Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель управления <__..>;
члены Комиссии:
<__..>- начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
<__..>- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;
<__..>- специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;
в присутствии: представителя по доверенности ИП Бадановой С.Ш. N 03 <__..> от <__..>.2017 и ООО "Проспект" по доверенности от <__..>.2018 <__..>.;
рассмотрев дело N <__..> по признакам нарушения ИП Бадановой С.Ш. (ОГРНИП 311753635000038), ООО "Проспект" (ОГРН 1117536011768) части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
В Забайкальское УФАС России поступило заявление гражданина о распространении в магазине розничной сети "Спутник" по адресу: г. Чита, <__..>, буклета "Спутник розничная сеть" 2-8 ноября 2017 года "просто цены ниже" с рекламой алкогольной продукции, водки "Пять озер", которая содержит признаки нарушения законодательства о рекламе.
Определением от 29 декабря 2017 года Забайкальским УФАС России возбуждено дело N <__..> в отношении ИП Бадановой С.Ш. (ОГРНИП 311753635000038), ООО "Проспект" (ОГРН 1117536011768) по признакам нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
Дело рассматривалось в заседании Комиссии от 29.01.2018;
Представитель по доверенности ИП Бадановой С.Ш. N 03 <__..> от <__..>.2017 и ООО "Проспект" по доверенности от <__..>.2018 <__..>. (далее представитель), в соответствии с письменными пояснениями от 28.12.2017 и 24.01.2018 факт нарушения законодательства о рекламе не признает. Согласно письменно выраженной позиции, общая площадь листа (буклета) составляет : 556,2 см2, на листе буклета рекламируется, как алкогольная продукция так и продукт питания (колбаса полукопченая "Сельская Сибирский край"), соответственно рекламируемая площадь алкогольной продукции (Водка "Пять Озер" премиум, 40% 0,5 л.) на листе (буклете) составляет 11,64 см2, надпись "чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью" составляет: 22% от рекламируемой продукции (Водка "Пять Озер"), что составляет более 10% рекламной площади (пространства). Также в соответствии с пояснениями, общий фон листа буклета имеет разный цветовой оттенок, и считать его для восприятия как единое целое, по мнению представителя, невозможно. Рассчитывать процентное соотношение предупреждающей надписи следует от занимаемой площади рекламируемого товара.
На заседании комиссии по рассмотрению дела N <__..>, представитель на вопросы членов Комиссии пояснил, что у Заказчика (ИП Баданова С.Ш.) по выполненным Исполнителем работам/услугам (ООО "Оптима"), возражений не было.
Комиссия Забайкальского УФАС России, рассмотрев обстоятельства дела, выслушав доводы представителя ИП Бадановой С.Ш. и ООО "Проспект", исследовав имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, установила следующее.
Буклет, распространяющийся в магазине розничной сети "Спутник" по адресу: г. Чита, <__..>, содержал информацию о проведении акции с 02 ноября по 08 ноября 2017 года. Во время проведения акции предполагалось снижение цен на определенные виды товаров, указанных в буклете.
На первой странице буклета содержится информация следующего содержания: "Водка Пять Озёр Премиум, 40% 0,5 л" с текстом ниже зачеркнутой цены - 399,74 и указанием иной - 205 99 ; Колбаса Сибирский край Сельская полукопченая 350 г" также с указанием зачеркнутой цены - 79,79 и новой цены - 5999. Внизу страницы указана предупреждающая надпись: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью".
Вышеперечисленная информация сопровождается фотографиями указанных товаров. Первый товар (алкогольная продукция) выполнен в сине-голубых цветах, второй (колбаса "Сибирский край" Сельская полукопченая) в коричневом цвете с этикеткой золотистого оттенка. Фон единого темного цвета с хаотично расположенными вкраплениями, выполненными в желтых тонах. Предупреждающая надпись расположена внизу по ширине буклета, в бело-желтых цветах на светло-коричневом фоне.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Данная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и поддержания интереса к алкогольной продукции, продвижению указанных товаров на рынке и, следовательно, является рекламой.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В данном случае имеются признаки нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного употребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
<__..> представлены письменные пояснения и копии запрашиваемых документов. В соответствии с пояснениями, торговую деятельность по продаже алкогольной продукции в Супермаркете "Спутник", расположенного по адресу: г. Чита, <__..>, осуществляет ООО "Проспект". ИП Баданова С.Ш. берет на себя обязательство по рекламированию товара, принадлежащего ООО "Проспект".
В соответствии с лицензией N <__..>1644 от 05 августа 2016 года ООО "Проспект" может осуществлять розничную продажу алкоголя в обособленных подразделениях лецинзиата, осуществляющих лицензируемый вид деятельности по следующим адресам: Забайкальский край, г. Чита, <__..>; Забайкальский край, г. Чита, <__..>, помещение 1; Забайкальский край, г. Чита, <__..>; Забайкальский край, г. Чита, ул. Столярова, д.44; Забайкальский край, г. Чита, ул. <__..>; Забайкальский край, г. Чита, <__..>, помещение 1; Забайкальский край, г. Чита, мкр. <__..>, квартал 1; Забайкальский край, г. Чита, ул. <__..>, помещение N3.
Из копии представленного соглашения о сотрудничестве б/н от <__..>.2017 следует, что между ИП Бадановой С.Ш. (именуемой "Сторона 1") и ООО "Проспект" (ОГРН 1117536011768, именуемой "Сторона 2") заключено соглашение. Предметом данного соглашения в соответствии с пунктом 2.1. является взаимное сотрудничество Сторон с целью расширения сбыта продукции, увеличения клиентской базы. Согласно разделу 3 указанного соглашения Сторона 1 (ИП Баданова С.Ш.) обязана своевременно и в полном объеме заблаговременно согласованную со Стороной 2 (ООО Проспект) выпускать рекламную продукцию для продвижения товара. Сторона 2 обязана своевременно и в полном объеме компенсировать Стороне 1 произведенные затраты за изготовление рекламной продукции по продвижению товара.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Таким образом, водка "Пять озер" реклама, которой размещена в буклете "Спутник розничная сеть" 2-8 ноября 2017 года "просто цены ниже", является алкогольной продукцией.
Рекламная площадь одного листа рассматриваемого буклета "Спутник" "просто цены ниже" с акцией, проводимой в период с 02 ноября по 08 ноября 2017 года, составляет 556,2 кв.см (20,6 см - ширина х 27 см - высота ). Площадь предупреждения составляет 15,6 кв.см (19,5 -ширина х 0,8 см - высота). Площадь предупреждения занимает 2,8 % рекламной площади (15,6 кв.см х 100 / 556,2 кв.см).
Из произведенных расчетов следует, что присутствующая в буклете "Спутник" "просто цены ниже" предупреждающая надпись "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью" составляет менее 10 процентов рекламной площади, что нарушает требования части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Установлено, что рекламные буклеты распространялись в месте осуществления деятельности ООО "Проспект" (г. Чита, 1 мкр, дом 9а) по реализации вышеуказанной акции, и объектом рекламирования является реализуемая ею алкогольная продукция, следовательно, данное общество является лицом, в чьих интересах распространяется реклама, т.е. рекламораспространителем.
В материалы дела представлена копия договора N <__..>-15, заключенного между ИП Бадановой Субадмой Ширапнимаевной (Заказчик) и ООО "Оптима" (Исполнитель). По указанному договору Исполнитель обязуется самостоятельно, не заключая сделки с третьими лицами, оказывать Заказчику услуги/выполнять работы по:
-разработке креативных концепций рекламных кампаний Заказчика,
-разработке дизайна макетов для рекламных кампаний в электронных и печатных средствах массовой информации, Интернете, на средствах наружной рекламы,
-верстке, предпечатной подготовке, реформатированию макетов,
-производству рекламных аудио- и видео роликов, интернет-баннеров,
-дизайну POS и POP материалов,
-неймингу (разработка фирменных наименований, логотипов, товарных знаков и т.д.),
-планирования рекламных кампаний Заказчика в средствах массовой информации, интернете и на объектах наружной рекламы,
-прочих услуг/работ в сфере маркетинга и рекламы.
В соответствии с разделом 2, указанного договора, Исполнитель обязуется оказать услуги/выполнить работы по заданию Заказчика и также предоставлять Заказчику Акт-приемки сдачи услуг/работ с перечнем выполненных работ. Заказчик обязуется обеспечивать соблюдение законодательства РФ и технических требований к материалам и информации, передаваемым Исполнителю для выполнения им работ по договору. В том числе Заказчик обязуется давать мотивировочные возражения в письменном виде.
Согласно представленной копии счета-фактуры N <__..> от <__..>.2017, ООО "Оптима" (ИНН 0326521200) оказало ИП Бадановой С.Ш. услуги по изготовлению (печати) газеты с рекламой "просто цены ниже", содержащей информацию о проведении магазином розничной сети "Спутник" вышеуказанной акции в период с 02 ноября по 08 ноября 2017 года. В копии счета-фактуры оказанные услуги указаны как "Печать газеты Спутник "Цены ниже" 43 неделя" и "Печать газеты Спутник "Цены ниже" 44 неделя". Общая стоимость услуг - <__..>,00, оплату данной суммы ИП Бадановой С.Ш. подтверждает копия платежного поручения N <__..>6 от 12.10.2017 на счет ООО "Оптима".
Размещение печатной продукции рекламного характера соответствовало интересам ИП Бадановой С.Ш., поскольку размещение рекламы в месте торговли способствует привлечению внимания покупателей к организации торговли и реализуемой им продукции.
Таким образом, рекламодателем рекламы "Цены ниже!" о проведении в магазине розничной сети "Спутник" по адресу: г. Чита, 1 мкр., дом 9А акции в период с 02 ноября по 08 ноября 2017 года является ИП Баданова С.Ш..
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Поскольку буклет "Спутник розничная сеть" 2-8 ноября 2017 года "просто цены ниже" предусматривал срок действия рекламного предложения со 2 по 08 ноября 2017 года, который истек, необходимость в выдаче предписания отсутствует.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе; пунктами 37, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.08.2006 N 508; пунктом 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденного приказом ФАС от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции: "Водка "Пять озер" Премиум, 40% 0,5 л", размещенную в буклете "Спутник розничная сеть" 2-8 ноября 2017 года "просто цены ниже", распространявшейся в магазине розничной сети "Спутник" по адресу: г. Чита, <__..>, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать ИП Баданову С.Ш. (ОГРНИП 311753635000038), нарушившим требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
3. Признать ООО "Проспект" (ОГРН 1117536011768), нарушившим требования части 3 статьи 21 Закона о рекламе.
4. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии <__..>
Члены Комиссии: <__..>
<__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 29 января 2018 г. N 02-06-264
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.02.2018