Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу НОЧУ ДПО "Эко-Сфера" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "ММП имени В.В. Чернышева" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке проекта ПДВ и получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух (реестровый N 31705789819) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось установлении в Закупочной документации избыточных требований к оформлению банковской гарантии, а также в признании заявки НОЧУ ДПО "Эко-Сфера" соответствующей требованиям Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт) размещена выписка из протокола N 4 заседания Совета директоров АО "ММП имени В.В. Чернышева". В соответствии с данной выпиской Заказчиком принято решение о присоединении к Единому положению о закупке Государственной корпорации "Ростех" (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке в редакции, действующей на момент объявления закупки, размещено на Официальном сайте.
27.11.2017 Заказчиком на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с протоколом открытия доступа к заявкам от 07.12.2017 на участие в Закупке поданы заявки от НОЧУ ДПО "Эко-Сфера" и ООО "ПИБ".
12.12.2017 Закупочной комиссией принято решение о допуске заявки Заявителя к участию в Закупке (протокол N ПРТ852-03-240-2017).
20.12.2017 Закупочной комиссией принято решение о признании Заявителя победителем Закупки (протокол N ПРТ852-03-247-2017).
Заявитель в своей жалобе указывает, что НОЧУ ДПО "Эко-Сфера" не соответствует требованиям Закупочной документации и не может быть допущена до заключения договора по итогам Закупки.
Из жалобы следует, что 15.12.2017 сведения об НОЧУ ДПО "Эко-Сфера" включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Реестр недобросовестных поставщиков).
Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.
Пунктом 2.1 Приложения 1 к Информационной карте Закупочной документации установлено требование к участникам Закупки об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Законом о закупках и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подтверждение соответствия участника Закупки вышеуказанному требованию декларируется в Форме 1 (Заявка) Закупочной документации.
Комиссией установлено, что Заявителем в заявке на участие в Закупке подтверждено отсутствие сведений о НОЧУ ДПО "Эко-Сфера" в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Законом о закупках и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 4.14.9 Закупочной документации утвержден закрытый перечень оснований для отклонения заявки участника Закупки.
Вместе с тем, на дату рассмотрения заявки Заявителя (12.12.2017) у Закупочной комиссии отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Заявителя.
В силу положений пункта 4.20 Закупочной документации вплоть до подписания договора Заказчик обязан отстранить участника от дальнейшего участия в Закупке, в том числе при обнаружении недостоверных сведений в заявке, существенных для допуска данного участника к закупке или для оценки его заявки, при наличии документального подтверждения их недостоверности.
Недостоверными сведениями являются сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Комиссия установила, что заявка Заявителя подана 01.12.2017 (согласно протоколу открытия доступа к заявкам).
Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания применения положений пункта 4.20 Закупочной документации в части отстранения Заявителя от участия в Закупке по факту представления последним недостоверных сведений об отсутствии в Реестре недобросовестных поставщиков. На фактическую дату подачи заявки Заявителем сведения являлись достоверными.
Учитывая изложенное, довод жалобы Заявителя о неправомерности признания Заказчиком заявки Заявителя соответствующей требованиям Закупочной документации в части отсутствия сведений об участнике в Реестре недобросовестных поставщиков не обоснован.
По мнению Заявителя в Закупочной документации установлены избыточные требования к оформлению банковской гарантии, а именно предъявлены избыточные требования к банкам, в которых требуется оформить банковскую гарантию.
Из положений пункта 35 Информационной карты Закупочной документации следует, что обеспечение исполнения договора может быть предоставлено в виде безотзывной независимой (банковской) гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям, установленным в пункте 6 Проекта договора Закупочной документации.
Согласно пункту 6.9 проекта договора Закупочной документации банк, выдавший банковскую гарантию должен соответствовать требованиям, указанным в Приложении N 5 к Проекту договора Закупочной документации.
Приложением N 5 к Проекту договора Закупочной документации установлены в том числе следующие требования к банкам:
Наличие лицензии Центрального банка Российской Федерации, разрешающей выдачу банковских гарантий.
Публикация отчетности банка на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Наличие положительных финансовых результатов деятельности банка не менее, чем за 2 года из 3 лет, предшествующих году объявления процедуры закупки.
Отсутствие внешнего управления, лицензия не должна быть приостановлена полностью или частично.
Величина активов на последнюю отчетную дату по публикуемой отчетности не менее 30 млрд. руб.
Величина собственного капитала на последнюю отчетную дату по публикуемой отчетности не менее 10 млрд. руб.
Совокупный объём обязательств банка по выданным гарантиям (в том числе по аккредитивам) и поручительствам за третьих лиц, предусматривающим исполнение обязательств в денежной форме (в том числе обязательств, вытекающих из акцептов, авалей, индоссаментов) на последнюю отчетную дату по публикуемой отчетности не превышает двукратной величины собственного капитала на ту же дату.
Размер обеспечиваемого обязательства (сумма гарантии) по одному договору составляет не более 5% от величины собственного капитала банка на последнюю отчетную дату по публикуемой отчетности.
Совокупный объём выданных Заказчику-бенефициару гарантий не превышает 20% от величины собственного капитала банка на последнюю отчетную дату по публикуемой отчетности.
Наличие офиса (отделение, филиал) в одном с бенефициаром субъекта Российской Федерации или в г. Москве.
Комиссия отмечает, что вышеуказанные требования к банкам полностью соответствуют требованиям, утвержденным в Приложении 10 "Требования к банкам" Положения о закупках.
На заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих избыточность установленных требований.
Из представленных Заявителем документов следует, что третьему лицу, действовавшему в интересах Заявителя, ряд банков отказал в предоставлении банковской гарантии.
Вместе с тем, данные факты не свидетельствуют о неправомерности и избыточности установленных Заказчиком требований к банкам в Закупочной документации. При этом, в отказах выдачи банковской гарантии не указаны основания.
Кроме того, Закупочной документацией предусмотрен иной способ обеспечения договора, однако, не реализованный Заявителем.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным. Требования к банкам, утвержденные в Закупочной документации соответствуют Положению о закупках. Обратного Заявителем на заседании Комиссии не доказано.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 15.01.2018 N ИШ/1487/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 января 2018 г. N 1-00-88/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.02.2018