Резолютивная часть решения оглашена "21" ноября 2017 г.
В полном объеме решение изготовлено "01" декабря 2017 г.
Комиссия Дагестанского Управления ФАС России по рассмотрению дела N 04-30/2017 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения АО "Дагестанская сетевая компания" (далее АО "ДСК") (ИНН 2632800485, адрес: РД, г.Махачкала, ул. Дахадаева, 73 "А") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в нарушении порядка ограничения и введения полного ограничения электрической энергии, что привело к ущемлению интересов ООО "Аквамаг" (далее Заявитель, Общество) в составе:
Председатель Комиссии: Халилов Р.А.;
Члены Комиссии:
- Саидов Ш.М.
- Магомедов М.А.;
- Джамалудинов А.М.,
в присутствии представителей:
- АО "Дагестанская сетевая компания" - ххх;
- ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания" - ххх;
и в отсутствии представителей ООО "Аквамаг" (имеются доказательства надлежащего уведомления),
УСТАНОВИЛА:
17.03.2017 в адрес Дагестанского УФАС России от Прокуратуры г. Махачкалы в соответствии со ст.8 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" поступило заявление от генерального директора ООО "Аквамаг" ххх о злоупотреблениях АО "ДСК" в части незаконного ограничения подачи электроэнергии.
В ходе изучения представленной информации установлено что, в действиях АО "ДСК" по не законному ограничению подачи электроэнергии усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Приказом Дагестанского УФАС России от 03 апреля 2017 года N60 в отношении АО "Дагестанская сетевая компания" (адрес: РД, г.Махачкала, ул. Дахадаева, 73 "А") было возбуждено дело N04-30/2017 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с необходимостью получения дополнительной информацией дело N04-30/2017 неоднократно откладывалось.
Определением от 18.10.2017 г. рассмотрение дела было назначено на 21.11.2017.
21 ноября 2017года Комиссия, изучив материалы дела, установила следующее.
30.01.2017 г. в 10 ч. 00 мин. со слов директора ООО "Аквамаг" ххх позвонил представитель АО "ДСК" и уведомил о полном ограничении потребления электроэнергии на Ф-2 подстанции Юго-Восточная и Ф-33 на подстанции "Компас" по причине неуплаты образовавшейся задолженности за поставленную электроэнергию по объекту: г. Махачкала, ул. Булача, д. 36 (9-ти этажного жилого дома).
01.02.2017 г. АО "ДСК" отключила электроэнергию на Ф-2 подстанции Юго-Восточная ссылаясь на уведомление ПАО "Дагестанская энерго-сбытовая компания" (далее ПАО "ДЭСК") от 16.01.2017 г. Ввиду отключения от электричества всего микрорайона Юго-восточная промзона, была обесточена производственная база ООО "Аквамаг".
После выяснения причин отключения электроэнергии на Ф-2 подстанции Юго-Восточная, Заявителю 02.02.2017 г. от ПАО "ДЭСК" за N32/01-634 пришло уведомление об отмене заявки на ограничение режима потребления электрической энергии потребителя ООО "Аквамаг" с местонахождением ЦЭС Ф-33 и Ф-2 КТП-160 Центральные РЭС.
В соответствии с постановлением Республиканской службы по тарифам от 29.01.2007 г. N1 ПАО "ДЭСК" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Дагестан. Общество приказом управления N48 от 30.08.2005 г. было включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по РД, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 65 процентов и занимает доминирующее положение на рынке оптовой и розничной торговли (реализации) электроэнергии на территории РД.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ и уставу АО "ДСК" основным видом деятельности общества является передача и распределение электрической энергии.
Таким образом, АО "ДСК" является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства (территории - Республика Дагестан).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N147 "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135 "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Между ПАО "ДЭСК" и АО "ДСК" заключен договор (от 19.05.2015 г. N2/ДСК) оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) и приложением N6 к такому договору определен регламент взаимодействия исполнителя и заказчика при ограничении режима потребления электроэнергии (мощности) покупателям.
Между ПАО "ДЭСК" и ООО "Аквамаг" заключен договор энергоснабжения от 01.09.2013 г. N1005101-8-Ц-1 и пункт 2.2.2. договора предусматривает, что Гарантирующий поставщик имеет право инициировать полное и (или) частичное ограничения режима потребления э/энергии в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных случаях, установлены Правилами N 442 (Утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442) и на момент совершения рассматриваемых действий ПАО "ДЭСК" и АО "ДСК" действовала редакция N22 от 26.12.2016 г.
Пункт 2 раздела II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии N 442 гласит, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:
б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;
возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);
В силу пункта 4 раздела II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии N 442 ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются, а в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка (далее - инициатор введения ограничения) на основании его (ее) письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию, указанную в пункте 5 настоящих Правил.
Согласно пункту 5 раздела II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии N 442 ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления.
В силу пункта 15 Постановления N442 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:
размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;
даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;
б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:
введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;
введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;
в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Согласно письменным пояснениям ПАО "ДЭСК" 16.01.2017 г. посредством электронной почты в адрес ООО "Аквамаг" было отправлено уведомление об ограничении потребления электроэнергии. В котором указывалось об имеющейся задолженности ООО "Аквамаг" перед ПАО "ДЭСК" за поставку электроэнергии в размере 395282 рублей 78 копеек.
Дата предполагаемого введения частичного ограничения режима согласно с вышеуказанным уведомлением с 10-00 27.01.2017 г. до 10-00 30.01.2017 г.
В своих пояснениях ООО "Аквамаг" сообщает, что задолженность перед ПАО "ДЭСК" за поставку электроэнергии в размере 395282 рублей 78 копеек образовалась ввиду потребления электроэнергии жилого 9-ти этажного дома в г. Махачкала, ул. Булача 36.
ООО "Аквамаг" как генеральный подрядчик в течении 2015 года несло расходы по содержанию вышеуказанного дома.
10.12.2015 г. Заявителем в адрес ПАО "ДЭСК" было направлено письмо с просьбой о снятии с баланса ООО "Аквамаг" с 01.01.2016 г. жилого 9-ти этажного дома в г. Махачкала, ул. Булача 36 (на основании ст. 161 ЖК РФ), в связи с ведением в эксплуатацию многоквартирного жилого дома.
В материалах дела также имеется обращение собственников жилого дома по ул. Булача 36 в ПАО "ДЭСК" с просьбой открытия лицевых счетов для предоставления электроэнергии.
С начисленной задолженностью ООО "Аквамаг" не согласно.
ПАО "ДЭСК" в обоснование своих действий совершенных в соответствии с пунктом "б" пункта 2 (раздела 1) Правил N 442, не представило ни акты сверки взаиморасчетов с ООО "Аквамаг" за период с 01.01.2016 г. по 16.01.2017 г. подписанные ПАО "ДЭСК" и ООО "Аквамаг" ни иные доказательства задолженности (судебный акт).
Таким образом, в нарушение пп. "б" пункта 2 (раздела 1) Правил N442 ПАО "ДЭСК" без доказательства наличия задолженности ООО "Аквамаг" направило уведомление об ограничении потребления электроэнергии от 16.01.2017 г. N32/01-634.
Пунктом 9 Постановления N442 установлено, что частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.
При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).
Техническая возможность частичного ограничения режима потребления с центров питания исполнителя (субисполнителя) отсутствует в случае, если ограничение режима потребления в требуемом объеме возможно осуществить только путем отключения всех объектов электросетевого хозяйства, питающих энергопринимающие устройства потребителя, что приведет к ограничению режима потребления ниже заданного уровня частичного ограничения и (или) уровня аварийной и (или) технологической брони, а отключение части питающих потребителя объектов электросетевого хозяйства не приведет к требуемому ограничению режима потребления.
В случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, если при этом отсутствует техническая возможность сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) с центров питания исполнителя (субисполнителя), то исполнитель (субисполнитель) вводит полное ограничение режима потребления в сроки, указанные в настоящих Правилах. Потребитель обязан возместить убытки, возникшие вследствие этого у инициатора введения ограничения, у исполнителя (субисполнителя) (а в случае, если было нарушено электроснабжение потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, то указанный потребитель обязан также возместить убытки, возникшие у таких потребителей).
Пунктом 12 Постановления N442 предусмотрено, что при введении ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) составляется акт о введении ограничения режима потребления, содержащий следующую информацию:
а) вид ограничения режима потребления (частичное или полное);
б) дата и время вводимого ограничения режима потребления;
в) уровень вводимого ограничения режима потребления (при частичном ограничении);
г) наименование потребителя, точки поставки, в отношении которых вводится ограничение режима потребления;
д) адрес, по которому производится ограничение режима потребления;
е) технические мероприятия на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя), посредством которых реализовано введение ограничения режима потребления, в том числе место установки отключенных коммутационных аппаратов (при их наличии);
ж) номер и показания приборов учета на дату введения ограничения режима потребления;
з) причины, по которым не было введено ограничение режима потребления (в случае, если ограничение режима потребления не было введено).
Акт о введении ограничения режима потребления составляется в 3 экземплярах и подписывается присутствующими исполнителем (субисполнителем, инициатором введения ограничения), потребителем. В случае отказа потребителя либо инициатора введения ограничения от подписания акта в акте делается соответствующая запись (пункт 13 Постановления N442).
В соответствии с материалами дела N04-30/2017 о нарушении антимонопольного законодательства данный акт не составлялся, и его копия не направлялась ни в адрес ПАО "ДЭСК", ни в адрес ООО "Аквамаг".
Согласно пояснениям представителей АО "ДСК" и ПАО "ДЭСК", присутствовавших ранее на рассмотрении дела, отключений от электроэнергии на Ф-2 подстанции Юго-Восточная не было.
Однако факт отключения от электроэнергии Ф-2 подстанции Юго-Восточная, исходя из представленных документов, по мнению Комиссии подтверждается актами отключения электрической энергии составленными представителями ООО "Аквамаг" и МБОУ СОШ N32.
Следовательно, при введении полного ограничения режима потребления в отношении ООО "Аквамаг" был нарушен порядок введения ограничения режима потребления, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442, а именно: не был составлен Акт о введении ограничения режима потребления, не вручена копия документа о введении ограничения потребителю и сбытовой организации.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 г. N35-ФЗ "Об электроэнергетике" антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа (аналогичная правовая позиция содержится и в Постановлении Федерального Арбитражного суда Московского округа по делу NА40-66312/2013).
Исходя из вышеизложенного и имеющимся материалами дела установлено, что сетевой организацией (АО "ДСК") нарушен порядок ограничения и введения полного ограничения электрической энергии (прекращения подачи электроэнергии).
Согласно ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, в действиях АО "ДСК" г.Махачкала Комиссия Дагестанского УФАС России усматривает нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившиеся в нарушении порядка ограничения и введения полного ограничения электрической энергии, что привело к ущемление интересов ООО "Аквамаг" в сфере предпринимательской деятельности.
Вышеизложенные обстоятельства были изложены в Заключение от 18.10.2017 г. об обстоятельствах по настоящему делу, которое было получено АО "ДСК".
АО "ДСК" какие-либо пояснения, дополнения, возражения на указанное выше заключение в дело не представило.
Согласно пояснениям ООО "Аквамаг" энергоснабжение объектов Общества на момент рассмотрения дела N04-30/2017 на Ф-2 подстанции Юго-Восточная возобновлено.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
РЕШИЛА:
1. Признать АО "Дагестанская сетевая компания" нарушившим ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в незаконных действиях по отключению электрической энергии производственной базы ООО "Аквамаг" на Ф-2 подстанции Юго-Восточная, что привело к ущемлению интересов ООО "Аквамаг" в сфере предпринимательской деятельности
2. В связи с тем, что энергоснабжение объектов Заявителя восстановлено, предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.
Председатель Комиссии Халилов Р.М.
Члены Комиссии Саидов Ш.М.
Магомедов М.А.
Джамалудинов А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 21 ноября 2017 г. N 04-30/2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.12.2017