Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Волгоградского УФАС России (далее - Волгоградское УФАС России или Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии |
- заместитель руководителя Управления - Никуйко Ирина Борисовна, |
Члены Комиссии |
- заместитель начальника отдела - Алимова Елена Владимировна, |
|
- главный специалист-эксперт - Берендеев Илья Юрьевич, |
рассмотрев дело N 17-03-5-02/724 по признакам нарушения ООО "Камышин Медиа ТВ" п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
с участием представителей: от ООО "Камышин Медиа ТВ" _, доверенность от 09.01.2018 N 4; от комитета по управлению имуществом администрации городского округа-город Камышин _, доверенность от 23.01.2018 N 2; заявитель ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие; иные лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила).
В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.
Правилами в п. 4 предусмотрено, что в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.
В Волгоградское УФАС России поступило заявление (вх. N 10051 от 26.10.2017), в котором сообщалось об установке рядом с Центральным рынком г. Камышина на оживленном перекрёстке, окруженном пешеходными переходами, рядом с павильоном сети быстрого питания "AIK" большого монитора, транслирующего рекламу. К заявлению приложена фотография рекламного монитора.
Заявитель считает, что данная рекламная конструкция мешает пешеходам, отвлекает водителей, ссылается на большое количество дорожно-транспортных происшествий на данном участке.
В рамках рассмотрения заявления были направлены запросы информации в адрес администрации городского округа - г. Камышин Волгоградской области, УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области и ОГИБДД МО МВД России "Камышинский" Волгоградской области.
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа - город Камышин (далее - Комитет) в письме от 30.11.2017 исх. N 02-03/3391 (вх. N 11694 от 12.12.2017) указал на следующее.
Руководствуясь положениями административного регламента "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "выдача (аннулирование) разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа - город Камышин", утвержденного постановлением администрации городского круга - город Камышин от 15.11.2016 N 2090-п Комитетом было выдано разрешение ООО "Камышин Медиа ТВ" разрешение от 28.04.2107 N 6.21 (распоряжение от 28.04.2017 N 176) на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (уличный пилон) по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Пролетарская, 101, на фасаде здания.
Поскольку здание, на котором размещен пилон, не является объектом муниципальной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 13.10.2015 34-АБ N 738705), указанное здание не было включено в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа-город Камышин.
Для размещения рекламной конструкции между ООО "Камышин Медиа ТВ" и ООО "Радуга" во исполнение ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе был заключен договор аренды рекламного места от 18.04.2017 N 1.
Органы внутренних дел в ответ на запрос антимонопольного органа от 21.11.2017 исх. N 02-14/7338 о представлении сведений о количестве дорожно-транспортных происшествий, выявленных на участке по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, пересечение ул. Пролетарской и ул. Базарова) за период сентябрь 2016 года - ноябрь 2017 года (помесячно) представили следующие сведения (вх. N 11973 от 20.12.2017, вх. N 11974 от 20.2.2017).
За период сентябрь 2016 года - ноябрь 2017 года на указанном участке было зафиксировано 5 ДТП (20.06.2017. 19.07.2017, 04.08.2017, 19.10.2017, 01.11.2017).
Закон о рекламе в ст. 5 установил общие требования к рекламе. В частности, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
В соответствии с письмом Минпромторга России от 01.03.2016 "О применении требований ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" требования ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.09.2015 N 1033, в обязательном порядке применяются к возводимым с 1 марта 2016 года средствам наружной рекламы.
В соответствии с письмом Росстандарта "О применении ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 принят постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст и введён в действие 01.07. 2003.
ГОСТ Р 52044-2003 распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений. Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" ГОСТ Р 52044-2003 подлежит применению на добровольной основе.
Вместе с тем на основании положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требования к установке и эксплуатации рекламных конструкций, описанные в виде ссылки на ГОСТ Р 52044-2003 в конкурсной документации, являются обязательными для исполнителя соответствующих работ, и их неисполнение может рассматриваться как ненадлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта.
Кроме того, с 15 февраля 2015 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827.
Абзацем 2 п. 5 ТР ТС 014/2011 предусмотрено, что технические требования ТР ТС 014/2011 не распространяются на улицы населенных пунктов.
Исходя из буквального и системного толкования норм ТР ТС 014/2011, на улицы населенных пунктов не распространяются только технические требования Технического регламента, в то время как пункт 13.8 ТР ТС 014/2011, в части касающейся средств наружной рекламы, не содержит технических требований, а устанавливает общие условия их размещения.
Распространение п. 13.8 Технического регламента на возникшие правоотношения, связанные с установкой и эксплуатацией средств наружной рекламы, не противоречит положениям пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 (постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.10.2016 N Ф05-14816/2016 по делу N А41-108680/15).
Так, в соответствии с п. 13.8 Технического регламента средства наружной рекламы с целью обеспечения безопасности дорожного движения средства наружной рекламы не должны:
- размещаться на дорожном знаке, его опоре или на любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения;
- ухудшать видимость средств регулирования дорожного движения или снижать их эффективность;
- иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода, животных или иного объекта;
- иметь яркость элементов изображения при внутреннем и внешнем освещении выше фотометрических характеристик дорожных знаков;
- освещаться в темное время суток на участках дорог, где дорожные знаки не имеют искусственного освещения.
В силу пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.
В силу п. 6.10 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы размещают с учетом проекта организации движения и расположения технических средств организации дорожного движения.
Наружная реклама не должна:
- вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным;
- ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения и мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства;
- иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта;
- издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги лицами с нормальным слухом (п. 4.2 ГОСТ Р 52044-2003).
Данные требования направлены на обеспечение защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, в связи с чем подлежат применению в рассматриваемом случае.
Сведения, представленные органами внутренних дел в рамках рассмотрения заявления, свидетельствовали о том, что фиксация ДТП на участке по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, пересечение ул. Пролетарской и ул. Базарова началась после выдачи разрешения на рекламную конструкцию.
С учётом изложенного определением от 26.12.2017 было возбуждено производство по делу N 17-03-5-02/724 в отношении ООО "Камышин Медиа ТВ", рекламораспространителя - лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).
В рамках рассмотрения дела ООО "Камышин Медиа ТВ" не согласилось с наличием в своих действиях признаков нарушения рекламного законодательства, указав на следующее.
В соответствии с постановлением администрации городского округа - город Камышин от 15 ноября 2016 года N 2090-п комитетом по имуществу г. Камышина ООО "Камышин Медиа ТВ" было выдано разрешение от 28 апреля 2017 года N 6.21 (распоряжение от 28.04.2017 N176) на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (уличный пилон по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Пролетарская, д. 101 на фасаде здания). Данное разрешение было согласовано с Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области с учетом проекта организации движения и расположения технических средств дорожного движения (см., в том числе письмо Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 25.01.2018 исх. N 25/669). 18 апреля 2017 года между ООО "Камышин Медиа ТВ" и ООО "Радуга" был заключен основной договор аренды рекламного места для размещения на нем светодиодного экрана (пилона).
ООО "Камышин Медиа ТВ" приобрело в г. Новосибирск светодиодный экран (пилон) размером 1536x2112 мм, о чем свидетельствует договор на поставку товара, заключенный между ООО "Камышин Медиа ТВ" и ООО "ЗСП" N З.КЛ-2017.05-278 от 17 мая 2017 года. Товар (пилон) согласно акту оказания услуг с ООО "Деловые линии" N 111693/0038 от 11 августа 2017 ООО "Камышин Медиа ТВ" был принят 11 августа 2017 года в г. Камышине. Монтаж экрана в соответствии с постановлением администрации городского округа-город Камышин и ГОСТ 52044-2003 от 22.04.2003 и п. 13.8 Технического регламента средств наружной рекламы ООО "Камышин Медиа ТВ" был осуществлен 21 августа 2017 года на фасаде здания по адресу: г. Камышин, ул. Пролетарская, д. 101.
21 августа 2017 года между ООО "Камышин Медиа ТВ" и ИП Брязжиков О.В. был заключен договор N 1 о сотрудничестве (партнерстве) с целью расширения сбыта продукции, увеличения клиентской базы, а именно в сфере оказания услуг по размещению рекламного материала (видеоролика) "Заказчика" на рекламной конструкции (световой экран-пилон), расположенной по адресу: Волгоградская область, г Камышин, ул. Пролетарская, д. 101.
Таким образом, как подтвердил представитель рекламораспространителя, реклама на рассматриваемой рекламой конструкции начала фактически распространяться с 22.08.2017.
ООО "Камышин Медиа ТВ" представлены сведения о заключенных договорах на распространение рекламы, в том числе социальной рекламы (например, социальные ролики ГИБДД МО МВД России "Камышинский"в целях обеспечения безопасности дорожного движения и взаимного сотрудничества по снижению аварийности на территории г. Камышина и Камышинского района).
Представитель рекламораспространителя указал, что ежедневно трансляция рекламы на рассматриваемой рекламной конструкции осуществляется с 7:00 до 20:00 часов.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции была осуществлена с учетом искусственного освещения улиц общего пользования, при котором в темное время суток дорожные знаки имеют искусственное освещение. Место расположения конструкции было определено таким образом, чтобы не происходило ослепление участников дорожного движения светом, в том числе отраженным. Реклама не размещается на дорожных знаках и опорах, предназначенных для регулирования движения, рекламная конструкция не имеет сходства с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами; звуки при трансляции рекламных роликов отсутствуют, что обеспечивает защиту жизни и здоровья граждан и не нарушает прав иных лиц.
Согласно информации от ГИБДД МО МВД России "Камышинский" все ДТП, произошедшие в 2017 году на пересечении улиц Пролетарская и Базарова, не связаны с установкой и работой данной рекламной конструкции (пилона). Большая часть ДТП, произошедших на данном перекрестке, произошли до установки и ввода в эксплуатацию данной рекламной конструкции (пилона) (см. письмо Межмуниципального отдела МВД России "Камышинский" исх. от 22.01.2018 N 48/2092).
Представитель рекламораспространителя просил учесть также, что в отношении ООО "Камышин Медиа ТВ" отсутствуют какие- либо предписания со стороны контролирующих органов в сфере угроз безопасности движения автомобильного транспорта по поводу возможных нарушений, связанных с работой данной рекламной конструкции.
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа-город Камышин поддержал позицию ООО "Камышин Медиа ТВ", указав на следующее.
В ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Здание магазина общей площадью 186,7 кв.м., с кадастровым номером 34:36:000020:3090, расположенное по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Пролетарская, дом 101 принадлежит на праве собственности ООО "Радуга", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 13.10.2015.
Вместе с заявлением на выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа - город Камышин ООО "Камышин Медиа ТВ" было приложено согласие собственника недвижимого имущества ООО "Радуга и договор аренды рекламного места от 18.04.2017 между ООО "Радуга" и ООО "Камышин Медиа ТВ".
В силу настоящего стандарта ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.02.2016 N 84-ст) (далее - ГОСТ Р 52044-2003) распространяется на средства наружной рекламы (рекламные конструкции), размещенные на территориях населенных пунктов. Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.
Рассматриваемая рекламная конструкция, как указал представитель Комитета, размещена за пределами границ коридора безопасности (см. расчет по определению границ коридора безопасности в соответствии с Государственным стандартом ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", копия приобщена к материалам дела).
В рамках рассмотрения дела было установлено, что причины ДТП, произошедших на пересечении ул. Пролетарской и ул. Базарова в г. Камышине Волгоградской области, не связаны с ослеплением, либо отвлечением водителей на данную рекламную конструкцию. Так как фактический монтаж рассматриваемой рекламной конструкции и ввод её в эксплуатацию был осуществлен после 21 августа 2017 года, сведения о росте количества ДТП после получения разрешения на установку рекламной конструкции, не подтверждаются.
Информацией о завышении яркости экрана, сходства рекламной конструкции с дорожными знаками, Комиссия антимонопольного органа также не располагает.
Таким образом, в процессе рассмотрения дела Комиссией антимонопольного органа было установлено отсутствие фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе, поскольку рекламораспростанителем было доказано отсутствие при эксплуатации рекламной конструкции угрозы безопасности движения автомобильного транспорта.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама является ненадлежащей только в случае, если не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Правилами в подп. "а" п. 36 предусмотрено, что производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь подп. "а" п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Производство по делу N 17-03-5-02/724 прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 9 февраля 2018 г. N 17-03-5-02/724
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.02.2018