Резолютивная часть решения объявлена 25.01.2018 г.
Полный текст решения изготовлен 07.02.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления,
Члены Комиссии:
Тимофеенко О.И. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Сафронова О.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 516/2017 от 24.11.2017 по признакам нарушения министерством природных ресурсов Краснодарского края (350020, г. Краснодар, ул.Северная, д. 3275/1, литер Ж) (далее - министерство) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя - Томурова Евгения Сергеевича, в присутствии представителей ответчика министерства природных ресурсов Краснодарского края -- Лысенко Е.А. (доверенность N202-08.1-1708/18 от 24.01.2018), Татульян Т.А. (доверенность N202-08.1-1709/18 от 24.01.2018 г.),
УСТАНОВИЛА:
По результатам рассмотрения жалобы Томурова Евгения Сергеевича на действия Министерства природных ресурсов Краснодарского края при организации и проведении открытого аукциона N17-03 по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства (извещение N300917/1041801/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru), решением по делу N432-Т/2017 жалоба признана необоснованной, а также принято решение передать материалы дела N432-Т/2017 для рассмотрения в порядке Административного регламента N339 для установления признаков нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения представленных сведений установлено следующее.
Организация проведения аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений регламентирована статьями 79,80 Лесного кодекса Российской Федерации и Методическим указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденными приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.02.2009 N75.
Согласно статье 79 Лесного кодекса Российской Федерации:
Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.
3. Извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее в целях настоящей главы - официальный сайт торгов), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
4. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
3) о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен составлять не менее чем четырнадцать дней или заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений - не менее чем пять дней;
6. Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать:
4) сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи;
7. Одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте торгов, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.
15. Организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах начала и окончания срока подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в аукционе. Протокол приема заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона в течение одного дня после даты окончания срока подачи таких заявок. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона указанного протокола.
В соответствии с пунктом в) части 12 Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденными приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.02.2009 N75, организатор аукциона определяет место, дату, время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе, место, дату и время определения участников аукциона, дату и место проведения и подведения итогов аукциона, а также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды, а при проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи не менее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона.
Приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края N1266 от 02.10.2017 утвержден перечень аукционных единиц, выставляемых министерством природных ресурсов Краснодарского края на аукцион (17-03) по продаже права на заключение договоров купли продажи лесных насаждений для осуществления в защитных лесах выборочных рубок спелых и перестойных насаждений в целях заготовки древесины на лесных участках из состава земель лесного фонда на территории Краснодарского края юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.207г. N209 - ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства согласно приложения к настоящему приказу. Частью 3 указанного приказа установлен срок подачи заявок: с 10.00 до 16.00 часов (перерыв с 13.00 до 14.00 часов в рабочие дни с 19.10.2107 по 25.10.2017 по адресу: г. Краснодар, ул.Северная, 275/1, 1 этаж, кабинет 101.
Извещение N 300917/1041801/01 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru 30.09.2017 за 25 дней до начала аукциона.
Таким образом, потенциальные участники извещены о времени и месте проведения аукциона за 25 дней, Организатором торгов установлен срок приема заявок в течение 5 рабочих дней секретарем комиссии в течение 5 часов каждого рабочего дня. Количество лотов, выставленных на аукцион - 229.
Согласно журналу приема заявок, представленному Организатором торгов, длительность приема одной заявки составляет 3-5 минут. Таким образом, в один день могут быть приняты не более 100 заявок. По состоянию на начало рабочего дня последней даты приема заявок 25.10.2017 было принято всего 310 заявок.
Статья 1 Закона N135-ФЗ определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).
В соответствии с положениями статьи 17 Закона N135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2 статьи 17 Закона N135-ФЗ).
24.11.2017 издан приказ N 407 о возбуждении дела N 516/2017.
Определением от 08.12.2017 года дело N516/2017 назначено к рассмотрению на 25.01.2018 г.
При рассмотрении дела N516/2017 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее.
Организация проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений регламентирована статьей 79, 80 Лесного Кодекса Российской Федерации и Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, либо права на заключение договора на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденным Приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 75 (далее - Методические указания).
В силу раздела 3 пункта 20 Методических указаний императивно установлено, что для участия в аукционе заявитель представляет организатору аукциона (лично либо через своего уполномоченного представителя) в установленный срок заявку, содержание которой должно соответствовать требованиям настоящих Методических указаний и Лесному Кодексу Российской Федерации. Такой способ подачи заявок, как почтовый, Методическими указаниями и нормами Лесного Кодекса РФ не предусмотрен.
В силу пункта 3 части 4 статьи 79 Лесного Кодекса Российской Федерации прямо установлен срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений и он составляет не менее чем пять дней. Во исполнение норм ЛК РФ в приказе министерства от N 1266 от 02.10.2017 установлен срок подачи заявок с 10.00 до 16.00 часов в рабочие дни с 19 октября по 25 октября 2017 года.
Таким образом, в рамках предоставленных полномочий и в четком соответствии с действующим законодательством министерством установленный регламент приема заявок не нарушен.
В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения 17 Федерального закона "О защите конкуренции", анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 указанного Порядка.
Целью настоящего исследования является анализ состояния конкуренции при проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для осуществления в защитных лесах выборочных рубок спелых и перестойных насаждений в целях заготовки древесины на лесных участках из состава земель лесного фонда на территории Краснодарского края, проведенном Краснодарским УФАС России (далее - Уполномоченный орган).
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу N 516/2017.
В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:
- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства N 516/2017;
- информация, размещенная на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
Временной интервал настоящего исследования определен с 11.10.2017 (дата размещения извещения о проведении аукциона на сайте www.torgi.gov.ru) по 25.10.2017 включительно (дата окончания приема заявок участников аукциона).
В соответствии с документацией предметом аукциона является право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для осуществления в защитных лесах выборочных рубок спелых и перестойных насаждений в целях заготовки древесины на лесных участках из состава земель лесного фонда на территории Краснодарского края.
При проведении анализа рынка, установлен состав хозяйствующих субъектов, участвующих в конкурсе: ИП Календжан В.А., ИП Васильев В.А., ООО "Росслес", ИП Лукашевичус Р.А., ИП Фоменко О.В., ИП Тахмазян В.К., ИП Бабоян В.И., ИП Шокарев В.А., ИП Ошуркова И.В., ИП Саркисян Р.В., ИП Невмержицкий М.В., ИП Лузик Д.В., ИП Лысенко О.Б., ИП Устян Ю.В., ИП Бардашов С.А., ИП Зейтунян М.С., ООО "Ламель", ИП Макаров А.Г., ООО фирма "Нонна", ИП Бородкин В.А., ИП Соколовский И.Н., ООО "Лесоторговая компания", ИП Келешян А.В., ИП Тилкиджян А.О., ИП Дабежа С.Н., ИП Аракелов С.С., ИП Синегубов С.А., ИП Меланиди К. А., ИП Савельев С.А., ИП Тараповский П.П., ИП Козленко А.А., ИП Евдокименко О.В., ИП Муродьян В.Б., ООО "Котловина", ООО "Пшишский лесхоз", ИП Прохин И.П., ИП Пастаджян А.С., ИП Чилингарян Г.С..
На основании изложенного, в действиях Министерства природных ресурсов Краснодарского края при проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для осуществления в защитных лесах выборочных рубок спелых и перестойных насаждений в целях заготовки древесины на лесных участках из состава земель лесного фонда на территории Краснодарского края не установлено факта нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 47, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N 516/2017 в связи с отсутствием факта нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых действиях Министерства природных ресурсов Краснодарского края.
Председатель Комиссии: Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: О.И. Тимофеенко
О.А. Сафронова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 января 2018 г. N 516/2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.02.2018