Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Сучков О.Н. - председатель комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок;
Куфтырева Н.А. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
Жирнов А.А. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу АО "СОГАЗ" в лице Череповецкого филиала на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, в котором Заказчик - МУП "Электросеть", в присутствии представителей:
от Заказчика - Смоленская А.А. по доверенности N 0842/1-4 от 09.02.2018, Петрова О.В. по доверенности N 0843/1-4 от 09.02.2018;
от АО "СОГАЗ" - Туев С.А. по доверенности N Ф57-180/17 от 06.07.2017;
от ООО "СК "Согласие" - Галушка А.О. по доверенности N 375/Д от 07.02.2018,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от АО "СОГАЗ" в лице Череповецкого филиала (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0530300001318000005 на услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в котором Заказчик - МУП "Электросеть".
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует протокол подведения итогов электронного аукциона. Заявитель утверждает, что в документации об электронном аукционе форме, содержались сведения о транспортных средствах, в отношении которых заказчик намеревался заключить договоры страхования, а также расчет цены (тарифа) единицы услуги на каждое конкретное транспортное средство и общая сумма контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее по тексту - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО, Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Часть 6. ст. 9 Закона об ОСАГО указывает следующее: страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов установлены Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее по тексту - Указания Банка России).
В документации об электронном аукционе содержится расчет страховой премии, произведенный Заказчиком на общую сумму 310 290 руб. 33 коп.
Заявитель исходя из содержащихся в документации сведений была осуществлена проверка коэффициентов: территориальности (КТ), в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО) и коэффициент, в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля (КМ). Результаты проверки данных сведений Заявителя совпадают со сведениями, представленными Заказчиком.
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ) принимался исходя из представленной Заказчиком информации т.к. осуществить проверку данных сведений из содержащейся в документации информации не представляется возможным по причине отсутствия идентификационных номеров (VIN).
Установив указанные выше значения, Заявитель произвел расчёт страховой премии, сумма которой составила 309 978 руб. 55 коп. Данный расчет является законным, обоснованным, полностью отвечающим требованиям документации об аукционе и действующего законодательства. Расхождения с расчетом Заказчика образовались вследствие разницы на 1 (одну) копейку по транспортным средствам, указанным в строках 17, 20, 25, 33, 34, 38, 45, при расчете которых заказчик произвел округление результатов расчета в сторону уменьшения, и на 1228 руб. по транспортному средству, указанному в строке 18, где Заказчиком, по всей видимости, допущена арифметическая ошибка.
По утверждению Заявителя, расчет страховой премии, признанного победителем аукциона ООО "СК "Согласие", в размере 307 468 руб. 33 коп. не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, Закона об ОСАГО и Указаниям Банка России, соответственно, по мнению Заявителя, комиссия была обязана отклонить заявку ООО "СК "Согласие" и данное лицо не может быть признано победителем аукциона.
Представители Заказчика считают жалобу необоснованной. Заказчик, в том числе в письменных возражениях по жалобе указал, что в соответствии со ст. 8 и ст. 15 Закона об ОСАГО, при подготовке документации об аукционе в расчете начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) использовались тарифы и коэффициенты, предусмотренные Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание Банка России N3384-У).
В Законе о контрактной системе не содержится требования о предоставлении участниками закупки расчета цены (страховой премии), поэтому комиссия не имела возможность проверить правильность расчета цены контракта. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
На момент рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе у аукционной комиссии не было доказательств, подтверждающих утверждение о необоснованном снижении страхового тарифа ООО "СК "Согласие" и о том, что страховые тарифы по ОСАГО рассчитаны Заявителем не в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Следовательно, аукционная комиссия сочла неправомерным отклонение заявки победителя без наличия достаточных доказательств необоснованного снижение страхового тарифа.
Расхождение расчетов по транспортным средствам, указанным в строках 17, 20, 25, 33, 34, 38, 45 образовалось вследствие округления результатов расчетов.
По транспортному средству, указанному в строке 18 Заказчиком допущена техническая ошибка в части указания базовой ставки. Остальные данные по транспортному средству (для расчета страховой премии), в т.ч. итоговый расчет страховой премии указан верно.
В соответствии с п. 11 ч. 3 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263, расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования, с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО.
Дополнительно в обосновании своей позиции Заказчик сослался на судебную практику, а именно на Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.05.2017 N Ф07-2779/2017 по делу N А56-32519/2016, а также решение УФАС N 04-11/148-17 от 21.06.2017.
Представитель заинтересованного лица участника закупки ООО "СК "Согласие" подтвердил утверждения Заявителя и Заказчика о том, что в позициях 17, 20, 25, 33, 34, 38, 45, при расчете начальной (максимальной) цены контракта допущена техническая ошибка, а также по транспортному средству, указанному в строке 18 допущена арифметическая ошибка.
Дополнительно представитель заинтересованного лица участника закупки ООО "СК "Согласие" пояснил, что в автоматизированной информационной системе обязательного страхования по транспортному средству указанному в п. 7 КБМ - 0,85, п. 9 КБМ - 0,8, п. 20 - 0,8, п. 31 КБМ - 0,9, п. 32 КБМ - 0,9, п. 38 КБМ - 1, п. 41 КБМ - 0,85. Указанный факт позволил снизить цену больше, чем это сделал Заявитель.
Заинтересованное лицо участник закупки ООО "СК "Согласие" представил расчет цены контракта, а также пояснил, что указанная цена полностью соответствует Закону об ОСАГО и указаниям Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Заказчик представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика, Заявителя и заинтересованного лица участника закупки ООО "СК "Согласие", пришла к следующему выводу.
17.01.2018 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) была опубликована закупка N 0530300001318000005.
Способ определения исполнителя: электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта: 310 290, 33 рублей.
Объект закупки: услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО).
В протоколе проведения электронного аукциона от 29.01.2018, в том числе указано:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
4 |
307 468,33 руб. |
29.01.2018 10:51:06 (по московскому времени) |
3 |
309 978,55 руб. |
29.01.2018 10:51:28 (по московскому времени) |
1 |
(нет) |
(нет) |
2 |
(нет) |
(нет) |
В протоколе подведения итогов электронного аукциона от 30.01.2018, в том числе указано:
Порядковый номер заявки на участие в аукционе в электронной форме (далее-электронный аукцион) |
Сведения об участниках закупки, вторые части заявок на участие в электронном аукционе которых рассматривались |
Решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией об электронном аукционе |
|
| |||
4 |
ООО 'СК 'Согласие' |
соответствует |
|
| |||
| |||
3 |
Акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" |
соответствует |
|
| |||
|
В разделе II. "Техническое задание" документации об электронном аукционе, в том числе установлено:
"Услуги по ОСАГО владельцев транспортных средств должны оказываться согласно действующему законодательству, в том числе Федеральному закону от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями и дополнениями), положению ЦБ РФ от 19.09.2014 г. N 431-П "Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и в строгом соответствии с Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями и дополнениями)".
Материалами дела не опровергнут довод о том, что цена, предложенная участником закупки ООО "СК "Согласие" полностью соответствует Закону об ОСАГО и указаниям Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" , что предложение о цене контракта участника закупки АО "СОГАЗ" в размере 1 387 109, 77 рублей соответствует требованиям к расчету страховых тарифов по ОСАГО, изложенных в разделе II. "Описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе, а также Закону об ОСАГО и указаниям Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Таким образом, аукционная комиссия правомерно признала заявку добросовестного участника закупки, предоставившего предложение о цене контракта в размере, соответствующем законодательству Российской Федерации, соответствующей.
В силу ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Дата и время окончания подачи заявок - 25.01.2018 08:00.
Жалоба Заявителя подана в УФАС 05.02.2018 вход. N 484.
На основании изложенного, жалоба АО "СОГАЗ" необоснованна.
Вместе с тем Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку. Установлены следующие нарушения.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной.
Утверждение Заявителя о том, что по позициям 17, 18, 20, 25, 33, 34, 38, 45 при расчете начальной (максимальной) цены допущена ошибка, подтверждено материалами дела. Указанный факт представителями Заказчика и Заинтересованное лицо участник закупки ООО "СК "Согласие" не отрицается
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, указав недостоверную информацию в документации об электронном аукционе. Указанное нарушение ввело в заблуждение участников закупки.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного, в том числе ч. 8 указанной статьи.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении, в том числе обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "СОГАЗ" необоснованной.
По результатам внеплановой проверки признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Выдать предписание.
Передать материалы дела в орган муниципального финансового контроля для осуществления контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 04-11/19-18
09 февраля 2018 г. г. Вологда
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Сучков О.Н. - председатель комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок;
Куфтырева Н.А. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
Жирнов А.А. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,
на основании решения N 04-11/19-18 от 09 февраля 2018 года, принятого по итогам рассмотрения жалобы АО "СОГАЗ" в лице Череповецкого филиала на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0530300001318000005 на услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), в котором Заказчик - МУП "Электросеть",
предписывает:
Аукционной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0530300001318000005.
Оператору электронной площадки отменить протокол проведения электронного аукциона от 29.01.2018 N 0530300001318000005-2 и обеспечить исполнение предписания.
Заказчику аннулировать определение поставщика.
Аукционной комиссии, Заказчику и Оператору электронной площадки исполнить предписание в срок до 19 февраля 2018 года.
Заказчику сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области об исполнении предписания в срок до 20 февраля 2018 года.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
За невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей (часть 7 статьи 19.5 КоАП РФ).
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
О.Н. Сучков
Н.А. Куфтырева
А.А. Жирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 9 февраля 2018 г. N 04-11/19-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.02.2018