Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К <_> - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<_> -начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N 153-ФАС22-Р/12-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в г.Бийске по адресу: ул. Ильи Мухачева, д.230/1, рекламы медицинских услуг ООО "МСЦ "Новация", в которой усматриваются признаки нарушения ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя и рекламораспространителя в лице директора ООО "МСЦ "Новация" А<_> (ОГРН 1022200566959, адрес: г.Бийск, ул. Им. Васильева, д.4, пом. Н-1),
УСТАНОВИЛА:
25 октября 2017 г. Алтайским краевым УФАС России выявлен факт размещения и распространения по адресу: г.Бийск, ул. Ильи Мухачева, д.230/1, наружной рекламы медицинских услуг следующего содержания: "Медико-стоматологический центр Новация 33-24-66 www.новация 22.рф имеются противопоказания, необходима консультация специалиста", "Диагностика Компьютерная 3-Д - диагностика зубо-челюстной области - визиография - апекс-локатор", "Лечение и профилактика -профессиональная гигиена полости рта - лечение кариеса - лечение каналов зубов -лечение десен - реставрация зубов -комплексная профилактика внутрибольничной инфекции", "Исправление прикуса профилактические пластинки (в раннем возрасте) - трейнеры (специальные каппы) - различные брекет-системы для детей и взрослых", "Хирургия -имплантация - удаление зубов - анбулаторные операции -синуслифтинг - направленная регенерация" и "Зубопротезирование - коронки, вкладки на разрушенные зубы -мостовидные протезы цельнолитые и керамические - съемные зубные протезы - металлокерамика - диоксид циркониевые коронки и мостовидные протезы".
30 января 2018 г. в заседании Комиссии директор ООО "МСЦ "Новация" А<_> с нарушением не согласилась, пояснив, что перечень медицинских услуг, оказываемых центром, сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, а также обязательной консультации специалиста.
Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителя рекламодателя и рекламораспространителя ООО "МСЦ "Новация", дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Обозначенная информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к ООО "МСЦ "Новация", медицинским услугам (лечение, удаление, протезирование, исправление прикуса и.т.д.), оказываемым стоматологической клиникой, и методам диагностики (компьютерная 3-Д - диагностика зубо-челюстной области, визиография, апекс-локатор), способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
В соответствии с ч.7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Указанные в данной рекламе услуги (профессиональная гигиена полости рта и зубов, лечение, удаление зубов, протезирование, реставрация, остеопластика, исправление прикуса, ортодонтическая коррекция с применением брекет-систем и.т.д.) в соответствии с номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 1664н, действовавшей на момент установления антимонопольным органом факта распространения рассматриваемой рекламы и возбуждения дела N153-ФАС22-Р/12-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, относятся к медицинским услугам (подраздел 07 раздела 16 класса A - оперативное лечение полости рта и зубов).
Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" утверждена новая номенклатура медицинских услуг. Данный Приказ вступил в силу 01.01.2018 г.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава от 13.10.2017 N804н, рассматриваемые в рекламе услуги (профессиональная гигиена полости рта и зубов, лечение, удаление зубов, протезирование, реставрация, остеопластика, исправление прикуса, ортодонтическая коррекция с применением брекет-систем и.т.д.) также относятся к медицинским услугам (подраздел 07 раздела 16 класса A - оперативное лечение полости рта и зубов).
Следовательно, реклама таких услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рассматриваемой рекламной информации предупреждение о необходимости проконсультироваться со специалистом выполнено мелким нечитаемым шрифтом, белыми буквами на светлом фоне и размещено на части рекламной конструкции следующего содержания: Медико-стоматологический центр Новация 33-24-66 www.новация 22.рф имеются противопоказания, необходима консультация специалиста".
При этом, рекламная информация: "Диагностика Компьютерная 3-Д - диагностика зубо-челюстной области - визиография - апекс-локатор", "Лечение и профилактика -профессиональная гигиена полости рта - лечение кариеса - лечение каналов зубов -лечение десен - реставрация зубов -комплексная профилактика внутрибольничной инфекции", "Исправление прикуса профилактические пластинки (в раннем возрасте) - трейнеры (специальные каппы) - различные брекет-системы для детей и взрослых", "Хирургия -имплантация - удаление зубов - анбулаторные операции -синуслифтинг - направленная регенерация" и "Зубопротезирование - коронки, вкладки на разрушенные зубы -мостовидные протезы цельнолитые и керамические - съемные зубные протезы - металлокерамика - диоксид циркониевые коронки и мостовидные протезы", не содержит предусмотренного Федеральным законом "О рекламе" предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Вместе с тем, из пояснений на заседании комиссии директора ООО "МСЦ "Новация" А<_> следует, что реклама медицинских услуг следующего содержания: "Медико-стоматологический центр Новация 33-24-66 www.новация 22.рф имеются противопоказания, необходима консультация специалиста", "Диагностика Компьютерная 3-Д - диагностика зубо-челюстной области - визиография - апекс-локатор", "Лечение и профилактика -профессиональная гигиена полости рта - лечение кариеса - лечение каналов зубов -лечение десен - реставрация зубов -комплексная профилактика внутрибольничной инфекции", "Исправление прикуса профилактические пластинки (в раннем возрасте) - трейнеры (специальные каппы) - различные брекет-системы для детей и взрослых", "Хирургия -имплантация - удаление зубов - анбулаторные операции -синуслифтинг - направленная регенерация" и "Зубопротезирование - коронки, вкладки на разрушенные зубы -мостовидные протезы цельнолитые и керамические - съемные зубные протезы - металлокерамика - диоксид циркониевые коронки и мостовидные протезы", представляет собой единый рекламной макет. Таким образом, предупреждение "имеются противопоказания, необходима консультация специалиста" распространяется на всю рассматриваемую рекламную информацию медицинских услуг.
На основании изложенного, соотношение размера предупреждения к общей площади рассматриваемой рекламы: ""Медико-стоматологический центр Новация 33-24-66 www.новация 22.рф имеются противопоказания, необходима консультация специалиста", "Диагностика Компьютерная 3-Д - диагностика зубо-челюстной области - визиография - апекс-локатор", "Лечение и профилактика -профессиональная гигиена полости рта - лечение кариеса - лечение каналов зубов -лечение десен - реставрация зубов -комплексная профилактика внутрибольничной инфекции", "Исправление прикуса профилактические пластинки (в раннем возрасте) - трейнеры (специальные каппы) - различные брекет-системы для детей и взрослых", "Хирургия -имплантация - удаление зубов - анбулаторные операции -синуслифтинг - направленная регенерация" и "Зубопротезирование - коронки, вкладки на разрушенные зубы -мостовидные протезы цельнолитые и керамические - съемные зубные протезы - металлокерамика - диоксид циркониевые коронки и мостовидные протезы"", составило менее 5% рекламной площади.
Расчет соотношения предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалистов к общей площади рассматриваемого рекламного макета, произведен антимонопольным органом, исходя из следующего: 0.84 x 100 / 126 = 0.6% от общего рекламного пространства, где 0,84 кв. см - объем предупреждения, а 126 кв. см - общий объем рекламной площади.
На основании изложенного, в рассматриваемой рекламе медицинских услуг усматриваются признаки нарушения требований ч.7 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ч.8 ст.24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
В рассматриваемой рекламе рекламируются методы диагностики:
- компьютерная 3-Д диагностика зубо-челюстной области;
- визиография;
- апекс-локатор.
Компьютерная 3-Д диагностика зубо-челюстной области - это объемный 3Д-снимок челюсти, выполненный в цифровом формате. Это самый объективный метод диагностики в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Метод основан на способности рентгеновских лучей визуализировать ткани и органы.
Визиография - это метод диагностики состояния зубов и костной ткани с помощью цифровой рентгенографической аппаратуры, позволяющий получать прицельные снимки и сохранять их на специальной электронной матрице (является самым информативным методом диагностики с минимальной дозой облучения).
Апекслокация - это электрометрический метод определения степени проходимости и рабочей длины корневого канала. Метод апекслокации основан на определении разности электрического сопротивления тканей зуба и периодонта. Применяется при эндодонтическом лечении зубов (пульпит, периодонтит), как вспомогательный метод.
Требования ч.8 ст.24 Федерального закона "О рекламе" распространяются на все без исключения методы профилактики, диагностики и медицинской реабилитации и запрещают их рекламирование.
На основании изложенного, рассматриваемая реклама:"Медико-стоматологический центр Новация 33-24-66 www.новация 22.рф имеются противопоказания, необходима консультация специалиста", "Диагностика Компьютерная 3-Д - диагностика зубо-челюстной области - визиография - апекс-локатор", "Лечение и профилактика -профессиональная гигиена полости рта - лечение кариеса - лечение каналов зубов -лечение десен - реставрация зубов -комплексная профилактика внутрибольничной инфекции", "Исправление прикуса профилактические пластинки (в раннем возрасте) - трейнеры (специальные каппы) - различные брекет-системы для детей и взрослых", "Хирургия -имплантация - удаление зубов - анбулаторные операции -синуслифтинг - направленная регенерация" и "Зубопротезирование - коронки, вкладки на разрушенные зубы -мостовидные протезы цельнолитые и керамические - съемные зубные протезы - металлокерамика - диоксид циркониевые коронки и мостовидные протезы", усматриваются признаки нарушения ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Установлено, что в г.Бийске по адресу: ул. Ильи Мухачева, д.230/1 деятельность осуществляет ООО "МСЦ "Новация" (ОГРН 1022200566959, адрес: г.Бийск, ул. Им. Васильева, д.4).
Из пояснений, документов и материалов, представленных в антимонопольный орган ООО "МСЦ "Новация" (вхд. N18590 от 23.01.2018 г.), а также согласно договору N16 на оказание услуг от 16.01.2017 г., заключенному между ООО "Зеленый свет" и ООО "МСЦ "Новация", рассматриваемые рекламные материалы были изготовлены ООО "Зеленый свет", по согласованному с ООО "МСЦ "Новация" эскизу.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО "МСЦ "Новация" ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона "О рекламе", что выражается в ненадлежащем размещении рекламы медицинских услуг.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу медицинских услуг ООО "МСЦ "Новация", размещенную и распространенную в г.Бийске по адресу: ул. Ильи Мухачева, д.230/1, ненадлежащей.
2.Признать ООО "МСЦ "Новация" нарушившим требования ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
3.Выдать ООО "МСЦ "Новация" предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: К<_>
Члены Комиссии: Б<_>
К<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 6
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
06 февраля 2018 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
К<_> - заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<_> - начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 06 февраля 2018 г. по делу N 153-ФАС22-Р/12-17 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг ООО "МСЦ "Новация", распространенной в г.Бийске по адресу: ул. Ильи Мухачева, д.230/1, поскольку при ее распространении и размещении нарушены требования ч.7, ч.8 ст. 24 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "МСЦ "Новация" в двадцатидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение и распространение в г.Бийске по адресу: ул. Ильи Мухачева, д.230/1, рекламы медицинских услуг ООО "МСЦ "Новация", по которой вынесено решение, поскольку при ее распространении нарушены требования ч.7, ч.8 ст.24 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "МСЦ "Новация" представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 26 февраля 2018 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии К<_>
Члены Комиссии: Б<_>
К<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 6 февраля 2018 г. N 153-ФАС22-Р/12-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.02.2018