 11.10.2017 (исх. N 4979-05 от 16.10.2017) направлено ООО "Эверест" заказным письмом с уведомлением N 43206816633820 от 17.10.2017, которое, согласно сведениям с официального сайта ФГУП "Почта России" - сервис "Отслеживание" (https://www.pochta.ru/tracking), по состоянию на 27.10.2017 адресатом не получено (заказное письмо получено 31.10.2017).
Определением от 27.10.2017 срок рассмотрения дела N 14437/05-2017 продлен до 11.12.2017, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Профи". Рассмотрение дела назначено на 29.11.2017.
Представители ООО "Оригинал-Сервис" на заседании Комиссии 29.11.2017 поддержали доводы, приведенные ранее, дополнительно пояснили, что ООО "Профи" является лицом, которое несет обязанность перед ООО "Оригинал-Сервис", что рекламные материалы последнего будут соответствовать требованиям Федерального закона "О рекламе". Представители ООО "Оригинал-Сервис" на заседании Комиссии 29.11.2017 представили скриншоты электронной переписки общества с сотрудником ООО "Профи" относительно рассматриваемой рекламы.
Представитель ООО "Эверест" на рассмотрение дела 29.11.2017 не явился. В письменных пояснениях (исх. N Эв-013/2017-и от 14.11.2017, вх. N 6687 от 15.11.2017) ООО "Эверест" сообщило, что общество не заключало с третьими лицами сделок на оказание услуг по распространению в июле 2017 года в эфире телеканала "Первый развлекательный СТС" (на территории г. Ульяновска) рекламы автомобилей "Мицубиши Аутлендер". ООО "Эверест" заявлено ходатайство о рассмотрении дела N 14437/05-2017 без участия представителя общества.
Представитель ООО "Профи" на заседание Комиссии 29.11.2017 не явился, запрошенные определением от 27.10.2017 документы и сведения обществом не представлены. Определение от 27.10.2017 (исх. N 5254-05 от 01.11.2017) направлено ООО "Профи" по адресу: 432071, г. Ульяновск, 1-й пер. Мира, д. 2 заказным письмом с уведомлением N 43206817550249 от 02.11.2017, которое, согласно сведениям с официального сайта ФГУП "Почта России" - сервис "Отслеживание" (https://www.pochta.ru/tracking), по состоянию на 29.11.2017 адресатом не получено: "Неудачная попытка вручения". Впоследствии указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделении почтовой связи.
Определением от 29.11.2017 срок рассмотрения дела N 14437/05-2017 продлен до 11.01.2018, рассмотрение дела отложено и назначено на 09.01.2018.
Представители ООО "Оригинал-Сервис" на заседании Комиссии 09.01.2018 поддержали доводы, приведенные ранее.
В письменных пояснениях ООО "Профи" (исх. б/н от 20.12.2017, вх. N 7635 от 22.12.2017) и представителем общества на заседании Комиссии 09.01.2018 сообщено, что между ООО "Оригинал-Сервис" и ООО "Профи" заключен договор N 15/17 от 05.07.2017, в соответствии с которым последнее обязалось первому оказывать услуги по размещению рекламы в эфире телеканалов. В период с 10.07.2017 по 23.07.2017 по заказу ООО "Оригинал-Сервис" в эфире телеканала "СТС" был размещен видеоролик с рекламой автомобиля "Мицубиши Аутлендер". ООО "Оригинал-Сервис" предоставило ООО "Профи" готовый видеоролик хронометражем 10 секунд для адаптации (доработки) к эфиру, а также всю необходимую информацию с документальным подтверждением по проводимой акции и условиям кредитования. При адаптации (доработке) ролика весь текст с условиями акции для удобства прочтения был напечатан одинаковым, контрастным основному фону шрифтом. Основная информация (срок акции, название банка, телефон и адрес автосалона) были выделены жирным шрифтом. Учитывая объем информации, для удобства прочтения текст разделили на две части. Наименование, сайт, адрес и телефон автосалона, по которым можно уточнить полную информацию о проводимой акции, указаны в титрах крупным шрифтом и озвучены голосом. ООО "Профи" считает, что указанная реклама содержала все существенные условия по кредиту, которые были надлежащим образом доведены до потребителей. Выводы о нечитабельности текста рекламы основаны на субъективном восприятии. В течение того времени, когда текст с подробной информацией находится на экране, а также с учетом используемого шрифта текста, можно воспринять всю необходимую информацию, связанную с основными условиями по кредиту, а полную информацию уточнить по адресу, телефону, а также на сайте автосалона. ООО "Оригинал-Сервис" согласовало к размещению указанный рекламный ролик, что подтверждается актом. Для размещения ролика в эфире телеканала "СТС" видеоролик передан акционерному обществу "Регион Медиа" (далее - АО "Регион Медиа"), ОГРН 1027700294071, ИНН 7731200745.
Исследовав материалы дела N 14437/05-2017, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу автомобилей "Мицубиши Аутлендер" ООО "Оригинал-Сервис", распространённую на телеканале "СТС" в региональном рекламном блоке (г. Ульяновск) в июле 2017 года, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 201/ог от 28.07.2017) о распространении на телеканале "СТС" в региональном рекламном блоке (г. Ульяновск) в июле 2017 года (16.07.2017 в 2100 - 2200 час., 18.07.2017 в 2100 - 2200 час., 23.07.2017 в 2100 - 2200 час.) рекламы автомобилей "Мицубиши Аутлендер" с признаками нарушения Федерального закона "О рекламе". К заявлению приложены записи рекламных видеороликов за 16.07.2017 и 23.07.2017.
Рекламный ролик длительностью 10 сек. имеет следующее содержание. Сменяющиеся видеокадры движущегося автомобиля "Мицубиши Аутлендер" ("Mitsubishi Outlander"), а также заставок с контактной информацией: "Мицубиши Моторс Ульяновск +7 8422 Армада-Авто Официальный Дилер "Mitsubishi Motors" Московское шоссе, 5 "В" (рядом с проспектом Олимпийский), 23-73-73, www.mitsubishi-armada.ru" и брендовым слоганом: "Mitsubishi Motors" / надежно" сопровождаются звуковым сообщением: "Специальные условия на покупку "Мицубиши Аутлендер", только в июле, ставка 0% на 3 года. Официальный дилер в Ульяновске "Армада-Авто", 23-73-73". Кроме того, сменяющиеся кадры движущего автомобиля сопровождаются баннерами с информацией (прочитать которую возможно только с помощью функции "Стоп-кадр"): "Предложение действует при покупке "Мицубиши Аутлендер" в трейд-ин, при сдаче а/м любого бренда, кроме а/м отечественного производства, достигших возраста 10 лет. Банк-кредитор АО МС Банк Рус (лицензия ЦБ РФ N 2789). Указанная маркетинговая ставка 0% не равна процентной ставке банка. В этом случае затраты покупателя на финансирование кредита обеспечиваются за счет соразмерного снижения цены автомобиля. Условия кредитования на покупку а/м "Мицубиши Аутлендер": мин/макс сумма кредита - 150 000 руб./55% от стоимости а/м, валюта - рубли РФ. Первоначальный взнос - 20% от цены а/м, срок кредита - от 13 мес. до 36 мес., процентная ставка в кредитном договоре - 14,9% при оформлении услуги "Защита платежей" (страхование жизни, "трудоспособности") в любой страховой компании из перечня, размещенного на официальном сайте Банка-кредитора: http://www.mcbankrus/ru/mitsubishi-motors-finance/insurance.php, и при страховании по рискам ущерба и угона автомобиля (КАСКО) на полную стоимость автомобиля: выгодоприобретатеем является Банк-кредитор по риску "угон" и в случае утраты, полной гибели имущества - в размере непогашенной задолженности, без данных услуг ставка увеличивается на 4%. Обеспечение по кредиту - залог приобретаемого автомобиля и поручительство. Предложение действует 03.07.2017 по 30.07.2017, носит информационный характер, не является публичной офертой. Подробности получения кредита можно узнать по тел.: +7(8422) 23-73-73".
Сопровождающие рекламу баннеры с информацией содержат 188 слов или 1252 знака (без пробелов). Обычная скорость чтения на русском языке у взрослого человека находится в пределах 120 - 200 слов в минуту. Время трансляции рассматриваемого рекламного ролика составляет 10 секунд. Даже при том, что лицо обладает способностью к скорочтению (под скорочтением понимают способность чтения в 3 - 4 раза быстрее средней скорости, максимально - примерно до 600 слов в минуту), за 10 секунд прочитать и понять указанную информацию затруднительно, поскольку текстовая информация доводится до потребителя одновременно со звуковой информацией.
Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая наименее привлекательные (обязательные к указанию) сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств. То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта, время трансляции и иные способы, которыми должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта, время трансляции могут быть любыми, поскольку, как следует из положений ст. 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В данном случае время трансляции условий, перечисленных в баннере, не позволяет потребителям воспринять (прочитать) текстовую информацию, в отличие от информации озвученной. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора существенную информацию о приобретении рекламируемого автомобиля, обо всех условиях кредита по ставке 0% на 3 года.
Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно условий приобретения рекламируемого товара. Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, при быстрой их трансляции, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона.
В соответствии с п.п. 5 - 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Лицом, осуществляющим деятельность салона "Армада-Авто", расположенного по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 5В, является ООО "Оригинал-Сервис". По заказу ООО "Оригинал-Сервис" на основании договора N 15/17 от 05.07.2017 ООО "Профи" доработало рассматриваемый рекламный видеоролик. Размещение видеоролика на телеканале "СТС" осуществлялось на основании договора N РРМ-161227-0041УЛН от 27.12.2016, заключенного между ООО "Профи" и АО "Регион Медиа".
Согласно приложению N 1 к договору N 15/17 от 05.07.2017 реклама ООО "Оригинал-Сервис" на телеканале "СТС" распространялась с 10.07.2017 по 23.07.2017 (14 дней) ежедневно по 5 выходов, общее количество выходов составило 70 (700 сек.). ООО "Оригинал-Сервис" оплачены услуги ООО "Профи" по доработке видеоролика на сумму 2 700 руб. 00 коп. и услуги по распространению ролика на телеканале "Первый развлекательный СТС" - на сумму 53 978 руб. 40 коп. На указанные услуги исполнителем ООО "Профи" и заказчиком ООО "Оригинал-Сервис" подписаны акты N 63 от 31.07.2017 и N 64 от 31.07.2017, соответственно (платежные поручения N 712 и N 713 от 07.07.2017, N 727 от 11.07.2017 и N 758 от 17.07.2017). Согласно указанным актам заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Таким образом, рекламодателем в данном случае является ООО "Оригинал-Сервис", рекламопроизводителем - ООО "Профи", а рекламораспространителем - телеканал "СТС".
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
Необходимость в выдаче предписания в данном случае отсутствует, поскольку реклама была актуальна в течение определенного периода времени и её распространение прекращено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за рассматриваемое нарушение Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу автомобилей "Мицубиши Аутлендер" ООО "Оригинал-Сервис", распространённую на телеканале "СТС" в региональном рекламном блоке (г. Ульяновск) в июле 2017 года (с 10.07.2017 по 23.07.2017), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 9 января 2018 г. N 14437/05-2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.01.2018