Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее соответственно - комиссия; Управление), в составе:
<_>,
изучив в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции), ч. 10 - 13 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон о закупках) жалобу общества с ограниченной ответственностью "Родер" (ОГРН 1065044012890; ИНН 5044052189; КПП 504401001) (далее - ООО "Родер"; заявитель) на действия заказчика - государственного автономного учреждения культуры Волгоградской области "Агентство развития туризма и социокультурных проектов" (ОГРН 1103444003673; ИНН 3444178231; КПП 344501001) (далее - ГАУК ВО "АРТиСП"; заказчик) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о закупках способом "конкурентные переговоры" на оказание услуг по подготовке, организации проведения, оснащению и обслуживанию Фестиваля болельщиков FIFA чемпионата мира по футболу 2018 года в городе Волгограде (извещение о проведении закупки N 31806054060)
с участием в заседании комиссии:
<_>,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России) 19.02.2018 вх. N 1264 поступила жалоба ООО "Родер" на действия заказчика - ГАУК ВО "АРТиСП" при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о закупках способом "конкурентные переговоры" на оказание услуг по подготовке, организации проведения, оснащению и обслуживанию Фестиваля болельщиков FIFA чемпионата мира по футболу 2018 года в городе Волгограде (экземпляр жалобы направлен также из ФАС России письмом от 22.02.2018 исх. N РП/11946/18).
Извещение о проведении закупки N 31806054060 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 25.01.2018 (дата размещения текущей редакции извещения - 01.02.2018).
Содержание жалобы: неправомерный отказ в допуске ООО "Родер" к участию в конкурентных переговорах; дискриминация и необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьёй 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учётом особенностей, установленных ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в частности, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках).
В соответствии с правилами ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
В связи с наличием оснований, предусмотренных ч. 10 - 12 ст. 3 Закона о закупках, ч. 1 - 8 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба ООО "Родер" принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление от 20.02.2018 исх. N 04-22/956).
В ходе рассмотрения дела представителями заказчика и уполномоченного органа заявлены возражения на жалобу заявителя, указано на необоснованность доводов ООО "Родер".
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.
1. Извещение о проведении оспариваемой закупки N 31806054060 размещено ГАУК ВО "АРТиСП" 25.01.2018 (с изм. от 01.02.2018) на официальном сайте ЕИС в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru).
Закупка проводится способом "конкурентные переговоры", предмет закупки - оказание услуг по подготовке, организации проведения, оснащению и обслуживанию Фестиваля болельщиков FIFA чемпионата мира по футболу 2018 года в городе Волгограде.
ООО "Родер" подана заявка для участия в названной закупке (п. 3 протокола N 976/КП от 13.02.2018 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурентных переговорах), порядковый номер заявки - 3.
В соответствии с протоколом N 976/2КП от 15.02.2018 проведения отборочного этапа закупочной комиссией принято решение об отказе ООО "Родер" в допуске к участию в конкурентных переговорах на основании подп. "а" п. 13.30 Положения о закупке, на основании подп. "а" п. 5.2.2 раздела 1 документации о проведении конкурентных переговоров в связи с отсутствием выписки из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которая получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентных переговоров, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Участником закупки представлена информация об ООО "Родер", полученная с сайта ФНС России в виде электронного документа, распечатанная на бумажном носителе и представленная в виде электронного документа.
Считая неправомерным отклонение поданной ООО "Родер" заявки, заявитель обратился с жалобой в антимонопольный орган. Позиция заявителя обосновывается ссылками на ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", а также на позицию Минэкономразвития России, изложенную в письме от 30.09.2015 N Д28и-2944, по вопросу о возможности представления участниками закупок выписки из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанной квалифицированной электронной подписью налогового органа.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утверждёнными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с п. 13.10.2 Положения о закупках ГАУК ВО "АРТиСП" заявка на участие в конкурентных переговорах должна содержать информацию и документы об участнике закупки, подавшем заявку на участие в конкурентных переговорах, указанные Заказчиком в документации о проведении конкурентных переговоров, в том числе выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентных переговоров, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Аналогичное требование предусмотрено в подп. "б" ч. 3 п. 17 раздела 2 "Информационная карта конкурентных переговоров" документации о закупке N 31806054060.
В соответствии с п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируется Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи).
Согласно п. 1 - 2 ст. 4 Закона об электронной подписи принципами использования электронной подписи являются, в том числе, право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия; возможность использования участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любой информационной технологии и (или) технических средств, позволяющих выполнить требования настоящего Федерального закона применительно к использованию конкретных видов электронных подписей.
Под участниками электронного взаимодействия понимаются осуществляющие обмен информацией в электронной форме государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также граждане (п. 11 ст. 2 Закона об электронной подписи).
Таким образом, использование электронной подписи при совершении сделок, в том числе при подаче заявок для участия в закупке, возможно в отношениях между участниками электронного взаимодействия, в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ).
В соответствии с п. 13.14 Положения о закупках заявка на участие в конкурентных переговорах подаётся в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание данной заявки до вскрытия конверта. На конверте должно быть указано наименование конкурентных переговоров; наименование и адрес Заказчика; полное наименование участника конкурентных переговоров и почтовый адрес.
Согласно п. 3.1.1 раздела 1 документации о закупке участник конкурентных переговоров подаёт заявку на участие в конкурентных переговорах, составленную в соответствии с требованиями, содержащимися в документации, в письменной форме в запечатанном конверте, оформленном в соответствии с пунктом 3.7. указанного раздела.
В этой связи комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу об обоснованности возражений заказчика о том, что перечисленные нормы Положения о закупках и закупочной документации свидетельствуют, что в рамках спорной закупки возможна только письменная форма подачи заявки. Возможность подачи заявки в электронном виде (электронное взаимодействие) отсутствовала. Таким образом, ссылки заявителя на положения Закона об электронной подписи, а также на позицию Минэкономразвития России, изложенную в письме от 30.09.2015 N Д28и-2944, являются необоснованными.
Документацией о закупке не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа, заказчик и участники закупки участниками электронного взаимодействия не являлись. Следовательно, представление выписки из ЕГРЮЛ в виде электронного документа не является выполнением участником закупки установленных требований к заявке. Самостоятельно распечатанные сведения о юридическом лице из ЕГРЮЛ не являются оригиналом выписки для участия в закупке и подлежат засвидетельствованию в нотариальном порядке либо в виде бумажного документа, выданного ФНС России по результатам предоставления соответствующей государственной услуги.
ООО "Родер" для участия в закупке подан запечатанный конверт, оформленный в соответствии с п. 3.7 раздела 1 закупочной документации, что свидетельствует о письменной форме подаче заявки. Вместе с тем, при вскрытии запечатанного конверта с заявкой закупочная комиссия установила наличие информации, полученной с сайта ФНС России в виде электронного документа и распечатанной копии на бумажном носителе, что не соответствует п. 13.10.2 Положения о закупке и подп. "б" ч. 3 п. 17 раздела 2 документации о проведении конкурентных переговоров.
Представленная заявителем выкопировка информации из ЕГРЮЛ не является оригиналом выписки из данного реестра, а также не является нотариально удостоверенной копией данной выписки.
Из вышеизложенного следует, что у комиссии имелись основания для принятия решения об отказе ООО "Родер" в допуске к участию в конкурентных переговорах, доказательств создания дискриминационных условий и (или) необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, антимонопольным органом не выявлено.
Рассмотрев доводы заявителя, комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО "Родер".
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. 10 - 13 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Родер" (ОГРН 1065044012890; ИНН 5044052189; КПП 504401001) на действия заказчика - государственного автономного учреждения культуры Волгоградской области "Агентство развития туризма и социокультурных проектов" (ОГРН 1103444003673; ИНН 3444178231; КПП 344501001) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о закупках способом "конкурентные переговоры" на оказание услуг по подготовке, организации проведения, оснащению и обслуживанию Фестиваля болельщиков FIFA чемпионата мира по футболу 2018 года в городе Волгограде (извещение о проведении закупки N 31806054060) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 1 марта 2018 г. N 18-01-18.1-04/63
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.03.2018