Резолютивная часть решения оглашена "27" ноября 2017 г.
В полном объеме решение изготовлено "11" декабря 2017 г.
Комиссия Дагестанского Управления ФАС России по рассмотрению дела N 04-31/2017 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания" (далее ПАО "ДЭСК") (адрес: РД, г.Махачкала, ул. Дахадаева, 73) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в нарушении порядка ограничения и введения полного ограничения электрической энергии, что привело к ущемлению интересов ООО "Аквамаг" (далее Заявитель, Общество) в составе:
Председатель Комиссии: Халлаева Д.М.;
Члены Комиссии:
- Халилов Р.А.;
- Саидов Ш.М.;
- Магомедов М.А.;
- Джамалудинов А.М.,
в присутствии представителей:
- АО "Дагестанская сетевая компания" - ххх;
- ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания" - ххх;
и в отсутствии представителей ООО "Аквамаг" (имеются доказательства надлежащего уведомления),
УСТАНОВИЛА:
17.03.2017 в адрес Дагестанского УФАС России от Прокуратуры г. Махачкалы в соответствии со ст.8 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" поступило заявление от генерального директора ООО "Аквамаг" ххх о злоупотреблениях ПАО "ДЭСК" в части незаконного ограничения подачи электроэнергии.
В ходе изучения представленной информации установлено что, в действиях ПАО "ДЭСК" по не законному ограничению подачи электроэнергии усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом Дагестанского УФАС России от 03 апреля 2017 года N61 в отношении ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания" было возбуждено дело N04-31/2017 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с необходимостью получения дополнительной информации дело N04-31/2017 неоднократно откладывалось.
В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела N04-31/2017, в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции определением Дагестанского УФАС России от 18.10.2017 г рассмотрение дела отложено на 21.11.2017 г.
21.11.2017 г. на заседание Комиссии представителем ПАО "ДЭСК" были представлены письменные пояснения (вх. N 6042 от 21.11.2017) по рассматриваемому делу, в которых были изложены дополнительные обстоятельства дела.
В заседании Комиссии в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона о защите конкуренции объявлялся перерыв до 16 ч. 40 мин. 27.11.2017 г. для полного и всестороннего изучения всех обстоятельств данного дела.
27.11.2017 г. рассмотрев представленные материалы и выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.01.2017 г. в 10 ч. 00 мин. со слов директора ООО "Аквамаг" ххх позвонил представитель АО "ДСК" и уведомил о полном ограничении потребления электроэнергии на Ф-2 подстанции Юго-Восточная и Ф-33 на подстанции "Компас" по причине неуплаты образовавшейся задолженности за поставленную электроэнергию по объекту: г. Махачкала, ул. Булача, д. 36 (9-ти этажного жилого дома).
01.02.2017 г. АО "ДСК" отключила электроэнергию на Ф-2 подстанции Юго-Восточная ссылаясь на уведомление ПАО "Дагестанская энерго-сбытовая компания" (далее ПАО "ДЭСК") от 16.01.2017 г. Ввиду отключения от электричества всего микрорайона Юго-восточная промзона, была обесточена производственная база ООО "Аквамаг".
После выяснения причин отключения электроэнергии на Ф-2 подстанции Юго-Восточная, Заявителю 02.02.2017 г. от ПАО "ДЭСК" за N32/01-634 пришло уведомление об отмене заявки на ограничение режима потребления электрической энергии потребителя ООО "Аквамаг" с местонахождением ЦЭС Ф-33 и Ф-2 КТП-160 Центральные РЭС.
В соответствии с постановлением Республиканской службы по тарифам от 29.01.2007 г. N1 ПАО "ДЭСК" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Дагестан. Общество приказом Дагестанского УФАС России N48 от 30.08.2005 г. было включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по РД, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 65 процентов и занимает доминирующее положение на рынке оптовой и розничной торговли (реализации) электроэнергии на территории РД.
АО "ДСК" является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства (территории - Республика Дагестан).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N147 "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135 "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Между ПАО "ДЭСК" и АО "ДСК" заключен договор (от 19.05.2015 г. N2/ДСК) оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) и приложением N6 к такому договору определен регламент взаимодействия исполнителя и заказчика при ограничении режима потребления электроэнергии (мощности) покупателям.
Между ПАО "ДЭСК" и ООО "Аквамаг" заключен договор энергоснабжения от 01.09.2013 г. N1005101-8-Ц-1 и пункт 2.2.2. договора предусматривает, что Гарантирующий поставщик имеет право инициировать полное и (или) частичное ограничения режима потребления э/энергии в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных случаях, установлены Правилами N 442 (Утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442) и на момент совершения рассматриваемых действий ПАО "ДЭСК" и АО "ДСК" действовала редакция N22 от 26.12.2016 г.
Пункт 2 раздела II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии N 442 гласит, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:
б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;
возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);
В силу пункта 4 раздела II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии N 442 ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются, а в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка (далее - инициатор введения ограничения) на основании его (ее) письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию, указанную в пункте 5 настоящих Правил.
Согласно пункту 5 раздела II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии N 442 ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления.
В силу пункта 15 Постановления N442 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:
размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;
даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;
б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:
введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;
введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;
в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Согласно письменным пояснениям ПАО "ДЭСК" 16.01.2017 г. посредством электронной почты в адрес ООО "Аквамаг" было отправлено уведомление об ограничении потребления электроэнергии. В котором указывалось об имеющейся задолженности ООО "Аквамаг" перед ПАО "ДЭСК" за поставку электроэнергии в размере 395282 рублей 78 копеек.
Дата предполагаемого введения частичного ограничения режима согласно с вышеуказанным уведомлением с 10-00 27.01.2017 г. до 10-00 30.01.2017 г.
ООО "Аквамаг" в своем заявлении указывало, что не получало от ПАО "ДЭСК" никаких уведомлений об ограничении потребления электроэнергии.
В ходе рассмотрения данного дела в адрес Дагестанское УФАС от ПАО "ДЭСК" доказательств о предварительном письменном уведомлении потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления не представлялось.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ПАО "ДЭСК" нарушения порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии, установленного Постановлением N442, что выразилось в не уведомлении надлежащем образом потребителя о предстоящем отключении, составления сетевой организацией актов об отключении, что привело к ущемлении прав и законных интересов потребителя.
В соответствии со ст.48.1 Закона о защите конкуренции, Дагестанским УФАС России в адрес ПАО "ДЭСК" было направлено заключение об обстоятельствах дела N04-31/2017.
Доводы ПАО "ДЭСК" изложенные в возражении на заключении об обстоятельствах дела N04-31/2017, не состоятельны ввиду следующего:
В своем возражении ПАО "ДЭСК" указывает на то, что в соответствии с п. 8 Правил N 442 и п. 12.1 Договора N 1005101-8-Ц-1 Заявитель был извещен посредством электронной почты.
И в подтверждение данного повода была приложена распечатка с электронной почты, согласно которой с электронного почтового ящика migunova@dagesk.ru 16.01.2017 г. в 9:43 было направлено письмо в адрес получателя с именем Аквамаг.
Доказательства о прочтении либо получении ООО "Аквамаг" посредством электронной почты письма от ПАО "ДЭСК" с уведомлением об ограничении потребления электроэнергии не представлено.
Кроме того, на предыдущих заседаний Комиссии представителями ПАО "ДЭСК" направление в адрес Заявителя уведомления от 16.01.2017 г. отрицалось.
Вместе с тем, в своих пояснениях Заявитель сообщает, что ПАО "ДЭСК" необоснованно требует оплату за потребление электроэнергии жилым 9-ти этажным домом в г. Махачкала, ул. Булача 36 от ООО "Аквамаг". В следствии чего и образовалась задолженность в размере 395282 рублей 78 копеек.
ООО "Аквамаг" как генеральный подрядчик в течении 2015 года несло расходы по содержанию вышеуказанного дома.
10.12.2015 г. Заявителем в адрес ПАО "ДЭСК" было направлено письмо с просьбой о снятии с баланса ООО "Аквамаг" с 01.01.2016 г. жилого 9-ти этажного дома в г. Махачкала, ул. Булача 36 (на основании ст. 161 ЖК РФ), в связи с введением в эксплуатацию многоквартирного жилого дома.
В материалах дела также имеется обращение собственников жилого дома по ул. Булача 36 в ПАО "ДЭСК" с просьбой открытия лицевых счетов для предоставления электроэнергии.
ПАО "ДЭСК" в обоснование своих действий совершенных в соответствии с пунктом "б" пункта 2 (раздела 1) Правил N 442, не представило акты сверки взаиморасчетов с ООО "Аквамаг" за период с 01.01.2016 г. по 16.01.2017 г. подписанные ПАО "ДЭСК" и ООО "Аквамаг", ни иных доказательств наличия задолженности (судебный акт).
Таким образом, ПАО "ДЭСК" не доказало не только получение ООО "Аквамаг" уведомления о намеченных мероприятиях по ограничению и/или прекращению поставки электроэнергии, но и даже наличие задолженности Заявителя по оплате услуг по передаче электрической энергии.
Пунктом 9 Постановления N442 установлено, что частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.
При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).
Техническая возможность частичного ограничения режима потребления с центров питания исполнителя (субисполнителя) отсутствует в случае, если ограничение режима потребления в требуемом объеме возможно осуществить только путем отключения всех объектов электросетевого хозяйства, питающих энергопринимающие устройства потребителя, что приведет к ограничению режима потребления ниже заданного уровня частичного ограничения и (или) уровня аварийной и (или) технологической брони, а отключение части питающих потребителя объектов электросетевого хозяйства не приведет к требуемому ограничению режима потребления.
В случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, если при этом отсутствует техническая возможность сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) с центров питания исполнителя (субисполнителя), то исполнитель (субисполнитель) вводит полное ограничение режима потребления в сроки, указанные в настоящих Правилах. Потребитель обязан возместить убытки, возникшие вследствие этого у инициатора введения ограничения, у исполнителя (субисполнителя) (а в случае, если было нарушено электроснабжение потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, то указанный потребитель обязан также возместить убытки, возникшие у таких потребителей).
Пунктом 12 Постановления N442 предусмотрено, что при введении ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) составляется акт о введении ограничения режима потребления, содержащий следующую информацию:
а) вид ограничения режима потребления (частичное или полное);
б) дата и время вводимого ограничения режима потребления;
в) уровень вводимого ограничения режима потребления (при частичном ограничении);
г) наименование потребителя, точки поставки, в отношении которых вводится ограничение режима потребления;
д) адрес, по которому производится ограничение режима потребления;
е) технические мероприятия на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя), посредством которых реализовано введение ограничения режима потребления, в том числе место установки отключенных коммутационных аппаратов (при их наличии);
ж) номер и показания приборов учета на дату введения ограничения режима потребления;
з) причины, по которым не было введено ограничение режима потребления (в случае, если ограничение режима потребления не было введено).
Акт о введении ограничения режима потребления составляется в 3 экземплярах и подписывается присутствующими исполнителем (субисполнителем, инициатором введения ограничения), потребителем. В случае отказа потребителя либо инициатора введения ограничения от подписания акта в акте делается соответствующая запись (пункт 13 Постановления N442).
В соответствии с материалами дела N04-31/2017 о нарушении антимонопольного законодательства данный акт не составлялся, и его копия не направлялась ни в адрес ПАО "ДЭСК", ни в адрес ООО "Аквамаг".
Согласно пояснениям представителей АО "ДСК" и ПАО "ДЭСК", присутствовавших ранее на рассмотрении дела, отключений от электроэнергии на Ф-2 подстанции Юго-Восточная не было.
Однако факт отключения от электроэнергии Ф-2 подстанции Юго-Восточная, исходя из представленных документов, по мнению Комиссии подтверждается актами отключения электрической энергии составленными представителями ООО "Аквамаг" и МБОУ СОШ N32.
Следовательно, при введении полного ограничения режима потребления в отношении ООО "Аквамаг" был нарушен порядок введения ограничения режима потребления, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442, а именно: не был составлен Акт о введении ограничения режима потребления, не вручена копия документа о введении ограничения потребителю и сбытовой организации.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 г. N35-ФЗ "Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа (аналогичная правовая позиция содержится и в Постановлении Федерального Арбитражного суда Московского округа по делу NА40-66312/2013).
Исходя из вышеизложенного и имеющимся материалами дела установлено, что сетевой организацией (АО "ДСК") нарушен порядок ограничения и введения полного ограничения электрической энергии (прекращения подачи электроэнергии).
Согласно ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Исходя из вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации, представленных документов и сведений, Комиссия по рассмотрению дела N04-31/2017 пришла к выводу о наличии в действиях ПАО "ДЭСК" состава нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в незаконных действиях ПАО "ДЭСК" по отключению промышленной базы ООО "Аквамаг" на Ф-2 подстанции Юго-Восточная, что привело к ущемлению интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пояснениям ООО "Аквамаг" электроснабжение объектов Общества на момент рассмотрения дела N04-31/2017 на Ф-2 подстанции Юго-Восточная возобновлено.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания" нарушившим ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в незаконных действиях по отключению электрической энергии производственной базы ООО "Аквамаг" на Ф-2 подстанции Юго-Восточная, что привело к ущемлению интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности
2. В связи с тем, что энергоснабжение объектов Заявителя восстановлено, предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.
Председатель Комиссии Халлаева Д.М.
Члены Комиссии Халилов Р.М.
Саидов Ш.М.
Магомедов М.А.
Джамалудинов А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 ноября 2017 г. N 04-31/2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.12.2017