Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу Стрикуна С.И. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Пермская районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по информационно-технологическому сопровождению программы 1С (изв. N 0356300228217000149),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300228217000149 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по информационно-технологическому сопровождению программы 1С.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В части 1 ст.31 Закона о закупках содержится исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки, которые устанавливаются Заказчиком при осуществлении закупки.
В том числе, согласно п.7 ч.1 ст.31 Закона о закупках, Заказчик обязан установить требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Кроме того, в соответствии с п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, Заказчик обязан установить требование о том, что участник закупки является юридическим лицом, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования к участникам закупки установлены Заказчиком в п.2 раздела 5 аукционной документации.
При этом, аукционная документация не содержит упомянутые выше требования к участникам закупки, в связи с чем Заказчиком нарушены требования п.п. 7, 7.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках.
Кроме того, согласно ч.6 ст.31 Закона о закупках, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Однако в п.2 раздела 5 аукционной документации Заказчиком установлено требование о правомочности участника закупки заключать контракт, которое не предусмотрено требованиями Закона о закупках.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч.6 ст.31 Закона о закупках.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч.3 ст.66 Закона о закупках установлены требования к составу первой части заявки в зависимости от предмета контаркта.
Требования к составу заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе установлены Заказчиком в п.1 раздела 7 аукционной документации без учета предмета контракта (оказание услуг), в связи с чем не предоставляется возможным установить какие именно сведения должны быть предоставлены участником закупки в составе заявки. Более того, не соответствуют требованиям ч.3 ст.66 Закона о закупках, а именно установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки сведений о наименование места происхождения товара или наименование производителя, что не предусмотрено ни одним из пунктов ч.3 ст.66 Закона о закупках.
Исходя из изложенного, Заказчиком нарушены требования п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с ч.4 ст.34 Закона о закупках, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о закупках, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ч.7 ст.34 Закона о закупках установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч.8 ст.34 Закона о закупках, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 признано утратившим силу.
Вместе с тем, проект контракта содержит размеры штрафа и пени, установленные в соответствии с требованиями Постановления N1063, утратившим силу на дату опубликования извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч.ч. 5, 7, 8 ст.34 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в оказании услуг по информационно-технологическому сопровождению программы 1С.
Требования к оказываемым услугам установлены Заказчиком главе 5 аукционной документации "Техническое задание", в том числе требование о наличии квалифицированного персонала у Исполнителя, обладающего необходимыми компетенциями для оказания услуг по комплексному сопровождению программных продуктов системы "1С:Предприятие" (по "1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8 ПРОФ" и "1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения" (п.6.1 главы 5 аукционной документации).
Комиссия отмечает, что данное требование установлено к Исполнителю контракта, не препятствует подаче заявки на участие в электронном аукционе, не является ограничивающим количество участников закупки.
Доказательства обратного в материалах жалобы отсутствуют.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки закупки Комиссией установлено следующее.
Как было упомянуто выше, согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках аукционная документация должна содержать требования к составу заявки на участие в электронном аукционе.
При этом, в ч.5 ст.66 Закона о закупках установлен исчерпывающий перечень сведений и документов, требования к которым должны быть установлены Заказчиком для второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Требования к составу второй части заявки установлены Заказчиком в п.2 раздела 7 аукционной документации.
В том числе установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих компетенцию участника закупки для работы с бюджетными учреждениями(иметь статус "Центр компетенции по бюджетному учету)";
- документов, подтверждающих соответствие оказываемых услуг международным стандартам (сертификат ISO 9001-2008);
- сертификатов у специалистов Исполнителя: "1С:Профессионал" по "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" и по "1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8";
- документа, подтверждающего статус "Центр Сопровождения программ и информационных продуктов фирмы "1С".
Требование о предоставлении указанных документов не предусмотрено положениями Закона о закупках или иными нормативными актами Российской Федерации.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Стрикуна С.И. на действия ГБУЗ ПК "Пермская районная больница" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по информационно-технологическому сопровождению программы 1С (изв. N 0356300228217000149) обоснованной в части доводов изложенных в п.п 1.1, 2, 3 жалобы.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.п. 7, 7.1 ч.1 ст.31, ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.64, ч.ч. 5, 7, 8 ст.34 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64, Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
4. В целях устранения выявленных нарушений Аукционной комиссии, Заказчику, оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 января 2018 г. N 019872-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.01.2018