Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов Иван Иванович, рассмотрев материалы дела о совершении обществом с ограниченной ответственностью "Аист+" (далее - ООО "Аист+", общество), ОГРН 1167325062629, ИНН 7325146291, расположенным по адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. Марата, д. 14, пом. 23-30, правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие представителя ООО "Аист+" (о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено надлежащим образом),
УСТАНОВИЛ:
В Ульяновское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 128/ог от 18.05.2017, N 3397 от 31.05.2017 и N 3491 от 05.06.2017) о факте распространения рекламы медицинских услуг стоматологического центра "Аист+", размещенной на информационно-рекламном стенде, установленном в кабине лифта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, 2-й пер. Мира, д. 26, в которой предупредительной надписи отведено менее 5% рекламной площади.
По указанному заявлению Ульяновским УФАС России определением от 18.07.2017 возбуждено дело N 14286/05-2017 по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"). К участию в деле привлечены лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО "Аист+" и общество с ограниченной ответственностью "Манхэттен" (далее - ООО "Манхэттен"), ОГРН 1117327000889, ИНН 7327058509.
Решением Ульяновского УФАС России от 25.10.2017 (резолютивная часть решения объявлена 12.10.2017) по делу N 14286/05-2017 реклама медицинских услуг стоматологического центра "Аист+", размещенная на информационно-рекламных стендах, установленных в кабинах лифтов в многоквартирных домах г. Ульяновска, в том числе, в лифте многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, 2-й пер. Мира, д. 26, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе". Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 25.12.2017 о возбуждении в отношении ООО "Аист+" дела об административном правонарушении N 14614-К/05-2017 по ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Составление протокола об административном правонарушении назначено в Ульяновском УФАС России на 19.01.2018 в 14 час. 00 мин. Определение от 25.12.2017 (исх. N 6451-05 от 25.12.2017) направлено ООО "Аист+" по адресу места нахождения юридического лица (432071, г. Ульяновск, ул. Марата, д. 14, пом. 23-30) заказным письмом с уведомлением N 43206818637086 от 26.12.2017, которое получено 15.01.2018.
ООО "Аист+" в Ульяновское УФАС России представлены документы, запрошенные определением от 25.12.2017 по делу N 14614-К/05-2017, в том числе письменные пояснения (вх. N 165 от 17.01.2018).
Из письменных пояснений ООО "Аист+" следует, что административное правонарушение обществом совершено впервые и по неосторожности. ООО "Аист+" с вменяемым нарушением согласно и раскаивается, однако размер штрафа для юридических лиц очень значительный, назначение штрафа обществу приведет к длительному отвлечению оборотных средств, что повлечет невыполнение обязательств по заключенным договорам, затруднит выполнение налоговых обязательств и выплату заработной платы. ООО "Аист+" обязуется впредь быть более внимательными и не допускать нарушений законодательства о рекламе. ООО "Аист+" просит при назначении административного наказания ограничиться предупреждением на основании ст.ст. 4.1.1 и 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Аист+" представлены сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства N ЮЭ9965-18-2762604 от 17.01.2018, в подтверждение того, что общество является микропредприятием.
На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении ООО "Аист+", в присутствии директора общества Б<_>ко В.И. (решение N 2 от 07.09.2016, приказ N 1 от 16.09.2016), составлен протокол об административном правонарушении N 7 от 19.01.2018 по ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола об административном правонарушении N 7 от 19.01.2018 и определение от 19.01.2018 о назначении рассмотрения дела N 14614-К/05-2017 в Ульяновском УФАС России на 02.02.2018 в 14 час. 00 мин. вручены (исх. N 241-05 от 19.01.2018) директору ООО "Аист+" Б<_>о В.И. лично под роспись 19.01.2018.
ООО "Аист+", во исполнение определения от 19.01.2018 по делу N 14614-К/05-2017, в Ульяновское УФАС России представлены копии бухгалтерского баланса общества на 31.12.2017 и отчета о финансовых результатах за 2017 год (вх. N 520 от 02.02.2018).
На рассмотрение дела 02.02.2018 представитель ООО "Аист+" не явился.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе N 14286/05-2017 и дела об административном правонарушении N 14614-К/05-2017 усматривается следующее.
В Ульяновское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 128/ог от 18.05.2017, N 3397 от 31.05.2017 и N 3491 от 05.06.2017) о факте распространения рекламы медицинских услуг стоматологического центра "Аист+", размещенной на информационно-рекламном стенде, установленном в кабине лифта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, 2-й пер. Мира, д. 26, в которой предупредительной надписи отведено менее 5% рекламной площади. К заявлению приложен фотоснимок рекламы стоматологического центра "Аист+".
Реклама имеет следующее содержание. В верхней части рекламы с правой стороны размещен стикер с текстом: "Внимание! АКЦИЯ! В честь открытия СКИДКА 25%!". В левой части рекламы размещен текст: "АИСТ+ стоматологический центр. Профессиональное лечение зубов и установка имплантатов ДОСТУПНЫЕ ВАМ! Имплантат Alpha Bio tek Simplantology". Ниже приведены перечёркнутая цена "20 000 р" и цена "15 000 руб*" со знаком сноски, а также пометка: "Консультация бесплатно!". В нижней части рекламы размещена предупредительная надпись: "Имеются противопоказания. Необходима консультация со специалистом.". По нижнему краю рекламы приведены адрес, номер телефона и режим работы: "ул. Марата, 14 21-41-61 ПН - ПТ С 09 ДО 21 СБ - ВС С 10 ДО 17". Под знаком сноски указано: "Цена действительна только до 31 мая 2017. Спешите!".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Площадь копии макета рассматриваемой рекламы составляет 57974 мм2 (287 х 202 мм). Площадь предупредительной надписи должна составлять не менее 2899 мм2 (5% рекламной площади). Фактически в макете рекламы предупредительной надписи отведено 1820 мм2 (260 х 7 мм), что составляет 3,1% рекламной площади, то есть меньше, чем это предусмотрено ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Решением Ульяновского УФАС России от 25.10.2017 (резолютивная часть решения объявлена 12.10.2017) по делу N 14286/05-2017 реклама медицинских услуг стоматологического центра "Аист+", размещенная на информационно-рекламных стендах, установленных в кабинах лифтов в многоквартирных домах г. Ульяновска, в том числе, в лифте многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, 2-й пер. Мира, д. 26, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Распространение рекламы стоматологического центра "Аист+", размещенной на информационно-рекламных стендах, установленных в кабинах лифтов многоквартирных домов г. Ульяновска, осуществлялось на основании договора на размещение рекламы и рекламно-информационных материалов N 04/46 от 28.03.2017, заключенного между заказчиком ООО "Аист+" и исполнителем ООО "Манхэттен". ООО "Манхэттен" (субарендатор), в свою очередь, заключен договор субаренды рекламных мест в лифтах N 12 от 01.06.2013 с обществом с ограниченной отнесенностью "Ул-Борд" (арендатор).
Макеты рекламы согласованы ООО "Аист+". Заказчиком ООО "Аист+" и исполнителем ООО "Манхэттен" подписаны акты N 89 от 30.04.2017 и N 114 от 31.05.2017 на услуги по размещению рекламно-информационных материалов на рекламных стендах в количестве 455 штук в лифтах модуля А5 (Ленинский район, Ближнее Засвияжье), соответственно, в апреле и мае 2017 года. Согласно указанным актам заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Таким образом, рекламодателем в данном случае является ООО "Аист+", а рекламораспространителем - ООО "Манхэттен".
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
В соответствии с ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ) нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, ООО "Аист+", рекламодателем, совершено административное правонарушение, за которое ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа на юридических лиц - в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения. В частности, учитывается то, что в данном случае нарушено право потребителей рекламы на получение добросовестной рекламы.
Обстоятельства, признаваемые смягчающими и отягчающими административную ответственность, отсутствуют.
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное ООО "Аист+", несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы, а также охраны здоровья граждан. Ненадлежащая реклама распространялась в лифтах многоквартирных домов на достаточно большом количестве носителей рекламы длительное время, то есть была доступна большому количеству потребителей рекламы. Предупреждение в размере, меньшем, чем это предусмотрено ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", не выполнило надлежащей предупредительной роли.
Согласно п.п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Аналогичная правовая позиция закреплена в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Аист+" 01.08.2016 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства N ЮЭ9965-18-2762604 от 17.01.2018. Общество ранее к административной ответственности по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не привлекалось.
В соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27,статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
3. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Поскольку ООО "Аист+" к административной ответственности по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ранее не привлекалось, при вынесении настоящего постановления, с учетом вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью "Аист+", ОГРН 1167325062629, ИНН 7325146291, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить обществу с ограниченной ответственностью "Аист+", ОГРН 1167325062629, ИНН 7325146291, административное наказание в виде предупреждения.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии постановления.
Заместитель руководителя управления - начальник отдела И.И. Спиридонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 2 февраля 2018 г. N 14614-К/05-2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.02.2018