Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Матяшевская М. И.,
члены Комиссии - начальник отдела органов власти и рекламы Гудкевич Е. В., главный специалист-эксперт Солодяшкина С. Д.,
рассмотрев дело N 04-01/22-17 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы услуг техосмотра автомобилей, а также "ОСАГО" (обязательного страхования автогражданской ответственности) с признаками нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе", Закон),
УСТАНОВИЛА:
ООО "АНФАС", ИП , привлеченные к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на рассмотрение дела не явились, представителей не направили, уведомлены надлежащим образом.
ООО "АНФАС", ИП представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица (вх. N 468 от 18.01.2018, N 362 от 16.01.2017).
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Ярославским УФАС России в связи с поступившими 17 апреля 2017 года из Рыбинской городской прокуратуры материалами 15.05.2017 г. установлен факт размещения информации следующего содержания: "Техосмотр, ОСАГО без дополнительных услуг. Быстро, без очередей Т.8-9108114320" на официальном сайте в сети Интернет газеты "АНФАС профиль" http://www.anfas-news.ru/ в разделе"Объявления/Рыбинск/Автоуслугиhttp://www.anfasnews.ru/rybinsk/obya vleniya/avtouslugi/.
Дело возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 28, пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") в отношении ООО "АНФАС", ИП
Рассмотрев материалы дела, представленные ранее ООО "АНФАС", ИП документы и пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из содержания рассматриваемой информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам техосмотра автомобилей, а также "ОСАГО", формирование и поддержание интереса к данным услугам и продвижения их на рынке, и, следовательно, эта информация является рекламной.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оператор технического осмотра - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
"ОСАГО" - обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.03.2017) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера выдается лицензия - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
Ярославским УФАС России установлено, что аналогичная реклама размещалась также в других газетах, рекламодателем в которых выступал , в соответствии с ответом УМВД России по ЯО (вх. N 6660 от 14.06.2017) адрес регистрации которого следующий:.
в ответ на запрос Ярославского УФАС России предоставил пояснения (вх. N 8845 от 14.08.2017), в которых, указано, что объявления подавались без каких-либо документов, услуги ОСАГО не оказывает, помогает людям правильно заполнить форму обращения в страховую компанию для получения электронного полиса ОСАГО-онлайн.
В связи с изложенными пояснениями установлено, что в данном случае фактически оказываются не услуги обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), а услуги иного характера, на право осуществления которых не требуется лицензия, а именно, по заполнению форм обращений в страховую компанию для получения электронного полиса ОСАГО-онлайн.
Вместе с тем, поскольку в материалы дела не представлены аттестаты аккредитации на оказание услуг по проведению техосмотра, то в данном случае установлено нарушение пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание "без переплат и дополнительных услуг" и указана информация непосредственно об "ОСАГО", из чего можно сделать вывод о том, что оказываются именно услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности, в то время как в действительности оказывает иные услуги, а именно по заполнению форм обращений в страховую компанию для получения электронного полиса ОСАГО-онлайн, то в данном случае установлено нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", поскольку информация о характере рекламируемых услуг является недостоверной.
Поскольку недостоверные сведения о характере рекламируемых услуг нарушают требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" и полностью в рассматриваемом случае охватываются указанной нормой, то нарушения требований части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в данном случае не установлено.
Признаки нарушения части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" также не установлены, поскольку фактически оказываемые услуги по заполнению форм обращений в страховую компанию для получения электронного полиса ОСАГО-онлайн, не являются страховыми, и, следовательно, указание наименования лица, оказывающего услуги, является в данном случае не обязательным.
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 7 статьи 7 Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона несет рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В пункте 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" указано, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
ООО "Анфас" представлены пояснения (вх. N 5276 от 25.05.2017), в которых указано, что ООО "Анфас" не является редакцией газеты "АНФАС профиль", поскольку учредителем и редакцией указанной газеты является ИП В материалы дела представлена копия договора между учредителем и редакцией указанной газеты ИП, а также агентского договора по сбору рекламных материалов между редакцией указанной газеты ИП и ООО "Анфас". Также в пояснениях указано, что ООО "Анфас" рассматриваемый рекламный материал не принимало и не размещало.
ИП в ответ на запрос Ярославского УФАС России предоставил пояснения (вх. N 7034 от 23.06.2017), в которых, в частности, указано, что рассматриваемый рекламный материал был подан через интернет-сайт, принадлежащий редакции газеты "АНФАС профиль". Для того, чтобы подать платное частное объявление в газету через сайт, необходимо пройти процедуру подтверждения номера телефона (регистрацию пользователя). В связи с этим, макет объявления имеется только в электронном виде. Письменные договоры по условиям сайта не заключаются. Идентифицировать подавшего объявление можно по номеру телефона, указанному при регистрации на сайте и в объявлении.
К указанным пояснениям приложены копия соглашения пользователя (информация с сайта редакции), копия заявки на размещение рассматриваемого объявления (электронного макета), копия агентского договора от 01.01.2016 г., копия договора редакции газеты "Анфас-профиль" ИП и учредителем газеты "Анфас-профиль", копия свидетельства о регистрации СМИ газеты "Анфас-Профиль".
В копии заявки на размещение рассматриваемого объявления также указаны номера газеты N 15(611) от 27.04.2017 г., N 16 (612) от 04.05.2017 г., N 17 (613) от 18.05.2017 г., N 18 (614) от 25.05.2017 г., N 19 (615) от 01.06.2017 г.
Кроме того, в заявке указан номер телефона пользователя, подавшего заявку, а также имя и фамилия,.
Также ИП представлены пояснения (вх. N 7099 от 27.06.2017) в которых указано, что публикация на сайте ИП как редакцией газеты "Анфас-Профиль", данным лицом не оспаривается.
Дополнительно ИП представлены пояснения (вх. N 7877 от 17.07.2017), в которых указано, что владельцем сайта www.anfas-news.ru официально является ООО "Анфас", поскольку ранее редакцией газеты "Анфас-Профиль" являлось ООО "Анфас". После того, как редакцией газеты "Анфас-Профиль" стал ИП, все права и обязанности по сайту перешли к ИП В подтверждение представлена копия договора передачи прав и обязанностей владельца сайта интернет-ресурса www.anfas-news.ru от 01.06.2010 г. от ООО "Анфас" к ИП (вх. N 7805 от 14.07.2017)
В данных пояснениях ИП также указано, что подана заявка на официальную смену данных о владельце сайта www.anfas-news.ru для перевода данного статуса на ИП
Кроме того, указано, что факт допущенного нарушения не оспаривается, публикация рассматриваемого рекламного объявления снята в связи с выявлением нарушения с 25.05.2017 г., 01.06.2017 г. В подтверждение представлена распечатка с сайта www.anfas-news.ru.
АО "РСИЦ" в ответ на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 7500 от 06.07.2017) сообщило, что администратором сайта www.anfas-news.ru, на котором размещалась рассматриваемая реклама, является ООО "Анфас".
ООО "Анфас" в ответ на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 7877 от 17.07.2017) сообщило, что владельцем сайта www.anfas-news.ru является ООО "Анфас". Вместе с тем, подана заявка на смену данных о владельце данного сайта на ИП
ООО "Анфас" также представило пояснения (вх. N 362 от 16.01.2017), в которых указано, что данное лицо не является редакцией газеты и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
На основании изложенного, а также представленных в материалы дела документов и пояснений, рекламодателем рассматриваемой рекламы является , рекламораспространителем является ИП
Следовательно, как рекламодатель рассматриваемой рекламы, нарушил требования пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
ИП как рекламораспространитель рассматриваемой рекламы нарушил требования пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение требований пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдавалось по результатам рассмотрения дела N 04-01/20-17 в связи с распространением аналогичной рекламы в газете "ВСЕ ДЛЯ ВАС" (г. Рыбинск).
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 4, 26, 37-43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Техосмотр, ОСАГО без дополнительных услуг. Быстро, без очередей Т.8-9108114320" на официальном сайте в сети Интернет газеты "АНФАС профиль" http://www.anfas-news.ru/ в разделе"Объявления/Рыбинск/Автоуслугиhttp://www.anfasnews.ru/rybinsk/obya vleniya/avtouslugi, размещенную в отсутствие аттестата аккредитации на оказание данных услуг, а также с указанием недостоверных сведений о характере рекламируемых услуг по оформлению ОСАГО, что является нарушением требований пункта 7 статьи 7, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "31" января 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии М. И. Матяшевская
Члены Комиссии: Е. В. Гудкевич
С.Д. Солодяшкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 января 2018 г. N 04-01/22-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.01.2018