Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Демидова Елена Николаевна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 3-24/02-2018, возбужденного в отношении Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Автошкола Профессионал Сердобск" (далее - АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск"; ИНН 5805900170), в отсутствии представителя АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск".
УСТАНОВИЛ:
На рассмотрение поступил протокол от 25.01.2018 N 3-24/02-2018 об административном правонарушении, составленный главным специалистом-экспертом отдела контроля органов власти и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Пензенское УФАС России) Кузьминой М.В. в отношении АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск", в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из протокола об административном правонарушении от 25.01.2018 N 3-24/02-2018 и материалов дела следует.
Пензенским УФАС России было рассмотрено дело N 3-01/24-2017 о нарушении законодательства о рекламе в отношении АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" по факту нарушения пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее ФЗ "О рекламе").
Распространяемая АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" реклама решением Комиссии Пензенского УФАС России от 22 декабря 2017 года в соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" признана ненадлежащей.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 настоящего Кодекса.
При рассмотрении настоящего дела представитель АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" не присутствовал. В адрес Пензенского УФАС России АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" представила ходатайство о рассмотрении данного административного дела без участия своего представителя.
Рассмотрев материалы настоящего административного дела, прихожу к следующему.
Факт совершения АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" действий по распространению ненадлежащей рекламы доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе и подтверждается представленными доказательствами.
Из материалов настоящего административного дела и дела о нарушении законодательства о рекламе N 3-01/24-2017 следует, что в Пензенское УФАС России поступило заявление, в котором сообщается, что на телеканале "Сердобск ТВ" в октябре 2017 года транслируется реклама Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Автошкола Профессионал Сердобск" (далее - АНО ДПО "Автошкола Профессионал Сердобск" (ИНН 5805900170) о наборе группы по подготовке водителей транспортных средств категории "Д" и переподготовки водителей транспортных средств с категории "С" на категорию "Д" не имея на то заключения УГИБДД УМВД России по Пензенской области о соответствии учебно-материальной базы для образовательной программы подготовки водителей транспортных средств категории "Д", которая является обязательной для получения лицензий на данный вид деятельности.
Решением Комиссии установлено, что на телеканале "Сердобск ТВ" в октябре 2017 года транслировалась реклама следующего содержания: "АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" проводит набор слушателей на курсы подготовки ТС категории "Д" и переподготовки водителей ТС с категории "С" на "Д". Наш адрес: г. Сердобск, Нагорная площадь, 5, тел.: 8(84167) 2-26-26, 8-937-910-42-22".
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.
Информация, распространяемая на телеканале "Сердобск ТВ" содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования (автошколе, которая проводит набор слушателей на курсы подготовки ТС категории "Д" и переподготовки водителей ТС с категории "С" на "Д") и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.
Из буквального смысла содержащейся в рекламе информации, следует что АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" проводит набор слушателей на курсы подготовки ТС категории "Д" и переподготовки водителей ТС с категории "С" на "Д" по адресу: г. Сердобск, Нагорная площадь, 5, т.е. проводит обучение. Об этом свидетельствуют представленные АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" пояснения граждан-потребителей.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии.
Согласно статье 91 вышеизложенного закона лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, в котором указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования.
При наличии у образовательной организации действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности, в приложении к которой указаны программы профессионального обучения, она имеет право ведения образовательной деятельности по всем программам данного вида образования, в том числе по программе "водитель автомобиля" (в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 02.07.2013 N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение").
В ходе рассмотрения дела установлено, что лицензия на осуществление образовательной деятельности выдана Министерством образования Пензенской области Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Автошкола Профессионал Сердобск" 03.09.2013. (рег. N 11439 серия 58Л01 N 0000235).
В приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" содержатся сведения о программах профессионального обучения: водитель мототранспортных средств категории "А", водитель автомобиля категории "В", водитель автомобиля категории "С", водитель автомобиля категории "Е".
Таким образом, АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" имеет возможность реализовывать образовательные программы по подготовке водителей автомототранспортных средств всех категорий в соответствии с указанной лицензией.
Вместе с тем, подпунктом "е" пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", установлено, что лицензиат при осуществлении им образовательной деятельности по программам подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств обязан иметь в наличии согласованные с ГИБДД МВД России программы подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в октябре 2017 года у АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" отсутствовало заключение ГИБДД МВД России о соответствии учебно-материальной базы для образовательной программы подготовки водителей автомототранспортных средств категории (подкатегорий) "Д".
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Таким образом, рассматриваемая реклама о наборе слушателей на курсы подготовки ТС категории "Д" и переподготовки водителей ТС с категории "С" на "Д", распространяемая на телеканале "Сердобск ТВ" в октябре 2017 года, без соответствующего разрешения ГИБДД МВД России о соответствии учебно-материальной базы для образовательной программы подготовки водителей автомототранспортных средств категории (подкатегорий) "Д", нарушает пункт 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
Довод представителя АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" относительно того, что реклама была дана для АНО ДПО "Автошкола-Профессионал" (которая имеет соответствующие разрешительные документы) и в соответствии договором возмездного оказания услуг от 01.08.2017 оказывало лишь консультации жителям г. Сердобска по вопросам обучения водителей транспортных средств о возможности пройти обучение в АНО ДПО "Автошкола-Профессионал" является несостоятельным.
В тексте рекламы содержится информация: "АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" проводит набор слушателей на курсы подготовки ТС категории "Д" и переподготовки водителей ТС с категории "С" на "Д" (указан адрес автошколы и телефоны).
Как следует из договор возмездного оказания услуг от 01.08.2017, АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" (Исполнитель) обязуется давать консультации жителям г. Сердобска по вопросам обучения водителей транспортных средств, способствовать продвижению информации о возможности обучения в организации АНО ДПО "Автошкола-Профессионал" (Заказчик), в частности, используя рекламу в интернете, на телевидении, в газетах, на радио.
Из текста рекламы не следует, что АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" оказывает консультацию жителям г. Сердобска о возможности пройти обучение в АНО ДПО "Автошкола-Профессионал" (г. Пенза).
Отсутствие этой информации или неправильное ее изложение не позволяет правильно, адекватно воспринимать информацию, вводит в заблуждение и влияет на оценку и решение потребителей относительно услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По смыслу части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. При этом Закон не требует указания всей существенной информации, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) представление о соответствующей услуге.
Отсутствие в рекламе существенной информации об условиях предоставляемой услуги приводит к искажению смысловой нагрузки информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно возможности пройти обучение в АНО ДПО "Автошкола-Профессионал" (г. Пенза).
Таким образом, рассматриваемая реклама о наборе слушателей на курсы подготовки ТС категории "Д" и переподготовки водителей ТС с категории "С" на "Д", нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьей 7 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламодотеля - АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск", что подтверждается договором от 21.04.2017 N23 с ООО "Омега" (рекламораспространитель) на размещение рекламы на телеканале "Сердобск ТВ".
Действия АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" были квалифицированы Комиссией Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, как нарушение требований пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", а распространяемая реклама признана ненадлежащей.
На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
Место совершения административного правонарушения: Пензенская обл.
Время совершения административного правонарушения: октябрь 2017 года.
Таким образом, в действиях АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск", содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
В силу ч.1,2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с реестром субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы по Пензенской области, АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" является микропредприятием. Ранее к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе не привлекалось. Совершенное АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" правонарушение не причиняет вреда и не создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причиняет имущественный ущерб.
Согласно п.4 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве смягчающих обстоятельств признаются нарушение законодательства о рекламе впервые, а также добровольное устранение нарушения.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая характер совершенного АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, руководствуясь статьями 3.2, 3.4, 4.1.1, 4.2, 4.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать АНО ДПО "Автошкола-Профессионал Сердобск" (ИНН 5805900170) виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде предупреждения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 7 февраля 2018 г. N 3-24/02-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.02.2018