Решение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2017 года
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И.,
члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Гробова В.С.,
в присутствии представителя ООО "Теплотехник" Пефтиевой Н.А.,
рассмотрев дело N 07-03/11-17 в отношении ООО "Теплотехник", ИНН 7604278428, ОГРН 1157627002510, по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении и взимании платы в период с 15.02.2016 по 27.07.2016 за поставку тепловой энергии и теплоносителя для нужд отопления и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ярославль. ул. Спасская, д. 2, в отношении ООО "УК "Дом Сервис" в отсутствие установленного уполномоченным органом государственного регулирования тарифа на поставку тепловой энергии и теплоносителя,
установила:
В Ярославское УФАС России поступило заявление жителя дома N2 по улице Спасской города Ярославля (вх. N70 от 09.01.2017) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО "Теплотехник".
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с аналитическим отчетом Ярославского УФАС России от 07.04.2017 по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению объекта, расположенного по адресам: г. Ярославль. ул. Спасская, д. 2, выполненного в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Приказ N220) установлены следующие обстоятельства.
Временной период исследуемого рынка - с 15.02.2016 по 07.04.2017.
Продуктовые границы рынка определяются как тепловая энергия (поставка тепловой энергии).
Географические границы рынка с учётом пункта 4.7 Приказа N220 определяются наличием и расположением технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям), так как ввиду специфики товара - тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, его доставка до потребителя может осуществляться только через присоединенную сеть, при этом при наличии имеющегося подключения сетей к котельной, расположенной по адресу: Ярославская обл., г. Ярославль, Тутаевское шоссе, в районе д. 56, подключение к иным субъектам, осуществляющим производство и передачу тепловой энергии является невозможным, так как на рынке отсутствуют другие субъекты, способные осуществлять производство энергии для теплоснабжения указанного жилого дома.
К источникам централизованного теплоснабжения МКД, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Спасская, д. 2, относится котельная, находящаяся на законном основании в пользовании ООО "Теплотехник".
Таким образом, ООО "Теплотехник" занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения в границах МКД, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Спасская, д. 2, с долей на рынке - 100%.
Комиссия установила следующие фактические обстоятельства дела.
15.02.2016 между ООО "Теплотехник" и ООО "УК "Дом сервис" был заключен предварительный договор теплоснабжения N1. В соответствии с указанным договором ООО "Теплотехник" обязуется выполнить все необходимые мероприятия для отпуска тепловой энергии и подачи теплоносителя на цели отопления и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома по ул. Спасской, д. 2 (3-я и 4-я блок-секции) в г. Ярославле, по тарифам, утвержденным в установленном законом порядке, а Потребитель оплачивать отпущенную тепловую энергию (пункт 1.1 Договора).
Также пунктом 4.1 Договора установлено, что до момента утверждения теплоснабжающей организации в установленном порядке тарифов на тепловую энергию и ее передачу стороны договорились, что плата за потребленную тепловую энергию и ее передачу устанавливается, исходя из тарифа в 1465,71 руб за Гкал/час (в т.ч. НДС 18%).
Теплоснабжение указанного многоквартирного дома осуществляется от котельной, расположенной по адресу: г. Ярославль, Тутаевское шоссе, в районе д. 56, принадлежащей ООО "Теплотехник". Котельная введена в эксплуатацию на основании разрешения Мэрии города Ярославля от 24.12.2015 N76-301000-170-2015, допущена в эксплуатацию на основании разрешения Центрального управления Ростехнадзора от 20.02.2017 N6.1-1530вн-А/0038-2017.
Приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 21.07.2016 N88-тэ установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "Теплотехник" (г. Ярославль), на 2016 год в размере 3172,67 для населения (с учетом НДС) и в размере 2688,70 для потребителей общества в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без учета НДС). Указанные тарифы возможны к применению с момента установления (т. е. с 21.07.2016) по 31.12.2016.
После установления тарифа между ООО "Теплотехник" и ООО "УК "Дом Сервис" был заключен договор теплоснабжения N1 от 27.07.2016. По указанному договору теплоснабжающая организация отпускает тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома по ул. Спасской, д. 2 в г. Ярославле, по цене 3172,67 руб., а потребитель оплачивает отпущенную тепловую энергию (пункт 1.1 Договора).
По данным, представленным ООО "УК "Дом сервис" в письме от 30.03.2017 N688, а также при анализе отчетов составленных на основании архивных данных тепловычислителя ТМК-Н30, зав. N00005836, установлено, что тепловая энергия в указанный многоквартирный дом поставлялась в следующих объемах:
период |
секции 3-4 |
15.02.2016 - 25.02.2016 |
43,528 Гкал |
26.02.2016 - 25.03.2016 |
108,537 Гкал |
26.03.2016 - 25.04.2016 |
74,326 Гкал |
26.04.2016 - 25.05.2016 |
20,353 Гкал |
26.05.2016 - 25.06.2016 |
17,586 Гкал |
26.06.2016 - 25.07.2016 |
8,297 Гкал |
Итого |
272,627 Гкал |
По результатам оказанной услуги ООО "Теплотехник" выставило в адрес ООО "УК "Дом Сервис" счет-фактуру N1/1 от 27.07.2016 за передачу тепловой энергии в количестве 272,627 Гкал по тарифу 1242,13 руб/Гкал (тариф, установленный ООО "Теплотехник" в предварительном договоре теплоснабжения N1 от 15.02.2016) на общую сумму в размере 399592,12 руб. Таким образом, счет был выставлен за услуги оказанные с 15.02.2017 по 25.07.2016.
Платежными поручениями от 18.03.2016 N531 и от 19.05.2016 N950 ООО "УК "Дом Сервис" произвело оплату на расчетный счет ООО "Теплотехник" за тепловую энергию по адресу: г. Ярославль, ул. Спасская, д. 2, в размере 370000 рублей.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела N07-03/11-17 о нарушении антимонопольного законодательства от 01.11.2017, а также в письменных пояснениях от 01.11.2017 N 25/01-НВП ООО "Теплотехник" пояснило, что в период с 15.02.2016 по 27.06.2016 ООО "Теплотехник" не устанавливало и не взимало плату за поставку тепловой энергии и теплоносителя для нужд отопления и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ярославль, ул. Спасская, д. 2. Между ООО "Теплотехник" и ООО "УК "Дом Сервис" был заключен предварительный договор теплоснабжения, согласно которому ООО "УК "Дом Сервис" внесло ООО "Теплотехник" обеспечительный платеж. Окончательный расчет между сторонами производился после 27.07.2016, т. е. после установления тарифа. В связи с тем, что 27.07.2016 регулирующим органом в отношении ООО "Теплотехник" был установлен тариф более высокий, чем средний по городу (тариф ПАО "ТГК-2"), то ООО "Теплотехник" приняло решение за период с 15.02.2016 по 27.07.2016 не производить перерасчет по установленному тарифу, а взимать плату за фактически поставленную тепловую энергию по средней цене на тепловую энергию в г. Ярославле, указанной в предварительном договоре.
Согласно части 1 статьи 381.1 ГК РФ обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем. При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.
Следовательно, при внесении ООО "УК "Дом Сервис" обеспечительных платежей по предварительному договору теплоснабжения у ООО "Теплотехник" возникает обязанность зачесть оплаченные денежные средства за оказанные услуги по теплоснабжению в счет будущих платежей.
Вместе с тем, как установлено материалами дела, ООО "Теплотехник" платежи, произведенные со стороны управляющей компании, зачло в счет ранее исполненных обязательств по поставке тепловой энергии, а именно за период с 15.02.2016 по 27.07.2016. Таким образом, платежи внесенные ООО "УК "Дом Сервис" нельзя рассматривать как обеспечительные.
В соответствии со статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулированию подлежат, в числе прочих, следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
- тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Пунктом 1.1 Положения о департаменте энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 09.08.2012 г. N709-п (далее - Положение), установлено, что Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием.
Согласно пункту 2.2 Положения к полномочиям Департамента относится государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Также в пункте 3.1.2.1 Положения указано, что Департамент устанавливает:
- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
- тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Исходя из изложенного, деятельность по теплоснабжению является регулируемой, тарифы устанавливаются департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Из материалов антимонопольного дела следует, что ООО "Теплотехник" взимало плату с ООО "УК "Дом Сервис" с 15.02.2016 по 27.07.2016 года при отсутствии тарифа, установленного уполномоченным органом государственного регулирования.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Следовательно, действия ООО "Теплотехник", выразившиеся в установлении и взимании платы в период с 15.02.2016 по 27.07.2016 за поставку тепловой энергии и теплоносителя для нужд отопления и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ярославль. ул. Спасская, д. 2, в отношении ООО "УК "Дом Сервис" в отсутствие установленного уполномоченным органом государственного регулирования тарифа на поставку тепловой энергии и теплоносителя, повлекли ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности (ООО "УК "Дом Сервис"), что является злоупотреблением доминирующим положением и образует состав нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Из представленных платежных поручений N531 от 18.03.2016 и N950 от 19.05.2016 ООО "Теплотехник" в период с 15.02.2016 по 21.07.2016 за оказанные услуг по теплоснабжению получило от ООО "УК "Дом Сервис" денежные средства в размере 370000 рублей.
Указанные денежные средства были получены в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия по рассмотрению дела усматривает основания для выдачи ООО "Теплотехник" предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 370000 рублей, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью "Теплотехник" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Теплотехник" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 370000 рублей, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Члены Комиссии: М.И. Матяшевская
А.А. Турутина
В.С. Гробова
ООО "Теплотехник"
150000, г. Ярославль,
ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21, оф. 428
Предписание
по делу N 07-03/11-17 о нарушении
антимонопольного законодательства
14 декабря 2017 года г. Ярославль
Решение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2017 года
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И.,
члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Турутина А.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля ТЭК и ЖКХ Гробова В.С.,
руководствуясь подпунктом "к" пункта 2 статьи 23, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
ООО "Теплотехник" (ИНН 7604278428, ОГРН 1157627002510) необходимо в срок до 01 апреля 2018 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 370000,00 (триста семьдесят тысяч) рублей.
Об исполнении предписания сообщить в Ярославское УФАС России в течение 5 дней после установленного срока для исполнения предписания.
Данное предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.
Реквизиты для перечисления денежных средств в федеральный бюджет:
КБК 161 1 16 020 10 01 6000 140
Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКТМО 78 701 000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: Отделение Ярославль г. Ярославль
БИК 047888001
р/сч 40101810700000010010
Члены Комиссии: М.И. Матяшевская
А.А. Турутина
В.С. Гробова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 декабря 2017 г. N 07-03/11-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.12.2017