Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии представителей:
от заказчика - ГБУ "Жилищник района Братеево",
в отсутствие ООО "Айдон", АО "ЕЭТП" (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 30.11.2017 N МГ/61747/17),
рассмотрев жалобу ООО "Айдон" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ "Жилищник района Братеево" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов и инвентаря для планово-текущего ремонта подъездов в многоквартирных домах ГБУ "Жилищник района Братеево" в 2018 году (реестровый N 31705719340) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в неправомерном установлении требований к поставляемому товару.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.
Вместе с тем согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу N 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 N ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалоба Заявителя содержит ссылку на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
09.11.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок - 30.11.2017. Дата рассмотрения заявок - 04.12.2017, дата подведения итогов - 06.12.2017.
Исходя из текста жалобы Заявителем обжалуется неправомерное установление требований к поставляемому товару "Ацетон", поскольку требуемые значения установленных параметров не соответствуют требованиям ГОСТ 2603-79.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
На основании пунктов 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
-требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
-требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Следовательно, Заказчик должен в Аукционной документации установить требования к товару, его описанию.
В соответствии с пунктом 15.1.6 Положения о закупках заказчиком устанавливаются следующие требования к составу заявки на участие в конкурентных закупках, в том числе: предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора.
Согласно пункту 3.3.2 Аукционной документации первая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать, кроме прочего, предложение о конкретных показателях товара по форме, установленной в приложении 2 Аукционной документации "Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках предлагаемых товаров".
В соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию Аукционной документации установлены сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме (далее - Сведения о качестве).
Таким образом, Заказчиком установлены требования к поставляемому товару, в соответствии с которыми участник Аукциона должен представить в составе заявки описание предлагаемого к поставке товара, его характеристик.
Согласно пункту 20 Сведений о качестве установлены требования к товару "Ацетон", в том числе:
-Массовая доля воды - не более 0,8%;
-Массовая доля метилового спирта - не более 0,005%;
-Массовая доля кислот в пересчете на уксусную кислоту - не более 4%.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, описание закупаемых товаров составлено в соответствии с потребностями Заказчика и на основании нормативных значений государственных стандартов, указанных в составе формы Сведения о качестве (в том числе, ГОСТ 2768-84 Ацетон технический. Технические условия). При этом Заказчиком не установлено требование о соответствии товара требованиям ГОСТ 2603-79.
Таким образом, вопреки доводу Заявителя, Заказчиком в составе Аукционной документации не установлено требование о соответствии товара "Ацетон" требованиям ГОСТ 2603-79.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств обратного не представил. Запросов на разъяснение положений Аукционной документации Заявитель не подавал.
Согласно представленным сведениям, для участия в Аукционе подано 2 заявки.
Учитывая указанные обстоятельства, а также недоказанность довода жалобы, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя необоснованной.
Кроме того, Комиссией на основании части 17 статьи 18 Закона о защите конкуренции в ходе заседания выявлены иные нарушения в действиях Заказчика.
Как указано ранее, пунктом 20 Сведений о качестве установлены требования к товару "Ацетон", в том числе: массовая доля кислот в пересчете на уксусную кислоту - не более 4%.
Согласно требованиям Аукционной документации все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе: Ацетон ГОСТ 2768-84.
В соответствии с требованиями ГОСТ 2768-84 массовая доля кислот в пересчете на уксусную кислоту, не более 0,001; 0,002; 0,003%.
Таким образом, требование по показателю "массовая доля кислот в пересчете на уксусную кислоту" товара "Ацетон" не соответствует требованиям ГОСТ 2768-84, которому должен соответствовать товар в соответствии с инструкцией к форме Сведения о товаре.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, максимальное значение по указанному показателю установлено ввиду технической ошибки, комиссия при рассмотрении заявок не будет учитывать указанные характеристики.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости закупки.
Таким образом, в рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-2547/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.12.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 04.12.2017 по делу N 1-00-2547/77-17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГБУ "Жилищник района Братеево" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов и инвентаря для планово-текущего ремонта подъездов в многоквартирных домах ГБУ "Жилищник района Братеево" в 2018 году (реестровый N 31705719340) (далее - Аукцион), а именно:
Заказчику провести рассмотрение заявок, поступивших на участие в Аукционе, без учета требований Аукционной документации к товару "Ацетон" ("массовая доля кислот в пересчете на уксусную кислоту") согласно решению Комиссии Московского УФАС России от 04.12.2017 по делу N 1-00-2547/77-17.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 09.03.2018.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 16.03.2018 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 декабря 2017 г. N 1-00-2547/77-17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.02.2018