Резолютивная часть решения объявлена 24.01.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26.01.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_.>;
члены Комиссии: <_.>;
при участии представителей Областное государственное бюджетное учреждение "Иркутская база авиационной охраны лесов" (далее - заказчик) - <_.> (по доверенности), <_.> (по доверенности); Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - Ветровой В.С. (доверенность N11 от 07.11.2017 г.), АНО ДПО "Иркутский УАЦ ДОСААФ России" (далее - заявитель) Обухова А.В. (по доверенности); рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на оказание авиационных (транспортных) услуг, извещение N0134200000117004545 (далее - электронный аукцион), и в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 17 января 2018 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель жалобы указывает, что положения документации об электронном аукционе противоречат положениям действующего законодательства в связи с тем, что согласно проекту контракта, заказчик не обязан предоставить работы в полном объеме, а следовательно, произвести полный расчет с исполнителем.
Кроме того, заявитель указывает, что в нарушение требований действующего законодательства, в проекте контракта отсутствует положение о том, что заказчик обязан предоставить список ответственных лиц, имеющих право подавать заявки на полет исполнителю.
Также, по мнению заявителя, пункт 5.2.7. проекта контракта содержит некорректный текст с взаимоисключающими требованиями к заказчику и исполнителю.
Уполномоченным органом, заказчиком, представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик, уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 21 декабря 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0134200000117004545, а также документация по проведению аукциона в электронной форме на оказание авиационных (транспортных) услуг (далее - Документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 507 500, 00 рублей.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 частью 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 4 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе описание объекта закупки товара (работы, услуги) осуществляется в соответствии с частью III документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)".
В соответствии с частью III документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)":
"1.2. Объем оказания услуг (летный час) - 150 летных часов без учёта наработки на земле.
1.2.1. Определение объема услуг, полученных заказчиком, осуществляется на основании представляемых участником закупки актов приема-сдачи оказанных услуг и прилагаемых к актам копий заявок на полеты с отчетами о выполненных полетах.
1.2.2. Налет часов определяется периодом времени, исчисляемого с момента взлета воздушного судна с представителями Заказчика с места временного базирования, и завершается моментом посадки воздушного судна в месте временного базирования".
Аналогичные положения содержатся в приложении N 3 к проекту контракта "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
Частью IV "Проект контракта" документации об электронном аукционе предусмотрено:
"1.1. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать авиационные (транспортные) услуги (далее - Услуги) в объеме, не превышающем, установленный в Спецификации (Приложение 1 к Контракту) (далее - Спецификация), соответствующих Техническому заданию (Приложение 3 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.2. Объем услуг, указанный в пункте 1.1 Контракта, определяется потребностью Заказчика на сумму, не превышающую цену Контракта, указанную в пункте 2.2 Контракта".
"2.2. Оплата оказанных услуг осуществляется по цене единицы Услуги исходя из объема фактически оказанных услуг.
2.8. Заказчик оплачивает Услуги, оказанные Исполнителем в отчетном месяце, в срок не более 30 (Тридцати) дней с даты надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами акта сдачи-приемки услуг, составленного по прилагаемой форме (Приложение 2 к Контракту), путем перечисления соответствующей суммы на банковский счет Исполнителя, реквизиты которого указаны в статье 13 Контракта, за счет средств бюджетного учреждения при наличии бюджетного финансирования и денежных средств на счете Заказчика".
В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика пояснил, что стоимость контракта определяется из стоимости летных часов, являющихся единицей измерения оказываемой услуги, и определена в соответствии с приложением 1 к контракту, на что имеется ссылка в проекте контракте. Оплата по контракту, при его исполнении, осуществляется за принятый объем фактически оказанных услуг.
Кроме этого, положения контракта и нормы Федерального закона N 44-ФЗ не обязывают заказчика в полном объеме выплатить исполнителю по контракту всю цену договора при его неполном исполнении.
Таким образом, Комиссией установлено, что объем услуг содержится и в документации и проекте контракта (приложении N3) - 150 летных часов. Вместе с тем, учитывая специфику соответствующих услуг - оказание авиационных услуг с целью тушения пожаров, осуществление оплаты предполагается за фактически оказанные услуги, в связи с тем, что пожары являются не прогнозируемым явлением, относящимся к чрезвычайным ситуациям.
Следовательно, довод заявителя жалобы в данной части является необоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ к аукционной документации должен быть приложен проект государственного контракта, который является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно п. 1.5. части III документации об электронном аукционе, пункта 1.5. приложения N3 к проекту контракта, полеты производятся исполнителем по заявкам заказчика. Заявка на полет подается в письменном виде по утвержденной форме в день, предшествующий дню выполнения полета.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика пояснил, что одним из правовых актов, указанных в документации, в соответствии, с требованиями которого ОГБУ "Иркутскавиалесоохрана" осуществляет свою деятельность, является Инструкция по авиационной охране лесов, утвержденная Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 22 сентября 1997 г. N122. В пункте 6 Инструкции утвержден перечень производственной документации и правила ее ведения. Согласно пункту 6.1. Инструкции производственными документами авиаотделений являются, в том числе заявка на полет (форма N1).
В силу пункта 6.2. Инструкции заявка на полет выписывается в четырех экземплярах. Испорченные бланки и бланки невыполненных заявок прилагаются к месячному отчету. Бланки заявок на полет, пронумерованные и заверенные печатью авиабазы, являются документом строгой отчетности. Отметка о выполнении заявки заверяется печатью авиаотделения.
В утвержденной форме Заявки предусмотрена подпись представителя заказчика и представителя авиакомпании. Иных требований к оформлению заявки в действующих правовых актах не предусмотрено.
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что действующее законодательство не содержит положений о том, что заказчик обязан предоставить список ответственных лиц, имеющих право подавать заявки на полет исполнителю.
Таким образом, отсутствие списка лиц, имеющих право подавать заявки на полет исполнителю, не является нарушением какой-либо нормы права, и не несет смысловой нагрузки. Указанную информацию исполнитель по контракту может получить при необходимости у заказчика.
Помимо этого, потенциальный участник имел возможность воспользоваться правом, предоставленным ему частью 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ, направив на адрес электронной площадке запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако данным правом заявитель не воспользовался.
Следовательно, довод заявителя в указанной части является необоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ к аукционной документации должен быть приложен проект государственного контракта, который является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ.
Пунктом 5.7. проекта контракта статьи 5 "Права и обязанности сторон" заказчиком, установлено:
"5.2.7. После фактического исполнения обязательств Исполнителем Заказчик обязан принять необходимые меры по взысканию неустойки (штрафа, пени) за весь период просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, а именно потребовать оплаты неустойки (штрафа, пени), рассчитанной в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта за весь период просрочки исполнения, и в случае неуплаты Исполнителем неустойки (штрафа, пени) в течение указанного срока направить в суд исковое заявление с соответствующими требованиями, в случае если Заказчик не имеет возможности произвести оплату по Контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени)".
Вместе с тем, указанный пункт является логическим продолжением пунктов:
"5.2.5. С момента возникновения права требования от Исполнителя оплаты неустойки (штрафа, пени) Заказчик направляет Исполнителю претензионное письмо с требованием оплаты в течение рабочих дней с даты получения претензионного письма неустойки (штрафа, пени), рассчитанной в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта, в случае если Заказчик не имеет возможности произвести оплату по Контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени).
5.2.6. При неуплате Исполнителем неустойки (штрафа, пени) в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней с даты истечения срока для оплаты неустойки (штрафа, пени), указанного в претензионном письме, а также в случае полного или частичного немотивированного отказа в удовлетворении претензии либо неполучения в срок ответа на претензию направить в суд исковое заявление с требованием оплаты неустойки (штрафа, пени), рассчитанной в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта".
В данном случае, речь идет о периодах взыскания неустойки, которая может быть взыскана как в период действия контракта, так и после фактического исполнения обязательств.
Кроме того, указанные пункты включены заказчиком в проект контракта в соответствии с Типовой формой контракта на оказание услуг для обеспечения государственных нужд Иркутской области, утвержденной приказом министерства N131-мп от 14.08.2014 (с изменениями от 28.10.2017), обязательной для применения заказчиками в соответствии с пунктом 19 главы 3 Положения о министерства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 12.08.2013 N 301-пп.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
В нарушение указанных норм Федерального закона N44-ФЗ заявителем в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Иркутского УФАС не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, а также доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. Направить копию решения сторонам по жалобе.
3. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <._>
Члены Комиссии <._>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 24 января 2018 г. N 000
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.01.2018