Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля органов власти и рекламы Гудкевич Е.В., заместитель начальника отдела контроля органов власти и рекламы Гаврилов С.В. при участии:
от АО "Ярославские энергетические системы" - Орлова А.В. (по доверенности);
от ООО "ОП "Ратник" - представители не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от ООО ЧОП "СПАРТА-Я" - Коминой О.П. (по доверенности),
рассмотрев на заседаниях Комиссии 25.01.2017 дело N 06-03/16-17, возбужденное по признакам нарушения АО "Ярославские энергетические системы" частей 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
у с т а н о в и л а:
Настоящее дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления ООО "Охранное предприятие "Ратник" по факту установления АО "Ярославские энергетические системы" в документации о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг (объект охраны - БТО АО "Яргорэнергосбыт" по адресу г. Ярославль, ул. Гоголя, д. 29) запрета на снижение участником закупки цены договора более чем на 10 %.
В ходе рассмотрения дела, на заседаниях Комиссии представители ООО "Охранное предприятие "Ратник" в полном объеме поддерживали свои доводы, изложенные в жалобе, считали, что вышеуказанные действия АО "Ярославские энергетические системы" (далее - Заказчик) являются незаконными и привели к негативным последствиям для конкуренции при проведении данного конкурса. Подробно правовая позиция Заявителя изложена в самой жалобе.
Представители АО "Ярославские энергетические системы" и ООО ЧОП "СПАРТА-Я" с доводами Заявителя не согласились, считают, что при проведении конкурса каких либо нарушений антимонопольного законодательства допущено не было. Подробно правовая позиция Заказчика и ООО ЧОП "СПАРТА-Я" изложена в письменных отзывах, приобщенных к материалам дела.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность АО "Ярославские энергетические системы" регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным протоколом заседания совета директоров N 1 от 23.03.2017 (далее - Положение о закупке).
04.04.2017 года АО "Ярославские энергетические системы" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение N 31704976312 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг (объект охраны - БТО АО "Яргорэнергосбыт" по адресу: г, Ярославль. ул, Гоголя д. 29) (далее - Закупка). Начальная цена договора - 8 062 704, 00 рублей.
Согласно пункту 3.1.1. Положения о закупках конкурс - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании Положения о закупках.
Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора, и заявке на участие, в конкурсе которой присвоен первый номер (пункт 3.5.4. Положения о закупках).
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе порядок и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункт 1.17.4 Положения о закупках).
В конкурсной документации, а именно в Приложении N 1, одним из критериев оценки и сопоставления заявок указана цена договора (значимость критерия 50%). При этом, критерий "цена договора" раскрывается следующим образом: Снижение участником закупки цены договора более чем на 10 % не допускается. Снижение цены участником, деятельность которого облагается НДС допускается до 7 256 433,60 руб. включительно. Снижение цены участником, деятельность которого не облагается НДС допускается до 6 149 520,00 руб. включительно. Снижение цены участника в пределах 10% (включительно) оценивается по следующей формуле:
- В = 100 х (Nmin/Ni), где: N min- минимальная цена заявки участников, Ni - цена заявки оцениваемого Участника.
Итоговый результат заявки: S = А х В, где А= значимости критерия.
Кроме того, тождественное указание на запрет снижения стоимости договора содержится и в приложении к протоколу о результатах открытого конкурса в электронной форме N 2/17 (31704976312) от 27.04.2017, этим запретом руководствовалась конкурсная комиссия.
Пунктом 3.5.1 Положения о закупках предусмотрено, что закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками закупки, признанными участниками конкурса. При этом оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценка производится по предложенной в указанной заявке цене договора, сниженной на 15 процентов (предоставление приоритета), при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией на основании Положения о закупке (пункт 3.5.2. Положения о закупках).
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе закупочной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержаться лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержаться одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия (пункт 3.5.3 Положения о закупках).
Победителем конкурса признается участник конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора, и заявке на участие, в конкурсе которой присвоен первый номер (пункт 3.5.4 Положения о закупках).
В ходе рассмотрения дела было установлено, что согласно протоколу вскрытия конвертов от 25.04.2017 до окончания указанного в извещении о проведении конкурса срока подачи заявок (25.04.2017 в 8:30) поступило и было вскрыто Заказчиком 8 заявок, а именно:
- ООО "ОП "Пересвет-Центр" (ценовое предложение 6 149 520,00 рублей);
- ФГУП "Ведомственная охрана" Минэнерго России (ценовое предложение 8 057 925,85 рублей);
- ООО "ОО АН-Секьюрити" (ценовое предложение 7 256 433,60 рублей);
- ООО ОА "Ацтек" (ценовое предложение 6 149 520,00 рублей);
- ООО ЧОП "Эра" (ценовое предложение 6 204 890,88 рублей);
- ООО "ЧОП "Форт-С" (ценовое предложение 7 256 433,60 рублей);
- ООО "ОП "Ратник" (ценовое предложение 6 149 520,00 рублей);
- ООО ЧОП "Спарта-Я" (ценовое предложение 6 149 520,00 рублей).
В соответствии с протоколом о признании претендентов участниками от 27.04.2017 все заявки были допущены до участия в конкурсе.
Таким образом, все участники произвели снижение цены договора в пределах 10 % от его начальной максимальной стоимости, а шесть из восьми участников указали установленную заказчиком минимальную цену договора.
Согласно протоколу о подведении итогов от 27.04.2017 г. закупочной комиссией принято решение о признании победителем конкурса общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Спарта-Я". На основании протокола заключен договор от 28.04.2017 N 010401337/2017.
Как следует из приложения 1 к протоколу 6 участникам (из 8 подавших заявки) было присвоено максимальное количество баллов - 100. При этом, ООО ЧОП "Спарта-Я" признано победителем конкурса, как участник предложивший лучшие условия исполнения договора и заявка которого поступила ранее других. Второе место присвоено заявке ООО ОП "Ратник".
В ходе рассмотрения дела было установлено, что ООО "ОП "Ратник" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к АО "Ярославские энергетические системы", ООО "ЧОП "Спарта-Я" о признании открытого конкурса в электронном форме на право заключения договора на оказание охранных услуг (объект охраны - БТО АО "Яргорэнергосбыт" по адресу г. Ярославль, ул. Гоголя, д. 29) недействительным, о признании недействительным договора от 28.04.2017 N 010401337/2017 на оказание охранных услуг, заключенного между АО "Ярославские энергетические системы" и ООО "ЧОП "Спарта-Я" (дело N А82-9301/2017).
Учитывая, что результаты рассмотрения вышеуказанного судебного дела имели значение для рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией Ярославского УФАС России было принято решение о приостановлении рассмотрения настоящего дела до вступления в силу решения Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-9301/2017.
23.11.2017 года решения Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-9301/2017 от 23.10.2017 вступило в законную силу.
В данном решении, в том числе, указано, что "суд считает доводы истца о недопустимости установления предельной цены закупки неправомерными и не подтвержденными документально, так как ни Закон о закупках, ни принятое во исполнение данного закона Положение о закупке товаров, работ, услуг АО "Яргоэнергосбыт" г. Ярославля, не содержит запрета на установления данного условия". Суд согласился с позицией ответчиков (АО "Ярославские энергетические системы" и ООО "ЧОП "Спарта-Я") о том, что установление предельной цены закупки продиктовано прежде всего созданием условий для более эффективного, качественного и надежного оказания охранных услуг и соответствует пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, согласно которому при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться, в том числе, принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Доводы ООО "ОП "Ратник" о том, что ООО ЧОП "Спарта-Я" заранее знало об условиях оспариваемого конкурса и поэтому первым подало заявку на участие в конкурсе, признаны судом несостоятельными и не подтвержденными документально.
Необоснованными признаны судом и доводы ООО "ОП "Ратник" о том, что в силу частей 1, 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, допущенные АО "Ярославские энергетические системы" нарушения Закона о закупках, каким-либо образом повлияли на результат определения победителя в закупочной процедуре, так как Закон о закупках не содержит обязательных требований к критериям оценки заявок участников конкурса. Как в Положении о закупках, регламентирующем закупочную деятельность заказчика, так и в конкурсной документации установлены критерии оценки в соответствии с действующим законодательством. ООО "ОП "Ратник" не доказано, что конкурсная документация, а также проведенные торги привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Напротив, исходя из представленной конкурсной документации, в конкурсе участвовало 8 участников, все заявки в соответствии с конкурсной документацией были приняты конкурсной комиссией, заявки комиссией рассмотрены в соответствии с критериями оценки: ценового предложения и качество услуг. По результатам рассмотрения определен победитель.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, суд посчитает заявленные требования ООО "ОП "Ратник" необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Данное решение суда было изготовлено в полном объеме 23.10.2017 года, в вышестоящие судебные инстанции обжаловано не было и, соответственно, 23.11.2017 года вступило в законную силу.
Комиссия Ярославского УФАС России считает, что решение Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-9301/2017 имеет существенное, преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, поскольку в данном решении содержаться выводы об отсутствии в действиях Заказчика по установлению в закупочной документации запрета на снижение участником закупки цены договора более чем на 10 % нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Положения части 1 указанной статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Учитывая фактические обстоятельства дела, а также выводы Арбитражного суда Ярославской области, содержащиеся в решении по делу N А82-9301/2017, в действиях АО "Ярославские энергетические системы", выразившихся в установлении в документации о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг (объект охраны - БТО АО "Яргорэнергосбыт" по адресу г. Ярославль, ул. Гоголя, д. 29) запрета на снижение участником закупки цены договора более чем на 10 %, отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, так как данные действия соответствуют требованиям действующего законодательства (Гражданского кодекса, Закона о защите конкуренции, Закона о закупках) и не привели к негативным последствиям для конкуренции при проведении торгов.
На основании вышеизложенного, Комиссия прекращает рассмотрение настоящего дела в отношении АО "Ярославские энергетические системы" в связи с отсутствием в его действиях нарушения частей 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
р е ш и л а:
1. Прекратить рассмотрение настоящего дела в отношении АО "Ярославские энергетические системы" в связи с отсутствием в его действиях нарушения частей 1,5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Е.В. Гудкевич
С.В. Гаврилов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 января 2018 г. N 06-03/16-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.02.2018