Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Курдюкова И.Н.,
с участием:
от заявителя - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от организатора торгов - доверенность NД-01/113 от 17.10.2017 г., - доверенность от 17.11.2017 г.;
рассмотрев жалобу ООО "ЛУЧ-76" на действия организатора торгов - АО "Ярославльводоканал" (ИНН 7606069518, ОГРН 1087606002384),
в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
31.01.2018 в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО "ЛУЧ-76" (вх. 1083) на действия организатора торгов - АО "Ярославльводоканал", при проведении открытого конкурса в электронном виде на право заключения договора на поставку продуктов питания для столовой АО "Ярославльводоканал".
Обжалуемые действия (бездействие) - действия организатора торгов по включению в конкурсную документацию требования наличия у поставщика документов, подтверждающих право участника на поставку продукции, производителем которой он не является (п. 10.1.7 Конкурсной документации).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении Закупки допущено не было, представили письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов, а так же запрашиваемые документы и материалы.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг АО "Ярославльводоканал" (далее - Положение о закупках) утверждено решением Совета директоров ОАО "Ярославльводоканал" от 06.04.2017 и опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - www.zakupki.gov.ru. Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность АО "Ярославльводоканал", устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Открытый конкурс в электронном виде на право заключения договора на поставку продуктов питания для столовой АО "ЯВК" (извещение N 31806008397 ) проводится организатором закупки до 14 февраля 2018 г.
Документация к данному запросу предложений утверждена и размещена на официальном сайте в сети Интернет 12.01.2018 г.
Согласно п.8 извещения о закупке, предложения (заявки) участников принимались до 09 часов 00 минут 14.02.2018 г.
Вскрытие представленных предложений назначено на 09 часов 05 минут 14.02.2018 г.
На момент рассмотрения жалобы ни одной заявки на участие в закупке не поступило.
На основании пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а так же требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Таким образом, установление в документации о закупке перечня документов, представляемых участниками закупки, является обязанностью заказчика при проведении закупки. При этом, Закон о закупках не содержит каких-либо запретов относительно установления видов документов. С учетом того, что одной из главных целей регулирования Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, то Заказчик вправе установить в документации о закупке требование предоставлять в составе заявки именно тех документов, которые будут свидетельствовать о соответствии участника тем требованиям, которые Заказчик считает необходимыми.
В п. 10 конкурсной документации установлено, что участником закупки является любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо. Круг участников закупки, определенный данным пунктом Положения, соответствует требованиям ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, предоставляя физическим и юридическим лицам равные возможности участия на конкурсной основе в проводимых закупках товаров, работ и услуг.
В п. 11 конкурсной документации, устанавливающей перечень документов, предоставляемых участниками конкурса, установлено правило, согласно которому необходимо представить документы, подтверждающие право участника на поставку товаров. Условие о необходимости предоставления документов, подтверждающих право участника конкурса на поставку товаров, может рассматриваться как нарушающее законодательство, если будет доказано, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту. Данный подход нашел свое выражение в практике Верховного Суда РФ (Определение от 20.07.2017 N305-КГ17-3423 по делу NА40-60408/2016)
Заявителем не представлено доказательств того, что условие конкурсной документации о необходимости предоставления документов, подтверждающих право участника конкурса на поставку товаров, было включено для того, чтобы обеспечить победу в запросе предложений конкретного хозяйствующего субъекта, либо иным способом ограничить доступ хозяйствующим субъектам к участию в запросе предложений. Кроме того, заявителем не были обоснованы причины невозможности исполнения данного требования.
Порядок проведения процедур закупки устанавливается Заказчиком самостоятельно путем принятия положения о закупке. Таким образом, Заказчик вправе сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Заказчик включил условие о необходимости предоставления документов, подтверждающих право участника конкурса на поставку товаров, в связи с необходимостью выявления участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить его потребности. Таким образом нивелируется риск недобросовестности поставщика.
Положением о закупках предусмотрено, что перечень документов для участия в закупке устанавливается конкурсной документацией, кроме этого Заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупки. Заявка участника должна содержать все сведения и документы, установленные Заказчиком в документации о закупке (п. 6.4.11 Положения о закупках). В соответствии с разъяснением Заказчика (Информирование о поступлении запроса N16-01/1086 от 01.02.2018 г.), в качестве таких документов могли быть представлены договоры, предварительные договоры и гарантийные письма, а так же любые документы, подтверждающие поставку качественного товара.
Таким образом, в действиях (бездействии) АО "Ярославльводоканал" не обнаружено признаков нарушения положений Закона о закупках, Закона о защите конкуренции при проведении открытого конкурса в электронном виде на право заключения договора на поставку продуктов питания для столовой АО "Ярославльводоканал".
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛУЧ-76" (вх. 1175 от 02.02.2018) на действия (бездействие) организатора торгов - АО "Ярославльводоканал" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 05.02.2018 N 1083/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии
С.В. Гаврилов
И.Н. Курдюкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 7 февраля 2018 г. N 06-07/06-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.02.2018