Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Строгина Е.В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу <...> на действия организатора торгов администрации Карасукского района при проведении торгов N120118/10822591/01, в присутствии представителей администрации Карасукского района Новосибирской области <...> (доверенность N623 от 05.02.2018 г.) и <...> (доверенность N622 от 05.02.2018 г.),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба <...> на действия организатора торгов администрации Карасукского района при проведении торгов N120118/10822591/01. Заявитель сообщает следующее.
В соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
В извещении указываются:
информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2;
дата окончания приема указанных в подпункте 2 заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2;
адрес или иное описание местоположения земельного участка;
кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
В извещение N 120118/10822591/01 указано, что дата и время приема заявок - 29.12.2017 года с 08:17. Дата и время окончания приема заявок 29.01.2018 года.
Однако, фактически опубликовано данное извещение на официальном сайте torgi.gov.ru 12.01.2018 года.
Исходя из этого, граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, лишены права в течение 30 (тридцати) дней подачи заявления о намерении участвовать в аукционе.
На основании данного, следует вывод о том, что аукционная документация размещена формально, а победитель по лотам является прогнозируемым и заранее известным, что является нарушением законодательства РФ.
Таким образом, со стороны организатора торгов имеются нарушения антимонопольного законодательства.
Администрация Карасукского района предоставила ходатайство следующего содержания.
В администрацию Карасукского района Новосибирской области поступило заявление Главы К(Ф)Х Лескова Ивана Ивановича о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером: 54:08:028606:8, для ведения сельскохозяйственного производства.
В соответствии с нормой статьи 39.18. Земельного кодекса РФ администрации Карасукского района Новосибирской области 28.12.2017 был принят правовой акт об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка в аренду, в котором срок приема заявлений был определен с 29.12.2017 по 29.01.2018.
Однако при размещении информации на официальном сайте www.torgi.gov.ru специалистом администрации была допущена ошибка, выразившаяся в размещении информации только 12.01.2018.
До настоящего времени вышеуказанный земельный участок в аренду Главе К(Ф)Х Лескову И.И. не предоставлен, заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступили.
Не оспаривая наличия выявленных нарушений статьи 39.18. Земельного кодекса РФ, полагаю, что исходя из конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения и отсутствия существенной угрозы охраняемых общественным отношениям, существенного вреда интересам граждан, общества и государства, было бы правомерно применить статью 2.9. КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-0, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В данном случае санкция по статье 7.32.4. КоАП РФ предусматривает минимальный штраф в размере 50 000 рублей, что представляет собой негативные последствия для бюджета Карасукского района и повлечет недофинансирование социальных программ.
Таким образом, штрафная санкция будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести совершенного правонарушения.
Последствия нарушения законодательства РФ не носят неустранимого характера, допущенное нарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, К(Х)Ф, индивидуальным предпринимателям, администрация Карасукского района Новосибирской области ранее к административной ответственности при реализации полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности Управлением ФАС по НСО не привлекалась.
При таких обстоятельствах применение статьи 2.9 КоАП РФ соответствует интересам органа местного самоуправления Карасукского района Новосибирской области, привлекаемого к ответственности, учитывая, что факт возбуждения дела об административном правонарушении уже выполняет предупредительную функцию.
В пункте 6 Методических рекомендаций по применению антимонопольными органами статьи 2.9 КоАП (в части прекращения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, по малозначительности)", утвержденных ФАС России, определены статьи, при которых должностные лица антимонопольного органа не вправе освобождать нарушителя от административной ответственности. Допущенное администрацией Карасукского района НСО нарушение в данном пункте не содержится.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Извещение о проведении торгов N 120118-10822591/01 на право заключения договора аренды земельного участка опубликовано администрацией Карасукского района 12.01.2018 г. (согласно данным с сайта www.torgi.gov.ru).
Дата и время начала приема заявок согласно извещению 29.12.2017 г. 08:17.
Дата подведения итогов 29.01.2018 г.
Таким образом, извещение опубликовано менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона, а именно после начала приема заявок на участие в данном аукционе за 18 дней до подведения итогов, с задержкой в 12 календарных дней.
Тем самым, администрацией Карасукского района при проведении аукциона нарушен установленный п. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ порядок размещения информации о торгах.
Доводы ходатайства не принимаются по следующим основаниям.
Администрация Карасукского района ходатайствует о применении ст. 2.9 КоАП РФ.
Ст. 2.9 КоАП РФ гласит, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Статья 2.9 КоАП РФ не может быть применена в данной ситуации, так как рассматривается жалоба, а не дело об административном правонарушении.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу <...> на действия организатора торгов администрации Карасукского района при проведении торгов N120118/10822591/01 обоснованной.
Передать имеющиеся материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения вопроса о привлечении организатора торгов к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 6 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.02.2018