Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
1. |
_____.. |
заместитель руководителя управления, председатель Комиссии, |
2. |
_____.. |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля обязательных процедур, член Комиссии, |
3. |
_____.. |
специалист-эксперт отдела контроля обязательных процедур, член Комиссии, |
при участии представителей:
ООО "Меридиан" _____.. - доверенность от 09.02.2018 N 1;
ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8" _____.. - доверенность от 12.02.2018 N б/н,
рассмотрев жалобу ООО "Меридиан" на действия ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по текущему ремонту зданий государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8" (Извещение N 31806004148), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Меридиан" (далее - Заявитель) на действия ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по текущему ремонту зданий государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8" (Извещение N 31806004148) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее -Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8", утвержденным наблюдательным советом государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8" (протокол N 22 от 25.12.2017) (далее - Положение о закупках).
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 и 16 ст. 4 Закона о закупках.
11.01.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно: в нарушение п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках Заказчик не установил в Документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Конкурсе; Заказчиком в Документации неправомерно установлены избыточные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок конкретных показателей товаров, указанных в Приложении N 6 "Требования к материалам" к Документации; Заказчик в пп. 2 п. 13 Документации неправомерно установил в качестве критерия оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе - опыт работы по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства и/или объектов, не являющихся объектами капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. Заказчик в п. 9.2 Документации неправомерно обязывает участника закупки представлять документы подтверждающие наличие опыта выполнения работ; в нарушение ч. 5 ст. 4 Закона о закупках Заказчик не разместил в ЕИС разъяснение положений конкурсной документации.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Саратовского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Из жалобы Заявителя следует, что в Документации не установлена надлежащая инструкция по трактовке запятых, точек с запятой, слов ("не более", "не менее", "или", "до"), символы ("-", "+/-", "[ ]", "%", "х").
При этом, заявитель указывает на сложность в заполнении заявки на участие в конкурсе и непонимание каким образом указать характеристики, содержащиеся в приложении N6 в Конкурсной документации "Требования к материалам", такие как:
по п. 3 растворы строительные - марка по прочности на сжатие в проектном возрасте - не менее М150, марка по морозоустойчивости - не менее F50.
Согласно абз. 2 п. 2 Документации при описании участниками закупки выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик (в том числе функциональных характеристик (потребительских свойств) и качественных характеристик товаров (материалов) используемых при выполнении работ должны применяться наименования показателей и единицы измерения в соответствии с Приложением N 1 "Техническая часть" и Приложением N 6 "Требования к материалам" к настоящей конкурсной документации. Значения показателей должны быть конкретными (не допускать разночтения или двусмысленное толкование).
Из требований, содержащихся в документации к описанию указанного товара, не следует, какие марки, подлежащие использованию, необходимо указать в заявке, связи с чем указанный довод Комиссия находит обоснованным.
Вместе с тем, на рассмотрении жалобы представитель заявителя не смог пояснить, какие сложности в заполнении заявки по п. 3 растворы строительные возникли по указанию марки подвижности "Пк2 или Пк3", а также при описании каких характеристик товара возникла необходимость трактовать запятые, точки, точки с запятыми, в связи с чем указанный довод комиссия считает необоснованным.
При этом, заявитель указывает на понимание некоторых обозначений, например, тире в размере, необходимости указания диапазона температур.
Представитель Заказчика указал, что Заявитель имел возможность, в установленный Документацией срок, направить Заказчику запрос разъяснении значений ограничительных слов и символов, однако Заявитель этого не сделал.
В связи с данными обстоятельствами, как поясняет представитель заявителя, он обратился к заказчику за разъяснениями положений конкурсной документации, однако в срок такое разъяснение им получено не было.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика пояснил, что позже обнаружил соответствующий запрос, на который позже был дан ответ.
Из представленного на рассмотрение жалобы запроса следует, что Заявитель просит Заказчика указать конкретный пункт (раздел, часть) Документации, в которой находится инструкция, в которой бы объяснялись значения символов, слов и знаков используемых при описании требований к материалам.
При этом, запрос не содержал указание на какие-либо символы, знаки.
В соответствии с п. 10 Документации любой участник закупки вправе направить в пись-менной форме заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документа-ции. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъ-яснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. В сроки, предусмотренные частью 7 статьи 5 Положения, такое разъясне-ние должно быть размешено заказчиком в единой информационной системе с ука-занием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.
Из жалобы следует, что Заявителем 26.01.2018 был направлен запрос о разъяснении положений Документации. Однако в нарушение установленного в Документации срока, разъяснения не были направлены в адрес Заявителя, а также не был размещен в ЕИС.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика признал факт нарушения срока предоставления разъяснений, отметив при этом, что 14.02.2018 Заказчик разместил в ЕИС указанное разъяснение и направил его Заявителю.
Учитывая изложенное, довод Заявителя о ненаправлении Заказчиком в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса разъяснений положений документации, является обоснованным.
Из жалобы следует, что по позициям 4, 5-8, 9, 14, 17, 42 Приложения N 6 "Требования к материалам" к Документации достоверное значение показателей товаров используемых при выполнении работ, возможно, установить только после проведения испытаний определенной партии товара после ее производства. При этом, конкретные и достоверные значения перечисленных товаров нельзя установить на момент заполнения заявки на участие в Конкурсе.
Заказчиком в Приложении N 6 "Требования к материалам" к Документации установлены, по мнению Заявителя, такие характеристики товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели которых невозможно указать в заявке, поскольку их возможно узнать только после проведения испытаний определенной партии товара после его приобретения.
Так, например, заказчиком указаны требования к конкретному описанию товара, по позициям:
4 смеси сухие для наливных полов, марка "Ветонит" 5000 или эквивалент: прочность на сжатие, МПа (28 суток, +23С, отн. вл. 50%) - не менее 20 Мпа;
5-8 Плитки керамические, типа керамогранит указаны такие характеристики как предел прочности при изгибе не менее 40 Мпа; водопоглощение не более 0,5%, износостойкость (по кварцевому песку) не более 0,18 г/см2, ;
9 - Силикатный одинарный рядовой полнотелый кирпич Водопоглощение должно быть не менее 6%. Отклонение отдельных значений средней плотности изделий в сухом состоянии не должно превышать 50 кг/м3;
14 штукатурка гипсовая универсальная КНАУФ-Ротбанд или эквивалент: прочность на изгиб: не менее 1,0 МПа.;
42 кабель силовой по позиции N 42 - Кабель силовой: Допустимая температура нагрева жил по условию невозгорания при коротком замыкании - +350°С. Предельная температура нагрева жил при коротком замыкании не выше +250°С. Удельное объемное электрическое сопротивление изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил - не менее 1·1010 Ом·см. Водопоглощение (увеличение массы) изоляции - не более 10 мг/см2. Отклонение номинального значения толщины изоляции в минусовую сторону - не более 0,16 мм и т.д с указанием ГОСТа 31996-2012 или ТУ производителя с показателями качества не ниже указанных.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки товара в составе заявок на участие в Конкурсе, поскольку помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, участнику закупки необходимо указать конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подобных сведений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего такие требования к описанию участниками закупки показателей товаров, используемых при выполнении работ не соответствуют требованиям п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, довод Заявителя является обоснованным.
Из жалобы следует, что согласно пп. 2 п. 13 Документации показателем критерия "Квалификация участника конкурса" является опыт работы по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства и/или объектов, не являющихся объектами капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом, согласно Приложению N 5 к Документации участнику Конкурса, что бы получить 100 баллов по указанному критерию необходимо представить исполненные контракты/договора стоимостью 100 % от начальной (максимальной) цены договора.
Между тем, предметом Конкурса является выполнение работ по текущему ремонту зданий государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8".
Заявитель считает, что сформулированный показатель критерия "Квалификация участ-ника конкурса" не позволяет участникам закупки установить, какие именно договоры на подтверждение какого именно опыта выполнения работ необходимо представить участникам в составе заявок. При этом, установленный конкурсной документацией порядок оценки существенно ограничивает круг участников закупки, так как предоставить исполненные контракты по всем вышеуказанным работам и стоимостью 100% от НМЦК и более не соответствует требованиям Закона о закупках и Положению о закупке.
Из письменных пояснений представителя Заказчика следует, что работы по текущему ремонту относятся к строительным работам, как и в свою очередь работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Участникам Конкурса в соответствии с установленным критерием оценки и сопоставления заявок предоставлено право представить в качестве сведений об опыте работ (документов, подтверждающих опыт работ) соответствующие сведения (документы) по одному или нескольким видам работ из числа работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства и/или объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Кроме того, согласно п. 3 ч. 2 ст. 8 Положения о закупке заказчик к участникам закупки, которые осуществляются путем проведения торгов, устанавливаются дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации.
Подпунктом 2 пункта 9.1 Документации установлено требование о наличии опыта работы по строительству или реконструкции или капитальному или текущему ремонту объектов капитального строительства и/или объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и деловой репутации.
Пунктом 9.2 Документации установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такой закупки в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 8 Положения о закупках, который состоит из:
копии исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Установленное дополнительное требование к участникам торгов не связано с предметом торгов, что не соответствует п. 3 ч. 2 ст. 8 Положения о закупке.
Из жалобы следует, что Заказчик обязывает участников Конкурса предоставить вышеперечисленные до-кументы, подтверждающие наличие у участников торгов опыта выполнения работ. Между тем, наличие у участника Конкурса опыта выполнения работ в данной закупке является одновременно также показате-лем критерия оценки заявки на участие в конкурсе.
Из п. 11 ст. 19 Положения о закупке следует, что Участник закупки не допускается к участию в конкурсе в случае непредоставления сведений и документов, предусмотренных настоящим Положением (за исключением документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 части 3 статьи 17), или предоставления недостоверных сведений.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Данный довод комиссия находит обоснованным, поскольку установление одновременно дополнительного требованиям к участникам об опыте работы и установление данного требования в качестве критерия оценки, сокращает количество участников закупки, не представивших документы, подтверждающие их соответствие установленным дополнительным требованиям, и не соответствует установленным п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках требованиям.
На основании вышеизложенного и в соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Меридиан" (ОГРН 1127746738790, ИНН 7705996760) на действия ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8" (ОГРН 1026403043303, ИНН 6453032210) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по текущему ремонту зданий государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8" (Извещение N 31806004148) обоснованной.
Выдать ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, а именно:
В срок до 26.02.2018 отменить протокол вскрытия конвертов N 31806004148-1 от 01.02.2018;
В срок до 26.02.2018 отменить протокол рассмотрения заявок N 31806004148-2 от 02.02.2018;
В срок не позднее 28.02.2018 вернуть лицам представленные ими заявки для участия в Конкурсе;
Не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания, внести в документацию о проведении Конкурса изменения, в порядке, установленном Положением о закупке товаров, работ, услуг ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8", приведя его в соответствие с Законом о закупках;
Продлить срок подачи заявок на участие в Конкурсе, с учетом требований ч. 11 ст. 4 Закона о закупках.
В срок до 09.03.2018 сообщить об исполнении настоящего предписания, представив в Саратовское УФАС России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
ПРЕДПИСАНИЕ N 7-18/оп
15 февраля 2018 года г. Саратов
Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
1. |
_____.. |
заместитель руководителя управления, председатель Комиссии, |
2. |
_____.. |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля обязательных процедур, член Комиссии, |
3. |
_____.. |
специалист-эксперт отдела контроля обязательных процедур, член Комиссии, |
при участии представителей:
ООО "Меридиан" _____.. - доверенность от 09.02.2018 N 1;
ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8" _____.. - доверенность от 12.02.2018 N б/н,
рассмотрев жалобу ООО "Меридиан" на действия ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по текущему ремонту зданий государственного учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N 8" (Извещение N 31806004148),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8":
В срок до 26.02.2018 отменить протокол вскрытия конвертов N 31806004148-1 от 01.02.2018;
В срок до 26.02.2018 отменить протокол рассмотрения заявок N 31806004148-2 от 02.02.2018;
В срок не позднее 28.02.2018 вернуть лицам представленные ими заявки для участия в Конкурсе;
Не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания, внести в документацию о проведении Конкурса изменения, в порядке, установленном Положением о закупке товаров, работ, услуг ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 8", приведя его в соответствие с Законом о закупках;
Продлить срок подачи заявок на участие в Конкурсе, с учетом требований ч. 11 ст. 4 Закона о закупках.
В срок до 09.03.2018 сообщить об исполнении настоящего предписания, представив в Саратовское УФАС России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 15 февраля 2018 г. N 7-18/оп
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.02.2018