Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Матяшевская М. И.,
члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела органов власти и рекламы Солодяшкина С.Д., ведущий специалист-эксперт Семенюк А. В., специалист-эксперт Волкова Л. А.,
рассмотрев дело N 04-01/20-16 по факту размещения рекламы бургеров из курицы, реализуемых в ресторане общественного питания "KFC", с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе", Закон), в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО "ЧАНС" по доверенности, а также ООО "ЯрРенИнвест" по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Ям Ресторантс Раша" представлено ходатайство (вх. N 670 от 23.01.2018) о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
Ярославским УФАС России 10 марта 2016 года выявлен факт размещения информации следующего содержания: "Самые ВКУСНЫЕ бургеры из курицы! KFC sogood Фудкорт, 3 этаж", размещенной на дверях у входа в ТЦ "Аура" по адресу: г. Ярославль, ул. Победы, д. 41.
Дело возбуждено по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") в отношении ООО "ЧАНС".
Представитель ООО "ЧАНС" пояснил, что заказчиком на изготовление и распространение рассматриваемой рекламы ООО "ЧАНС" изначально не являлось. Монтаж рекламы был осуществлен ООО "Лаборатория Индора". При этом 01.02.2016 г. договор на предоставление места размещения данной рекламы был переоформлен и заключен с собственником здания (ООО "ЯрРенИнвест") уже с ООО "ЧАНС", рекламное место было принято ООО "ЧАНС" с размещенной ранее рекламой. Затем 16.04.2016 г. между ООО "ЧАНС" и ООО "ЯрРенИнвест" заключено соглашение, согласно которому на данном месте согласовано размещение иного рекламного изображения.
Копии аналогичных письменных пояснений, а также копия указанного дополнительного соглашения представлены в материалы дела.
Представители ООО "ЯрРенИнвест" пояснили, что по имеющейся у ООО "ЯрРенИнвест" информации рекламный материал размещался заказчиком ООО "ЧАНС" с 01.02.2016 г. на условиях договора N YRI-AS-2014-029 от 27.10.2014 г. и заявки N 2 на предоставление рекламных мест для размещения рекламных материалов в ТРЦ "Аура" от 26.01.2016 г. к данному договору. 16.04.2016 г. рекламный материал был демонтирован и заменен заказчиком на другой рекламный материал, что было зафиксировано в дополнительном соглашении N 1 от 16.04.2016 г.
Копии аналогичных письменных пояснений, а также указанных документов, представлены в материалы дела (вх. N 612 от 22.01.2018)
Заслушав представителей ООО "ЧАНС", ООО "ЯрРенИнвест", рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к бургерам из курицы, реализуемым в ресторане быстрого питания "KFC", формирование и поддержание интереса к данным товарам и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
На основании пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Указание "Самые ВКУСНЫЕ бургеры из курицы!" означает, что бургеры из курицы в других ресторанах и местах общественного питания, такой характеристикой не обладают и не относятся к числу "самых вкусных". При этом словосочетание "самые вкусные" используется без указания конкретных критериев, по которым осуществляется сравнение.
Доказательств достоверности данного утверждения в рекламе сторонами в материалы дела не представлено.
Рассматриваемая реклама содержит утверждение "Самые ВКУСНЫЕ бургеры из курицы!" без указания объективных подтверждений и доказательств, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований частей 2, 3 статьи 5 Закона несет рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что деятельность в ресторане общественного питания KFC, расположенном в ТЦ "Аура" по адресу: г. Ярославль, ул. Победы, д.41, осуществляет ООО "ЧАНС".
ООО "ЧАНС" в ответ на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 3041 от 04.04.2016) сообщило, что рассматриваемая информация размещена только в ТЦ "Аура" по адресу: г. Ярославль, ул. Победы, д.41.
Представители ООО "ЧАНС" на заседании Комиссии 27.06.2017 г. пояснили, что данная организация использует товарный знак KFC на основании договора коммерческой концессии с правообладателем ООО "Ям! Ресторанс Интэрнешнл Раша Си Ай Эс". Для продвижения товарного знака на российском рынке правообладателем используются различные виды рекламы, в том числе, рекламные ролики на радио, уличные рекламные конструкции, листовки, баннеры и т. д. Конечно, ООО "ЧАНС", как лицо, использующее на основании договора комплекс принадлежащих правообладателю прав, включающий право на товарный знак, заинтересовано в продвижении товарного знака KFC и реализации объекта рекламирования, однако в данном случае ООО "ЧАНС" не является рекламодателем, поскольку не является заказчиком по договору на размещение данной рекламы, не определяло объект рекламирования и содержание рекламы. Заказчиком размещения данной рекламы является ООО "Лаборатория Индора" на основании договора с собственником здания ООО "ЯрРенИнвест". В соответствии с указанным договором ООО "Лаборатория Индора" предоставлено место на двери торгового центра (вход со стороны ул. Свободы). Монтаж и демонтаж рекламных материалов заказчик производит собственными силами и за свой счет. Таким образом, ООО "ЧАНС" не является субъектом данного правонарушения. В настоящее время указанная информация не размещается.
Копии аналогичных пояснений представлены ООО "ЧАНС" в материалы дела (вх. N 6527 от 24.06.2016). К данным пояснениям приложены копия договора оказания рекламно-информационных услуг от 27.01.2015 г. между ООО "Лаборатория Индора" и ООО "ЯрРенИнвест", а также копия договора коммерческой концессии между ООО "ЧАНС" и ООО "Ям! Ресторанс Интэрнешнл Раша Си Ай Эс".
Кроме того, представители ООО "ЧАНС" пояснили, что у данной организации нет договора с ООО "Лаборатория Индора". Также ООО "ЧАНС" не известно, какое отношение имеет ООО "Лаборатория Индора" к деятельности ресторанов общественного питания "KFC".
ООО "ЯрРенИнвест" в ответ на запрос Ярославского УФАС России представлены документы на размещение рассматриваемой рекламы (вх. N 8051 от 11.07.2016), в частности, договор оказания рекламно-информационных услуг N YRI-AS-2014-029 от 27.10.2014 г., заключенный с ООО "ЧАНС", заявка N 2 на предоставление рекламных мест для размещения рекламно-информационных материалов в ТРЦ "Аура" за период с 01.02.2016 г. по 30.07.2016 г. с приложением согласованной с ООО "ЧАНС" визуализации размещения рекламных материалов, акт приема-передачи места размещения рекламного носителя от 01.02.2016 г.
Кроме того, ООО "ЯрРенИнвест" в письменных пояснениях указало, что согласно заключенного с ООО "ЧАНС" договора N YRI-AS-2014-029 от 27.10.2014 г. ООО "ЯрРенИнвест" (Исполнитель) не производит рекламные материалы для Заказчика ООО "ЧАНС". Предметом данного договора является оказание ООО "ЯрРенИнвест" услуг ООО "ЧАНС" по предоставлению мест в ТЦ "Аура" для размещения рекламно-информационных материалов.
Также ООО "ЯрРенИнвест" представлены (вх. 9011 от 18.07.2016) платежные поручения за размещение рассматриваемой рекламы N 001631 от 31.05.2016 г., N 001419 от 12.05.2016 г., N 001014 от 06.04.2016 г., N 001013 от 06.04.2016 г.
ООО "Ям Ресторантс Раша" в ответ на запрос Ярославского УФАС России сообщило (вх. N 10687 от 28.07.2016), что рассматриваемая реклама принадлежит партнеру ООО "ЧАНС", с которым заключен договор коммерческой концессии на право использования товарного знака "KFC" в своей деятельности. Вместе с тем, в силу договорных отношений между ООО "Ям Ресторантс Раша" и партнером ООО "ЧАНС", ООО "Ям Ресторантс Раша" предоставляет партнеру рекламные изображения, которые партнер самостоятельно производит и размещает. Макет рекламы был направлен в адрес ООО "ЧАНС" посредством электронной почты. Копия рекламного изображения представлена в материалы дела.
ООО "Ям Ресторантс Раша" также представило пояснения (вх. N 670 от 23.01.2018), в которых указано, что ООО "Ям Ресторантс Раша" не является распространителем рекламы. Вместе с тем, в силу договорных отношений с ООО "ЧАНС", ООО "Ям Ресторантс Раша" предоставляет рекламные изображения, которые ООО "ЧАНС" самостоятельно производит и размещает.
На основании изложенного, а также представленных в материалы дела документов и пояснений, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "ЧАНС".
Следовательно, ООО "ЧАНС" как рекламодатель рассматриваемой рекламы нарушило требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; является ненадлежащей.
Ответственность за нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 4. 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе составляет один год со дня совершения правонарушения.
Поскольку рассматриваемое нарушение совершено 10 марта 2016 г., возможность применения мер административной ответственности в данном случае отсутствует.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Самые ВКУСНЫЕ бургеры из курицы! KFC sogood Фудкорт, 3 этаж", размещенную на дверях у входа в ТЦ "Аура" по адресу: г. Ярославль, ул. Победы, д. 41, содержащую некорректное сравнение товара, реализуемого в рекламируемом ресторане быстрого питания "KFC", с товарами, реализуемыми в других заведениях общественного питания, а также несоответствующие действительности сведения о преимуществах товара, реализуемого в рекламируемом ресторане "KFC", с товарами, реализуемыми в других заведениях, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с устранением нарушения.
Решение изготовлено в полном объеме "07" февраля 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М. И. Матяшевская
Члены Комиссии: С.Д. Солодяшкина
А. В. Семенюк
Л. А. Волкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 января 2018 г. N 04-01/20-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.02.2018