Резолютивная часть решения объявлена: 23 января 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено: 06 февраля 2018 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: <_> заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции,
Члены комиссии:
<_> государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
<_> ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции,
рассмотрела дело N 28, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Администрацией города Липецка (198019, г. Липецк, ул. Советская, 5 ИНН 4826001213 ОГРН 1024800834464), выразившихся в отказе включения в "Схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Липецк" при имеющихся разрешениях на установку рекламных конструкций,
в присутствии:
представителей лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, Администрации города Липецка - <_> (по доверенности),
в отсутствие:
заявителя - ИП <_>,
УСТАНОВИЛА:
В Липецкое УФАС России поступило обращение индивидуального предпринимателя <_> о признаках нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в действиях Администрации города Липецка, выразившихся в отказе включения в "Схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Липецк" при имеющихся разрешениях на установку рекламных конструкций.
В ходе рассмотрения заявления в адрес главы Администрации города был направлен запрос о предоставлении информации в связи с отказом внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории г. Липецка в отсутствие в городе общей концепции формирования внешнего облика города, а также при наличии действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций:
- разрешение N 004645 от 22 августа 2013 года, место установки рекламной конструкции: СНТ "Металлург-2", г. Липецк, Окружное шоссе (Р1-119), км 288 + 55 м (право), линия 20 (район доски объявлений);
- разрешение N 004673 от 05.09.2013 года, место установки рекламной конструкции: СНТ им. Мичурина, г. Липецк, Окружное шоссе (Р1-119), км 286 + 170 м (право), район лога;
- разрешение N 004646 от 22 августа 2013 года, место установки рекламной конструкции: СНТ им. Мичурина, г. Липецк, Окружное шоссе (Р1-119), км 287 + 70 м (право);
- разрешение N 004290 от 18 января 2013 года, место установки рекламной конструкции: ул. Московская, в районе Универсального проезда, стр. 1а - конструкция N1;
- разрешение N 004289 от 18 января 2013 года, место установки рекламной конструкции: ул. Московская, в районе Универсального проезда, стр. 1а - конструкция N2;
- разрешение N 004602 от 29.07.2013 года, место установки рекламной конструкции: г. Липецк, Универсальный проезд, стр. 1а, со стороны ул. Московской - конструкция N3;
- разрешение N 004603 от 29.07.2013 года, место установки рекламной конструкции: г. Липецк, Универсальный проезд, стр. 1а, со стороны ул. Московской - конструкция N4.
В соответствии с ответом на указанный запрос следует, что статьей 64 Правил землепользования и застройки города Липецка установлен исчерпывающий перечень основных видов разрешенного, условно разрешенного и вспомогательного использования территорий садоводческой зоны. Данный перечень не предусматривает размещение на территории садоводческой зоны рекламных конструкций. Следовательно, садовые земельные участки и земельные участки, находящиеся в общем пользовании садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не предназначены для размещения рекламных конструкций и осуществления предпринимательской деятельность по распространению наружной рекламы.
Кроме того, в отношении конструкций N 4-7 (разрешения N 004290, N 004289, N 004602, N 004603), установленных на ограждении автостоянки отмечено, что внесение в схему размещения мест установки рекламных конструкций на заборах и ограждениях законодательством не предусмотрено.
Согласно требованиям части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, аннулирование такого разрешения, признание его недействительным в г. Липецке осуществляется в соответствии с Законом о рекламе, а также в соответствии с Положением о наружной рекламе в г. Липецке (статья 7).
В соответствии со статьей 64 Правил землепользования и застройки города Липецка вспомогательными видами разрешенного пользования садоводческой зоны являются:
- хозяйственные постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.);
- строения для занятий индивидуальной трудовой деятельностью (без нарушения принципов добрососедства);
- сады, огороды, палисадники;
- водозаборные скважины;
- общественные резервуары для хранения воды;
- площадки для сбора мусора;
- лесозащитные полосы;
- парковки перед объектами обслуживания.
Согласно Современному экономическому словарю Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. индивидуальная трудовая деятельность - общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов, более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах.
На основании вышеизложенного, отказ во включении в схему размещения рекламных конструкций, расположенных на территории садовых участков при наличии действующего разрешения, на основании статьи 64 Правил землепользования и застройки города Липецка является необоснованным.
Кроме того, согласно требованиям ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Исходя из требований ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе следует, что рекламные конструкции, имеющие разрешения должны быть включены в Схему, а исключение из Схемы допускается при условии аннулирования, признания недействительным, либо истечением срока действия разрешения.
Однако в ходе рассмотрения обращения ИП <_> было установлено, что имеет место нарушение администрацией города Липецка вышеуказанных требований, т.к. в Схему размещения рекламных конструкций в городе Липецке не были внесены рекламные конструкции, имеющие разрешение на установку и эксплуатацию на момент разработки и утверждения Схемы, что является недопустимым в силу требований ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе, т.к. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Как следует из п.17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Таким образом, не внесение в Схему размещения рекламных конструкций на территории г. Липецка рекламных конструкций имеющих действующие разрешения, в отсутствии концепции архитектурного облика города Липецка или иного нормативно-правового акта, устанавливающего требования к общему архитектурному облику сложившейся застройки городского округа, создает условия и возможности для наступления последствий в виде, ограничения конкуренции и нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке рекламных услуг.
На основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в связи с наличием в действиях Администрации города Липецка признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Администрации г. Липецка было выдано Предупреждение N 59-Р-16 от 03.11.2016 г. о необходимости устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации путем включения в "Схему размещения рекламных конструкций на территории г. Липецка" рекламных конструкций, имеющих действующие разрешения на установку и эксплуатацию в городе Липецке, в том числе ИП <_>.
В Липецкое УФАС России поступали обращения от Администрации г. Липецка о продлении сроков исполнения Предупреждения N 59-Р-16.
13.09.2017 г. в Липецкое УФАС России поступила информация о внесении изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории г. Липецка в соответствии с Предупреждением 59-Р-16 Липецкого УФАС России.
Однако в связи с повторным обращением ИП <_> (вх. N 4816 от 04.09.2017) в адрес Администрации г. Липецка был направлен запрос о предоставлении информации о включении рекламных конструкций, принадлежащих ИП <_> (имеющие разрешения N 004602, 004603, 004289, 004290, 004645, 004646, 004673), в Схему размещения рекламных конструкций на территории г. Липецка согласно Предупреждению N 59-Р-16 Липецкого УФАС России (с приложением соответствующих документов).
Согласно ответу на указанный запрос разрешения N 004602, 004603, 004645, 004646, 004673 включены в "Схему размещения рекламных конструкций на территории г. Липецка". При этом разрешения N 004289, 004290 не включены в "Схему размещения рекламных конструкций на территории г. Липецка" в связи с истечением срока действия.
Однако установлено, что разрешение N 004290 и разрешение N 004289 были выданы 18 января 2013 года сроком действия на пять лет. Следовательно, срок действия указанных разрешений истекает 18 января 2018 года, и они являются действующими.
Таким образом, Предупреждение N N 59-Р-16 Липецкого УФАС России от 03.11.2016 г. Администрацией г. Липецка исполнено не в полном объеме.
В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в отношении Администрации города Липецка было возбуждено дело N 28 по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в связи с неисполнением Предупреждения 59-Р-16.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации города Липецка представил документы, подтверждающие внесение в "Схему размещения рекламных конструкций на территории г. Липецка" рекламных конструкций, имеющих действующие разрешения N 004289 и N 004290.
21.12.2017 г. Комиссией Липецкого УФАС России было вынесено заключение об обстоятельствах дела.
18.01.2018 г. от Администрации г. Липецка поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела N 28. Согласно возражениям, в электронной базе выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций была допущена техническая ошибка (сроки действия разрешений 004289 от 18.01.2013 и N 004290 от 18.01.2013 указаны не до 18.01.2018, а до 18.01.2017). Кроме того, рекламные конструкции с указанными разрешениями были демонтированы ИП <_> по собственной инициативе.
Помимо прочего, согласно возражениям Администрации г. Липецка, проект Схемы размещения рекламных конструкций и изменения к ней разрабатывает самостоятельное юридическое лицо - муниципальное казенное учреждение "Городской центр рекламы".
При этом проект Схемы направляется в Управление внутренней политики Липецкой области именно Администрацией г. Липецка.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела было установлено, что поручение по подготовке проекта о внесении изменений в Схему размещения рекламных конструкций МКУ "Городской центр рекламы" получило от Администрации г. Липецка.
Следует отметить, что Предупреждение N 59-Р-16 выдавалось в адрес Администрации г. Липецка.
Проанализировав все имеющиеся в материалах дела доказательства, в ходе совещания, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1.Признать наличие нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Администрации города Липецка (398019, г. Липецк, ул. Советская, 5 ИНН 4826001213 ОГРН 1024800834464), которое выразилось в невключении рекламных конструкций, имеющих действующие разрешения на установку и эксплуатацию, в "Схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Липецк".
2. Не выдавать Администрации г. Липецка предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства в связи с устранением нарушения.
3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке в течение 3 месяцев.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 6 февраля 2018 г. N 28
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.02.2018