Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - (_),
члены Комиссии: (_),
рассмотрев дело N 06-06/96-2017 по факту распространения на муниципальном имуществе города Омска, в отношении которого права собственника от имени муниципального образования город Омск осуществляет Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613, юридический адрес: 644043, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8 (далее также Департамент), рекламы, содержащей признаки нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - (_) (доверенность от 12.07.2017 N 11643),
Департамента культуры Администрации города Омска - (_) (доверенность от 05.02.2018 N исх-Дк/35),
бюджетного учреждения культуры "Камерный ансамбль "Мюзет" (далее - БУК г.Омска "КА "Мюзет") (_), директора
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 02.11.2017 сотрудником Омского УФАС России был выявлен факт распространения на конструкции, установленной по ул. Думской в г. Омске (остановка общественного транспорта "Театральная площадь"), информации следующего содержания:
"20 лет в стиле Департамент культуры администрации города Омска ансамбль Мюзет художественный руководитель Владимир Плужник 12 ноября концертный зал юбилейный концерт e-mail: musette92@bk.ru vk.com/musette_omsk" (акт фиксации распространяемой рекламы от 04.11.2017).
Указанная информация содержала признаки нарушения требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которой не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно информации Департамента от 17.11.2017 N 19185 "_городской информационный щит формата 2\x{00d7}3 по ул. Думская - ООТ "Музыкальный театр" является собственностью муниципального образования город Омск_".
На основании изложенного определением Омского УФАС России от 20.12.2017 в отношении Департамента имущественных отношений Администрации города Омска было возбуждено дело N 06-06/96-2017 по признакам нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В письме Департамента от 12.01.2018 N 176 указано:
- "_департаментом предоставлен городской информационный щит по ул. Думская (остановка общественного транспорта "Музыкальный театр") департаменту культуры Администрации города Омска для размещения социальной информации БУК г. Омска "Камерный ансамбль "Мюзет"_";
- "_работы по изготовлению и размещению (монтажу) информационного баннера департаментом не проводились и осуществлялись организатором социального информационного проекта самостоятельно за счет собственных средств_".
Определением Комиссии Омского УФАС России от 17.01.2018 рассмотрение дела 06-06/95-2017 было отложено в связи с необходимостью получения пояснений по факту использования Департаментом вышеуказанной рекламной конструкции с приложением соответствующего договора, на основании которого муниципальное имущество было передано для распространения рекламы зрелищного мероприятия - концерта ансамбля "Мюзет"; привлечения к рассмотрению дела в качестве заинтересованных лиц Департамента культуры Администрации города Омска и БУК г. Омска "КА "Мюзет".
Согласно письму Департамента культуры Администрации города Омска от 05.02.2018 N ДК/34:
- "_вопросы предоставления рекламных конструкций, являющихся собственностью города Омска, находятся в компетенции департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - ДИО), департаментом культуры направлено письмо в ДИО с просьбой о предоставлении муниципальных рекламных конструкций для размещения социальной рекламы_";
- "...после положительного ответа от ДИО руководителем Учреждения был заключен договор с ООО "Яркий мир" от 18.05.2017 N 11 на изготовление баннера_".
БУК г. Омска "КА "Мюзет" в пояснениях от 07.02.2018 указало на то, что "_размещение информационного баннера осуществлялось действительно в рамках реализации мероприятий по информированию населения города Омска о юбилейных датах учреждения культуры города Омска. Цель этих мероприятий - привлечь внимание горожан к тому, что многим известный коллектив в 2017 году отмечает свое двадцатилетие_"; "_считаю, что требование к размещению знака информационной продукции на информационном баннере должен был учесть собственник муниципального имущества - рекламных конструкций_".
При этом в письме Департамента от 31.01.2018 N 1279 указано:
- "_пользование щитов (муниципальное имущество) осуществляется подразделениями Администрации города Омска на безвозмездной основе, без договора, с обязательным предоставлением в департамент эскиза изображения, предполагаемого для размещения_";
- "_эскиз изображения с информацией "20 лет в стиле Департамент культуры администрации города Омска ансамбль Мюзет художественный руководитель Владимир Плужник 12 ноября концертный зал юбилейный концерт e-mail: musette92@bk.ru vk.com/musette_omsk" в департамент не предоставлялся департаментом не согласовывался_";
- "_организатор информационного проекта самостоятельно, без согласования эскиза изображения с департаментом, осуществил размещение (монтаж) баннера, что говорит о самовольном и противоправном использовании городского информационного щита".
На заседании Комиссии Омского УФАС России представитель Департамента (_) подтвердила позицию Департамента и дополнительно пояснила, что в рамках взаимодействия Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска с Департаментом культуры Администрации города Омска последнему было предоставлено шесть муниципальных рекламных щитов формата 2х3 м согласно адресной программе, в том числе для размещения социальной рекламы ансамбля "Мюзет"; размещение осуществлялось без заключения какого-либо договора, поскольку Департамент культуры Администрации города Омска является структурным подразделение Администрации города Омска; все переговоры по вопросу размещения социальной рекламы велись только с Департаментом культуры Администрации города Омска; несогласованная рекламная информация ("20 лет в стиле Департамент культуры администрации города Омска ансамбль Мюзет художественный руководитель Владимир Плужник 12 ноября концертный зал юбилейный концерт e-mail: musette92@bk.ru vk.com/musette_omsk") размещена самовольно и без согласия Департамента имущественных отношений Администрации города Омска.
Представителем Департамента культуры Администрации города Омска (_) и директором БУК "КА "Мюзет" (_) поддержаны доводы, изложенные в письменных пояснениях от 05.02.2018 N ДК/34 и от 07.02.2018 б/н.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По определению (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - концерту ансамбля "Мюзет".
Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Спорная реклама не подпадает под понятие "социальная реклама", поскольку направлена на иные цели. Основной целью распространенной рекламы являлось продвижение зрелищного мероприятия - концерта ансамбля "Мюзет", в рекламе использованы средства индивидуализации мероприятия - наименование ансамбля, время и место его проведения (юбилейный концерт "КА "Мюзет", 12 ноября, концертный зал), источник дополнительной информации о мероприятии (e-mail: musette92@bk.ru, vk.com/musette_omsk).
Статья 2 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает следующие понятия:
информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
На момент фиксации нарушения распространяемая реклама зрелищного мероприятия - концерта ансамбля "Мюзет" не содержала знака информационной продукции, что противоречило требованиям части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которой не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска" утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Администрации г.Омска (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 16 Положения основной целью деятельности Департамента является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования город Омск.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Положения Департамент в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества города Омска, в том числе в отношении рекламных конструкций.
В силу подпункта 2 пункта 18 Положения Департамент в установленном порядке заключает концессионные соглашения, договоры доверительного управления, безвозмездного пользования, аренды муниципального имущества, договоры на обеспечение технической эксплуатации имущества муниципальной казны города Омска, договоры управления многоквартирными домами, помещения в которых являются муниципальной собственностью, и общежитиями, находящимися в муниципальной собственности, договоры хранения движимого и недвижимого муниципального имущества.
На основании пункта 23 Положения Департамент заключает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска, на земельном участке, расположенном на территории города Омска, государственная собственность на который не разграничена, а также договоры на право размещения рекламы на транспортном средстве, находящемся в муниципальной собственности города Омска; разрабатывает эскизы социальной рекламы, осуществляет координацию действий структурных подразделений Администрации города Омска и рекламораспространителей по вопросу размещения социальной рекламы на средствах наружной рекламы; разрабатывает эскизы оформления объектов, используемых для проведения Администрацией города Омска мероприятий.
Подпунктом 6 пункта 25 Положения также установлено, что Департамент наделен правом запрашивать в установленном порядке и получать от структурных подразделений Администрации города Омска, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий сведения и оперативную информацию об использовании муниципального имущества.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет исключительно рекламораспространитель, т.е. лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
В связи с вышеизложенным, при отсутствии документов, подтверждающих право легитимного использования муниципального имущества (рекламной конструкции) иными лицами, именно Департамент имущественных отношений Администрации города Омска как орган, уполномоченный на управление муниципальным имуществом, зная о размещении на указанной конструкции рекламы, является рекламораспространителем.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела N 06-06/96-2017 реклама концерта ансамбля "Мюзет" не распространяется, Комиссией Омского УФАС России принято решение об отсутствии необходимости в выдаче Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу "20 лет в стиле Департамент культуры администрации города Омска ансамбль Мюзет художественный руководитель Владимир Плужник 12 ноября концертный зал юбилейный концерт e-mail: musette92@bk.ru vk.com/musette_omsk" ненадлежащей, действия Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) нарушающими требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 15 февраля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 февраля 2018 г. N 06-06/96-2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.02.2018