Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>
при участии представителей: <...>
рассмотрев жалобу ФГУП "Связь-безопасность" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России", оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по централизованной охране с помощью технических средств охраны 65 объектов почтовой связи УФПС Кемеровской области - филиала ФГУП "Почта России" (извещение N 31705913924), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ФГУП "Связь-безопасность" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор, ЭТП) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по централизованной охране с помощью технических средств охраны 65 объектов почтовой связи УФПС Кемеровской области - филиала ФГУП "Почта России" (извещение N 31705913924) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утвержденным приказом ФГУП "Почта России" от 21 августа 2015 г. N 404-п (далее - Положение о закупке).
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием ЭТП, имеющей адрес в сети "Интернет": http://utp.sberbank-ast.ru, регулируются Регламентом работы торговой секции "Закупки по 223-ФЗ" универсальной торговой платформы "Сбербанк-АСТ", утвержденным генеральным директором ЗАО "Сбербанк-АСТ" Н.Ю. Андреевым от 22.05.2015.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
20.12.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, Документации, Аукцион осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы и на сайте Оператора ЭТП http://utp.sberbank-ast.ru.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:
Оператор не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, а именно: неправомерно перенес сроки проведения Аукциона, а также ненадлежащим образом уведомил Заявителя о новой дате и времени проведения Аукциона, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность принять участие в Аукционе;
Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены дата и время проведения Аукциона.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Оператор не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, а именно: неправомерно перенес сроки проведения Аукциона, а также ненадлежащим образом уведомил Заявителя о новой дате и времени проведения Аукциона, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность принять участие в Аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно Извещению, Документации, Аукцион осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы и на сайте Оператора ЭТП http://utp.sberbank-ast.ru.
Пунктом 4.1.3 Регламента установлено, что Оператор обязан обеспечить работоспособность и функционирование электронной площадки в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством РФ и настоящим регламентом. Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения электронного аукциона, равный доступ участников аукциона к участию в нем, независимо от времени окончания электронного аукциона.
Согласно Документации дата и время проведения Аукциона: 15.01.2018 в 08:00.
Согласно информации, размещенной на сайте Оператора ЭТП, дата и время проведения Аукциона: 18.01.2018 в 08:00.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил материалы, выписку из личного кабинета, а также пояснил, что письмом ФГУП "Почта России" от 16.01.2018 N 8.1.18.-02-03/2 Заказчик проинформировал Оператора о том, что при формирования извещения Аукциона на ЭТП Заказчиком допущена техническая ошибка, а именно: дата и время проведения Аукциона ошибочно указана 15.12.2017 в 08:00, в связи с чем, Заказчик просит изменить дату и время проведения Аукциона на 18.01.2018 в 08:00. На основании указанного письма Оператор перенес дату и время проведения Аукциона на 18.01.2018 в 08:00.
В соответствии с пунктом 12.32.2 Регламента, в случае переноса проведения электронных аукционов, оператор должным образом уведомляет организаторов, заказчиков, участников таких аукционов путем размещения в открытой части электронной площадки соответствующей новости, а также рассылки уведомлений в личные кабинеты сторон размещения заказа и по адресам электронной почты, указанным в аккредитационных или регистрационных сведениях.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора пояснил, что пункт 12.32.2 Регламента применяется в случае переноса проведения электронных аукционов по причине технических неполадок или DDoS-атак на ЭТП, что указано в пункте 12.32 Регламента. При этом, Оператор уведомил Заявителя о переносе дате и времени проведения Аукциона путем направления электронного письма в личный кабинет Заявителя, а также разместил в открытой части электронной площадки соответствующую новость.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены дата и время проведения Аукциона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках, извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что согласно Документации дата и время проведения Аукциона: 15.01.2018 в 08:00. При этом, согласно информации, размещенной на сайте Оператора ЭТП, дата и время проведения Аукциона: 18.01.2018 в 08:00.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в нарушении установленного Положением о закупке порядка проведения Аукциона, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ФГУП "Связь-безопасность" (ИНН: 7724232168, ОГРН: 1027700495151) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП "Почта России" (ИНН: 7724261610, ОГРН: 1037724007276), оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (ИНН: 7707308480, ОГРН: 1027707000441) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по централизованной охране с помощью технических средств охраны 65 объектов почтовой связи УФПС Кемеровской области - филиала ФГУП "Почта России" (извещение N 31705913924) обоснованной в части ненадлежащего установления Заказчиком в Документации даты и времени проведения Аукциона.
Признать в действиях ФГУП "Почта России" нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ФГУП "Почта России" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого Комиссией ФАС России решения от 30.01.2018 N 223-ФЗ-55/18.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 января 2018 г. N 223-ФЗ-55/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.02.2018